Конспект образовательной деятельности (в рамках проекта познавательной направленности)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Будникова Оксана Александровна

Данное занятие было показано на городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_budnikova_o.a._po_forme.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будникова Оксана Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 80»,

г.Дзержинск

Конспект непосредственно образовательной  деятельности

в старшей группе общеразвивающей направленности по развитию речи

с элементами формирования основ безопасного поведения

Тема: «Зимние развлечения»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

                                                                          «Социально-коммуникативное развитие»

Цель:  совершенствование монологической формы речи, умения грамматически верно и содержательно формулировать предложение в процессе коллективной беседы по сюжетной картине.

Задачи:

1) совершенствовать умение отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки ([т’ - ш], [ч – т'] [ш-ж]), закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными;

2) развивать умение рассматривать картину с целью выявления существенных признаков сюжета и самостоятельного составления предложений описательного характера, умение участвовать в коллективном разговоре в процессе рассматривания сюжетной картины, помогая содержательно строить высказывания;

3) воспитывать уважительное отношение к сверстникам, их мнению, умение слушать других участников беседы, не перебивать.

4) закреплять представления детей о безопасном поведении в случаях обнаружения оставленных без присмотра вещей и безопасного поведения на льду.

Средства: посылка от героев мультфильма «Трое из Простоквашино», карта выполнения заданий, мяч, сюжетные картинки, сюжетная картина с проблемным моментом, тематические сувениры-поощрения от героев мультфильма.

 

Словарная работа: зимние, тюбинг, надувные санки, опасность, водоем, благополучно.

Предпосылки формирования УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки в сюжетной картине; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать и выполнять инструкции.

Способы (включающие ребенка в деятельность и организующие):

- привлечения внимания детей: выяснение обстоятельств появления посылки в группе, воспитатель принимает на себя роль участника группы и не является инициатором заданий

- мотивации: привнесение нового элемента в развивающую предметно-пространственную среду группы (посылка), карта с заданиями от  героев известного мультфильма, яркие дидактические пособия (сюжетные картинки, выполненные детьми; сюжетная картина для обсуждения), перемещение по группе в процессе смены видов деятельности

- объяснения: наглядность (непосредственно предметы, картинки, карта), коллективный разговор.

- организации СДД: игра в мяч, работа в парах при составлении предложений по сюжетной картине.

- рефлексии: экспресс-опрос

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: выбор правильного поведения в ситуации обнаружения чужого оставленного без присмотра предмета (посылки), работа с картой, взаимодействие в парах,  участие в коллективном разговоре, ситуация оценивания успешности собственной деятельности.


Структура НОД

Содержание НОД

Средства

Формы

работы

Образовательные цели и задачи

Создание мотива-ционного поля (организа-ционный момент)

Доброе утро ребята.  Меня зовут Оксана Александровна, сегодня я пришла к вам в гости и очень рада с вами познакомиться. Как вас много! Какая у вас красивая группа! Ой, а что это? Это ваша посылка?

Слово,  привнесение незнакомого элемента в РРПС группы

Обсуждение

Развитие навыков безопасного поведения при обнаружении неизвестного предмета

Как же нам узнать, что в ней? Ребята, но это же чужая коробка, это может быть опасно! Давайте дружно и четко скажем такие слова: «Тише-тише-тише-тише-тише, подойдём чуть-чуть поближе»

Чистоговорка

Повторение

Совершенствование звуковой культуры речи

Здесь что-то написано, прочитаем?

Куда: в детский сад №142 города Дзержинска

Кому: ребятам старшей группы

Ребята, это вам?

От кого: от Д. Фёдора

Ребята, откуда же посылка?

 

Ну да конечно же, а кто нам её принёс?

И что же нам с ней делать?

Конечно, открыть эта посылка безопасна, прислал ее хорошо знакомый нам дядя Федор.

Слово, проблемный вопрос

Беседа,

Совместный поиск ответа на проблемный вопрос

Развитие навыков безопасного поведения при обнаружении неизвестного предмета

Основная часть

Ребята, здесь что то лежит, посмотрим.

А как вы думаете что это такое?

Молодцы, ребята, это карта и нам нужно в ней разобраться!

Давайте найдем первый пункт на нашей карте. (Он обозначен цифрой 1) Что здесь нарисовано?

Проблемный вопрос, карта-схема последовательности действий

Обсуждение, поиск ответов

Игра с мячом «Подбери признак

Значит, нам нужно найти мяч?

Ребята, а здесь лежит какая-то записка. Прочитаем? Да это же подсказка от Шарика с Матроскиным.  

Игра с мячом  (Текст подсказки: «Взрослый называет слово и бросает мяч кому-то из детей, а тот, кто поймал мяч, добавляет к нему подходящее по смыслу прилагательное и бросает мяч ведущему»).

Давайте попробуем, например: Снег (какой?) холодный  (горка, метель, елка,  лед, варежки, сосулька, шарф, Дед Мороз, подарок, валенки, снеговик, мороз, звезда, санки)

Молодцы! Справились! Поиграли!

Игра, мяч, слово

Совместная игра с мячом малой подвижности

Упражнение в согласовании имени прилагательного с существительным, подбор признака к предмету

Составление предложений по сюжетной картинке (взаимодействие детей в парах)

Давайте посмотрим на карту, что же ждет нас дальше?

Что мы должны найти в группе?  

Рассаживайтесь парами. Что же здесь?  А здесь опять записка от Шарика и Матроскина.

Текст записки: «Ребята, у вас на столах картинки с разными зимними развлечениями. Вы в парах их рассмотрИте и потом расскажИте остальным ребятам, что нарисовано на вашей картинке»  (коньки, санки, снеговик, лыжи, снежки, снежные постройки, тюбинг). Еще чуть-чуть посмотрите. Кто готов? (Ребята, посмотрите, какая интересная картинка у Маши и Саши)

Какие молодцы, сколько мы знаем о зимних забавах и как дружно и весело можно играть зимой и заниматься спортом.

Сюжетные картинки, слово

Рассматривание, взаимодействие в парах

Развитие умения составлять предложения  описательного характера в процессе рассматривания сюжетной картинки

Физкультминутка

Устали? Отдохнем немножко?

Вставайте около стульев, слушайте игру и повторяйте движения.

Физминутка

Мы на лыжах в лес идем,          Дети машут руками, словно

 Мы взбираемся на холм.           Работают лыжными палками.

 Палки нам идти помогут,

 Будет нам легка дорога.

 Вдруг поднялся сильный ветер,      Вращение туловищем

 Он деревья крутит, вертит                    вправо и влево.

 И среди ветвей шумит.

 Снег летит, летит, летит.

 По опушке зайчик скачет,                      Прыжки.

 Словно белый мягкий мячик.

 Раз прыжок и два прыжок –

 Вот и скрылся наш дружок!

 Хоть приятно здесь кататься,

 Надо снова заниматься .                  

Молодцы! Какие вы внимательные!

А теперь вернемся к карте и узнаем, что ждет нас дальше.

Движение, слово

Физкультминутка

Формирование потребности в двигательной активности, снятие мышечного и умственного напряжения

Беседа по сюжетной картине «Прогулка на лыжах»

Где же следующий шаг?

 Что здесь нарисовано? А где же они в группе?!

Давайте пойдём и присядем на стульчики. Смотрите, и снова подсказка! «Ребята, дядя Федор прислал вам картину. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте рассказать, что на ней изображено».

Ребята, справимся?

Только давайте договоримся, что отвечать будем полным предложением.

Вопросы:

1) Какое время  года изображено на картине?  А по каким признакам вы определили, что это зима?

2) Кого мы видим на картине?

3) Что делает мальчик?

4) Посмотрите ребята, а какое у мальчика настроение? Он веселый? А почему мальчик не веселый?  Какое у него лицо? Чем перепуган мальчик?

5)Какую опасность вы здесь заметили? Что делает ворона на льду около мальчика?

6)Так где же мальчик катается на лыжах? (на катке? На стадионе?) На водоеме – на реке или на озере.

7)  Как вы думаете, как он здесь оказался?

8)Чем может закончиться такое развлечение?

9) Какие советы мы можем дать другим детям, чтобы зимнее развлечение не закончилось бедой?

Всё правильно ребята! Рассмотрев картину, мы поняли, что кататься на льду - это опасно!

10) Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Хорошо, я очень рада, что все благополучно закончилось.

Мы молодцы, хорошо рассмотрели картину и рассказали о ней.

Сюжетная картина, вопросы, проблемные вопросы

Беседа, коллективный разговор

Развивать умение рассматривать картину с целью выявления существенных признаков сюжета и самостоятельного составления предложений описательного характера, умение участвовать в коллективном разговоре в процессе рассматривания сюжетной картины, помогая содержательно строить высказывания.

Закреплять представления детей о безопасном поведении на льду и осознание необходимости избегать таких ситуаций.

Заключительная часть

Рефлексия

А сейчас снова вернемся к карте и посмотрим, остались еще непройденные шаги? Давайте вспомним:

Что мы делали сначала? (цифра 1)

А на цифре 2?

Что мы делали дальше?

Ребята, вам понравилось выполнять задания от героев мультфильма Простоквашино?

Какое задание вам понравилось больше?

С каким заданием вам было легко справится?

А что было выполнить сложно?

И мне очень понравилось с вами выполнять задания от дяди Федора.

Слово, карта

Беседа, экспресс-опрос

Развивать умение проводить элементарный анализ своей деятельности, самоанализ собственных успехов и затруднений.

Сюрпризный момент, оценка деятельности детей

Все знаки и символы на карте мы разгадали?

Подарок? А где же нам его искать?

Ну, конечно, в посылке.

Давайте откроем посылку, и посмотрим!

Дяде Фёдору и его друзьям очень понравилось, что вы много знаете о зимних развлечениях,  умеете о них рассказать и что зима проходит у вас также весело как у них в Простоквашино.

И я благодарю вас, ребята, что взяли меня с собой в такое увлекательное путешествие.  Мне было  с вами очень весело и интересно! До свидания.

Карта, слово,

Поощрение

Воспитывать ощущение радости и удовлетворенности от успеха своей деятельности посредством поощрения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с  детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна». Задачи:1.      Расширять и обо...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе, познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы».

КонспектНепрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе,познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы»....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе, познавательного направления экологического воспитания. Тема: «Юные любители природы».

Цель:1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.3) Воспитывать в детях ...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для воспитанников с ТНР «Деревья осенью» (интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое р

Цель: Развитие общих речевых навыков и мелкой моторики рук с использованием пластических форм (пластилин),  формировать умения передавать в работе характерные особенности вн...

Конспект совместной деятельности детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:«Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важно!»

Совместная деятельность детей и педагога познавательной направленности в рамках информационно - исследовательского проекта на тему:  «Мусор - это плохо, мусор - это хорошо, мусор - это важн...