Консультация "Гуманное отношение к окружающему миру"
консультация по окружающему миру на тему

Циркевич Евгения Сергеевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_oktyabr.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитываем у детей гуманное отношение к окружающему миру»

Важное  влияние  на  формирование  личности,  ее  умственное,  нравственное,  эстетическое, трудовое  и  физическое  воспитание  оказывает  природа.  Взрослые,  вспоминая  свое  детство,  невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, в котором впервые собирали грибы и ягоды.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное в это время  -  проявлять по отношению к  ребенку  любовь,  ласку,  чаще  употреблять  ласковые  слова, поглаживание,  хвалить  малыша  за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, покормил птичку), обучать  способам  выражения  сочувствия,  внимания  (погладить  плачущего,  поблагодарить,  попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым, детям, животным и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку  и  быстро  усваивает,  что  вызвало  положительную  реакцию,  а  что  —  отрицательную.

Нравственные  нормы,  даже  те,  которые  ребенок  хорошо  знает,  не  сразу  начинают  руководить его  поведением.  Первоначально  они  выполняются  только  по  требованию  взрослого  или  в  его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить  наличие нравственных качеств  и  выполнение норм  сверстником,  чем  самим  собой.  Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых  -  «жалоб-заявлений»,  которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ  поведения,  который  дошкольники выражают  следующим  образом:  «Нельзя  обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать»  и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если  ребенок  объясняет,  почему  норму  необходимо  соблюдать.  Учите  детей  доброте  всегда  и везде. Даже сказанное невзначай слово будет услышано. Во время совместной прогулки не забывайте  посмотреть  по  сторонам,  подметить  красивое,  интересное.  Всегда  есть  что-то,  достойное внимания, а возможно, и сочувствия. Не ленитесь объяснить ребенку, почему вы сочли нужным проявить участие или сочувствие. Видя ваше бережное отношение к окружающему миру, ребенок впитает его так же естественно, как материнское молоко. И это обернется пользой, прежде всего,  для  Вас  самих.  Во  время  таких  наблюдений  расширяется  кругозор,  любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как  блестят  капельки  росы  на  траве,  как  блестит  снежок.  Можно  вспомнить  стихи  о  природе.

Любовь, настоящая забота о природе возникают у детей, лишь когда ежедневно перед ним стоит пример отношения к природе взрослого. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если кто-либо из родителей, которому подражает ребенок, бездумно сломал ветку, шагнул в клумбу, то пользы от этих разговоров не будет. Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Не допускайте и всегда осуждайте проявления жестокости по отношению к любому живому существу, особенно беззащитному. Расскажите, что любое существо природе необходимо, для нее вредных организмов не бывает,  каждая  букашка  на  счету. Объясните,  что нельзя  ради  забавы  (когда  речь  не идет  об  угрозе здоровью или жизни) истязать или губить насекомых, маленьких животных, растения  –  тех, кто не в состоянии себя защитить от человека. Учите детей пресекать случаи жестокого обращения среди сверстников.

Если у вас в доме живет какое-либо домашнее животное, привлекайте ребенка к наблюдениям и посильной помощи в уходе за питомцем. Положить ему корм, вместе со взрослым вывести его на прогулку и т.д. Постепенно, под руководством взрослого детей начинают привлекать и к посильной помощи по уходу за комнатными растениями: принести в лейке воду, полить растение,  протереть  у  него  листья  влажной  тряпочкой.  Ребенок,  который  регулярно,  вместе  со взрослым  заботится  о  животных  и  растениях,  не  сможет  причинить  им  вред.  Если  домашние условия не позволяют разводить растения и содержать животных, то заняться этим делом можно возле  дома  или  на  приусадебном  участке,  привлекая  ребенка  к  уходу  за  растущими  на  грядке овощами и другими растениями. Скоро лето. Гуляя в лесу, дети с удовольствием собирают шишки, веточки, репейник. Все это - материал для поделок. Из шишек можно сделать разнообразных человечков и фигурки животных. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира  растений  и  животных  мы  взрослые  способствуем  активному  развитию  у  детей  таких  качеств,  как  доброта,  терпение,  трудолюбие  и  милосердие. Эти  черты,  заложенные  в  раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Ведь недаром говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер».

Рекомендации для родителей

«Во что и как играть с ребенком дома»

Вы все еще не знаете, чем бы занять ребенка дома?! Мы предложим вам несколько вариантов  очень  увлекательных  игр,  попробуйте!!!  Неизвестно  еще,  кому  они  больше  понравятся: ВАМ или же ВАШЕМУ МАЛЫШУ!!!

«Бабочки из конфетти»

Материалы:  плотная  бумага,  конфетти,  клей,  кисточка  или  губка,  карандаш  или  фломастер.

1. Нарисуйте контур бабочки.

2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.

3. Дайте ребенку густо посыпать весь лист бумаги конфетти.

4.Пусть ребенок стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").

5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.

«Снеговик»

Материалы: понадобятся более крупные шарики ваты, а ведро, метлу и нос-морковку можно пририсовать или вырезать из бумаги и наклеить.

"Под небом голубым..."

Наклеить  на  зеленый  лист  бумаги  ватные  шарики,  дать  подсохнуть,  часть  одуванчиков раскрасить в желтый цвет.

"Какой портрет, какой пейзаж..."

Предложите ребенку изобразить луг или клумбу, нарисовав только стебли цветов. Головки

цветов можно сделать из ваты и раскрасить, а в небе над лугом поплывут белые ватные облака.

Клумба из "сомнительной" бумаги

Ваш  ребенок  разбросал  по всей квартире  обрывки  бумаги?  Не  беда.  Предлагаем прекрасный способ навести порядок в доме.

Материалы: плотная бумага, мягкая бумага (салфетки, гофрированная бумага, промокашки и др.), ножницы, клей, карандаши.

1. Вырежьте из плотной бумаги силуэт корзинки.

2. Предложите ребенку смять кусочки бумаги.

3. Пусть ребенок намазывает клеем небольшие участки корзинки клеем и плотно прижимает к ним смятую бумагу.

Варианты:

Ребенок может наклеивать смятую бумагу в произвольном порядке на лист бумаги. Может получиться разноцветное панно, которое украсит его комнату.

Предложите  ребенку нарисовать  карандашами  или  фломастерами  на  листе  бумаги  стебли растений и приклеить цветки из смятой бумаги.

Памятка для родителей

«Правила поведения в природе»

Учите ребенка беречь природу, расскажите ему правила поведения на природе. Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ежика. Взрослые должны настойчиво разъяснять детям, что их желания могут быть губительными для леса и зверюшек, которые живут в этом лесу. Лес, речка, луг -дом для растений и животных, а не ваш и будьте вежливыми гостями в этом лесу. Удержите руку ребенка, тянущуюся к необычному цветку. И объясните, что, срывая цветущее растение, мы тем самым, мешаем ему размножаться семенами и этим губим растительность в природе. Например, чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение, необходимо не менее семи — восьми лет.

Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой домой. Животные в природе  — не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых  условий  для  роста  и  развития,  кроме  их  собственных  родителей.  Также  не  следует брать  яйца  из  гнезд,  разорять  муравейники  и  раскапывать  норы.  Не  пытайтесь  заглянуть  в гнездо, а тем  более трогать его, птенцов или яйца. Некоторые птицы после этого бросают свои гнезда.

Правила  поведения  в  природе  запрещают  включать  на  полную  мощность  транзисторные приемники,  магнитофоны,  поднимать  крик  и  шум.  Громкие  звуки  тревожат  зверей  и  птиц,  они покидают  свои  гнезда  и  норы.  Часто  от  значительных  колебаний  воздуха,  издаваемых  транзисторными и магнитофонными аппаратами, не могут подняться в воздух шмели, жучки и пчелы.

Старайтесь не разводить костер в лесу. Даже самым правильным способом разведенный, а затем тщательно затушенный костер может вызвать пожар. Если внутри головешек или полусгоревших  дров  останется  хотя  бы  микроскопическая искорка,  она  через  день-два  способна  разгореться.  Необходимо  помнить,  что  огонь  отпугивает  всех  лесных  обитателей.  Обычно,  увидев огонь, дикие звери и птицы спасаются бегством. Если в лесу горит костер, то в радиусе  100–150 метров покидают гнезда совы, певчие дрозды и другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые  яйца  успевают  остыть, кладка  погибает. Кроме  того,  стволы  деревьев, находящиеся  ближе 10 метров от огня, сильно нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола.  От  сильного  жара  погибают  также  всасывающие  (мелкие)  корни  деревьев,  расположенные около поверхности почвы. Все это в конечном итоге вызывает гибель дерева. Такие мертвые деревья можно встретить в лесу. Они служат немым укором людям, которые не берегут лес.

Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта "Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему миру через изобразительную деятельность детей"

Для своей работы я выбрала тему: «Формирование у детей раннего возраста эстетического отношения к окружающему через изобразительную деятельность детей» Основная цель-формирование творческой...

статья "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру у детей третьего года жизни"

Статья на Бакушенские пед. чтения "Роль фольклора в формировании высоконравственного отношения к окружающему миру"...

«Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики».

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я поведу тебя в музей!"...

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.«ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА».Сегодняшни...

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....