ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
проект (старшая группа) на тему
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
«ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА».
Сегодняшние дети завтра должны будут по-хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой. Для того, чтобы воспитать у них бережливость и созидательное отношение ко всему окружающему миру природы нужен серьезный кропотливый труд взрослых.
Начинаем свою работу с того, что учим детей обслуживать себя, проявлять хозяйское отношение к поломанным игрушкам, порванным коробкам от настольных игр, неопрятным, непричесанным куклам. Хозяйственность же, проявленную по собственной инициативе, поощряйте добрым словом. Это всегда действует на ребят благотворно, и они стараются оправдать наше доверие.
Наблюдая за детьми, можно заметить, бережлив ли ребенок, зреет ли в нем чувство хозяина. Заметив, что дети небрежно обращаются с какой-то вещью или предметом окружающего мира, конечно, проще было бы сказать, что этого делать было нельзя. Но лучше, если ребенок сам придет к выводу, что это – недостойный поступок.
Для этого расскажите о том, как много рук трудится, чтобы изготовить тот или иной предмет, как много людей разных профессий занято этим нелегким делом.
Бережливое отношение к общественному имуществу вырастает из трудолюбия. Старайтесь использовать этот фактор в полной мере: дежурства по кухне, в природном уголке, подготовка обеда, индивидуальный и коллективный хозяйственно-бытовой труд. Немаловажное значение имеет ручной труд. Известно, то, что ребенок сделал сам, он больше бережет. Старайтесь с уважением относиться к тому, что сделали дети, никогда ничего не выбрасывайте (пополните домашнюю выставку детских работ, подарите близким людям на торжество, день рождения, просто на память, оформите мини-театр).
Сколько бы ни шла речь с детьми о бережливости, хозяйском отношении к вещам, природе, об экономии воды, природных ресурсов, но до тех пор, пока сами не будем бережно, ответственно и созидательно относиться к окружающему миру, мы не добьемся положительного результата. Ведь большую роль играет личный пример. Дети должны понимать нашу нетерпимость к эгоистично-потребительскому отношению к окружающему. Зачастую взрослые сами способствуют развитию у них такого отношения к вещам, к природе, к общественному добру.
Часто можно наблюдать, как на скамью для сидения ставят ребенка в грязных сапожках, не замечают, когда он рвет зелень в сквере или на городских газонах. А потом возмущаются, что кто-то разрисовал стены в подъезде, поломал дверь в лифте, сделал надпись на скамье и т.д. Часто в автобусе папы и мамы разрешают детям есть мороженое, не беспокоясь о том, что оно может испачкать одежду других пассажиров.
Как бы мы не старались воспитывать в детях уважительное отношение, например, к хлебу, продуктам питания, вещам, но если они видят, как целые батоны хлеба летят в мусорное ведро, то все напрасно.
Большим фактором воспитания чувства хозяина в ребенке является природа. Старайтесь, как можно чаще устраивать поездки в лес, на речку, учите детей ходить по природе бережно, не забывая этого делать самим. Расскажите и покажите, как легко ранима природа, как трудно вырастает молодая поросль от сломанного дерева, после пожара. Учите детей видеть природу, слушать ее, замечать изменения, происходящие в разные времена года.
Так, постепенно, шаг за шагом, наши дети усваивают азы бережливости, экономии, хозяйского отношения к окружающему миру, которые ненавязчиво вплетаются в развивающуюся структуру их нравственности.
(После выступления воспитателя, родители приглашаются на развлечение «День рождения леса»).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ КРАЮ, УВАЖЕНИЯ К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, БЕРЕЖНОГО, СОЗИДАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И СОСТРАДАНИЯ К НИМ.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ЧУВСТВА БЕРЕЖЛИВОГО ХОЗЯИНА».
Сегодняшние дети завтра должны будут по-хозяйски распоряжаться огромными материальными ресурсами, природными богатствами, землей, техникой. Для того, чтобы воспитать у них бережливость и созидательное отношение ко всему окружающему миру природы нужен серьезный кропотливый труд взрослых.
Начинаем свою работу с того, что учим детей обслуживать себя, проявлять хозяйское отношение к поломанным игрушкам, порванным коробкам от настольных игр, неопрятным, непричесанным куклам. Хозяйственность же, проявленную по собственной инициативе, поощряйте добрым словом. Это всегда действует на ребят благотворно, и они стараются оправдать наше доверие.
Наблюдая за детьми, можно заметить, бережлив ли ребенок, зреет ли в нем чувство хозяина. Заметив, что дети небрежно обращаются с какой-то вещью или предметом окружающего мира, конечно, проще было бы сказать, что этого делать было нельзя. Но лучше, если ребенок сам придет к выводу, что это – недостойный поступок.
Для этого расскажите о том, как много рук трудится, чтобы изготовить тот или иной предмет, как много людей разных профессий занято этим нелегким делом.
Бережливое отношение к общественному имуществу вырастает из трудолюбия. Старайтесь использовать этот фактор в полной мере: дежурства по кухне, в природном уголке, подготовка обеда, индивидуальный и коллективный хозяйственно-бытовой труд. Немаловажное значение имеет ручной труд. Известно, то, что ребенок сделал сам, он больше бережет. Старайтесь с уважением относиться к тому, что сделали дети, никогда ничего не выбрасывайте (пополните домашнюю выставку детских работ, подарите близким людям на торжество, день рождения, просто на память, оформите мини-театр).
Сколько бы ни шла речь с детьми о бережливости, хозяйском отношении к вещам, природе, об экономии воды, природных ресурсов, но до тех пор, пока сами не будем бережно, ответственно и созидательно относиться к окружающему миру, мы не добьемся положительного результата. Ведь большую роль играет личный пример. Дети должны понимать нашу нетерпимость к эгоистично-потребительскому отношению к окружающему. Зачастую взрослые сами способствуют развитию у них такого отношения к вещам, к природе, к общественному добру.
Часто можно наблюдать, как на скамью для сидения ставят ребенка в грязных сапожках, не замечают, когда он рвет зелень в сквере или на городских газонах. А потом возмущаются, что кто-то разрисовал стены в подъезде, поломал дверь в лифте, сделал надпись на скамье и т.д. Часто в автобусе папы и мамы разрешают детям есть мороженое, не беспокоясь о том, что оно может испачкать одежду других пассажиров.
Как бы мы не старались воспитывать в детях уважительное отношение, например, к хлебу, продуктам питания, вещам, но если они видят, как целые батоны хлеба летят в мусорное ведро, то все напрасно.
Большим фактором воспитания чувства хозяина в ребенке является природа. Старайтесь, как можно чаще устраивать поездки в лес, на речку, учите детей ходить по природе бережно, не забывая этого делать самим. Расскажите и покажите, как легко ранима природа, как трудно вырастает молодая поросль от сломанного дерева, после пожара. Учите детей видеть природу, слушать ее, замечать изменения, происходящие в разные времена года.
Так, постепенно, шаг за шагом, наши дети усваивают азы бережливости, экономии, хозяйского отношения к окружающему миру, которые ненавязчиво вплетаются в развивающуюся структуру их нравственности.
(После выступления воспитателя, родители приглашаются на развлечение «День рождения леса»).
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕСА».
За несколько дней до праздника воспитатель находит на окне письмо.
Воспитатель. Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может кто письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Ребята, от кого письмо пришло?
Вам хочется узнать?
Тогда надо постараться
Загадку отгадать.
Загадывает загадку: Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто?
Дети. Лесничий.
Воспитатель. Правильно. Отгадали. Письмо пришло от лесничего деда Луки. Вот что он пишет:
«Дорогие ребята!
Скоро день рождения леса. Я знаю от лесных обитателей, что вы его большие друзья. И лес будет рад видеть вас у себя в гостях. О дне рождения леса вам сообщат мои гонцы – птицы».
(В назначенный день воспитатель обращает внимание детей на звонкую песню птицы (мелодия), говоря, что это гонцы лесника деда Луки).
Дети отправляются на «лесную поляну».
На «опушке» - домик. У окошка сидит Гном.
Воспитатель. Маленький гномик сидит у окошка,
Гномику, видно, скучно немножко,
Скучно сидеть ему одному,
К гномику, дети, сейчас подойду.
(Стучит в окно. Выходит улыбающийся Гном).
Гном. Долго, дети, я вас ждал
И чуть-чуть не задремал,
Проводить вас на поляну
Дед Лука мне приказал.
По тропиночке пойдем,
Песню звонкую споем.
(Дети идут по лесной тропинке, исполняют песню о лесе «Лесная песенка»).
Гном. Хорошую песню вы подарили лесу, звонкую, веселую. Лес любит песни, потому, что он очень музыкальный. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы,
Послушать лес хотите вы?
(Дети слушают музыку леса (мелодия), делятся впечатлениями).
Гном. Ой, какое несчастье случилось с деревом.
Ветром дерево качало,
Ветром дерево сломало,
Ранка на его стволе,
И макушка на земле.
Кто же дереву поможет?
Ветер? Он помочь не сможет.
Видишь, Саша подошел,
Приподнял немного ствол
И заботливо потом
Обвязал его бинтом.
Ствол поправился почти,
Будет деревце расти.
(Гном и мальчик выполняют действия по ходу текста).
Воспитатель. Будем лес любить, оберегать,
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтобы сохранилось все на веки.
Гном. Молодцы, ребята. Подарили лесу и песню, и стихи, и пословицы.
Что-то долго я не могу попасть на поляну. Видно, заблудился. Друг наш лес, помоги, нас к поляне приведи.
(Замечает клубок, нитка натянута на деревья. Гном приглашает детей держаться за ниточку, и все выходят к поляне. Ребята рассаживаются на пенечки).
Гном. Давайте поздравим лес, крикнем: «Лес, с днем рождения!».
(Дети складывают рупором руки и кричат, а в ответ слышат шум листвы).
Гном. Слышите, лес благодарит вас. Ребята, что-то наш лесник задерживается, долго его нет.
Воспитатель. А где же он?
Гном. В лесу с утра до вечера
Дежурит дед Лука,
Дремучий лес доверчиво
Встречает лесника.
А дед глазами меткими
Глядит на чуткий лес.
Живет в лесу он издавна.
Следит за лесом пристально:
Чтоб лес не заболел,
Чтоб ветки были сильными,
Чтоб корни были сытыми,
Чтоб жук кору не ел.
Лесными коридорами
По тропам, по траве
Идет с глазами добрыми
На праздник к детворе.
(По тропинке на поляну приходит дед Лука).
Дед Лука. Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с лесным праздником. Лес – большой друг не только человеку, но и зверям, и птицам. Для них он родной дом и кормилец. И главная забота лесника – сохранить и уберечь этот дом. Кто из вас хочет быть моим помощником? Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Какие деревья растут на поляне?
Дети. Береза, осина, сосна.
(Проводятся игры «Найди дерево по листочку» и «Кто скорее соберется около своего дерева»).
Дед Лука. Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – березке. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда грустит, как будто жалуется на кого-то.
(Исполняется песня «Березонька» А. Филиппенко).
Дед Лука. Часто в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники. Послушайте, я вам расскажу историю, которая случилась недавно в лесу.
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
Дед Лука. Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит.
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Гном. Каждый куст берегите, ребята,
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь.
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растешь.
(Хоровод «Березка»).
(Неожиданно появляется медведь, он рычит и наступает на детей).
Медведь. Это кто здесь поет,
Мне спать не дает?
Кто здесь гуляет,
Спать мне мешает?
Дед Лука. Медведюшка-батюшка, прости ты нас за то, что тебя потревожили. Нам стало так радостно, приятно на дне рождения леса, что мы и не заметили, как увлеклись пляской. Но дети знают, как надо вести себя в лесу, они любят и уважают лес.
Медведь. Это правда?
Дед Лука. Конечно! Вот послушай…
(Дети читают пословицы о лесе).
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Растение – земли украшение.
Рощи да леса – всему краю краса.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!
Враг природы тот, что леса не бережет.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
Дед Лука. Ну как, Мишенька, теперь ты убедился, что дети берегут лес?
Медведь. Ну, коль так, я спокоен за свой лес. С ним будет все в порядке.
Воспитатель. Наши дети, Мишенька, для леса поздравление приготовили.
1-й ребенок. Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде.
Парты, книги и тетради
Ты нам дал, зеленый лес.
2-й ребенок. Чтобы в мире не исчез
Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!
Медведь и дед Лука. Очень рады были мы
Таким гостям в своем лесу.
На прощанье дарим вам
Интересную игру.
(Вручается детская игра «Берегите живое»).
Роли взрослых в развлечении исполняют родители.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Упражнять в счете до пяти, устанавливать равенство двух групп предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять в ориентировке в пространстве.
Закреплять умение правильно держать ножницы, вырезать готовые формы по контуру.
- Беседа о зиме
Зима вступила в свои права, дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
- А как живется зимой птицам?
(Голодно птицам, насекомые спят, ягоды и семена трав под снегом, мало корма находят птицы зимой. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода).
- О чем могли бы говорить птицы между собой, если могли разговаривать, как люди?
(Есть очень хочется, хоть бы зернышко найти, хоть бы крошечку клюнуть. Скорей бы весна. Скорей бы тепло. Ой, как бы дожить до весны. Помогите нам, люди, покормите нас.)
- Давайте прислушаемся к разговору птиц за окном и узнаем, правы ли мы.
2. «Разговор за окном» (грамзапись).
- Я маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите…
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гнал.
Пожалуйста, помогите.
- Я желтогрудая птичка,
Непоседа синичка.
Все лето в лесу я летала,
Вредных букашек искала.
Пожалуйста, помогите!
И меня накормите…
- Летите, друзья, сюда,
Поможем мы вам всегда.
3.Прилетели птицы снегири и синицы.
Одни сидят слева, другие – справа.
- Назовите птиц слева?
- Сколько их?
- Назовите птиц справа?
- Сколько их?
- Как узнать, каких птиц больше?
(расположить их в ряд парами, одна под другой)
- Кого больше? (меньше)
- Сколько снегирей? (4)
- Сколько синиц? (3)
- Какое число больше: 4 или 3? 4>3
- Какое меньше? 3<4
- Как сделать, чтобы птиц было поровну? (добавить, убрать)
- Что скажем про птиц? (столько, сколько, поровну, одинаково по 4.)
4. Чем угостим птиц. Стихи детей.
Непоседа-невеличка
Желтогрудая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня – синичка.
Красногрудый, чернокрылый
Люблю зернышки клевать.
С первым снегом на рябину
Прилетаю я опять.
На дворе морозище, градусов под 40о.
Плачутся воробышки, что весна не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки.
Я принес воробышкам на тарелке крупки.
- Работа с раздаточным материалом.
- Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, арбуза, дыни, овес, пшено, хлебные крошки, ягоды рябины, семена деревьев, яблок.
(посылка от родителей)
- «Мы знаем, что вы, наши дочки и сыночки, в детском саду подкармливаете птичек. Вот и мы решили помочь вам. Посылаем корм для птиц. Растите добрыми, заботливыми детьми».
Ваши мамы и папы.
5. Птицы, что прилетают на наш участок, имеют столовую. Им мы помогаем.
- А есть ли кормушки у вас во дворе? Сегодня мы начнем делать кормушку для своего двора. В кормушке есть окошечко, куда будут залетать птицы, чтобы поесть. Оно закрыто.
- Какой формы окно у Вани, Оли, Мирона?
- Давайте возьмем ножницы и вырежем окошечко в столовую.
(напомнить о правилах пользования ножницами).
Дети трудятся – вырезают окошко геометрической формы по контуру.
Домашнее задание: доделать к кормушке веревочки и повесить во дворе.
Итог. Стихи воспитателя.
Зимующие птицы с вашей помощью доживут до весны, и мы увидим…
«По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо, вам, великое!»
Физразминка по мере усталости детей
«Серенькие перышки».
Воробьи – воробышки
Серенькие перышки > похлопывать и помахивать руками по бокам.
Клюйте, клюйте крошки > постукивание пальчиком по ладони
У меня с ладошки другой руки.
Нет, с ладошки не клюют > разведение рук в стороны, пожать плечами
И погладить не дают поглаживание руками.
Как бы нам поладить,
Чтобы дались погладить > хлопки
2-ой вариант начала занятия.
Белым снегом все покрыто,
И деревья, и дома.
Свищет ветер легкокрылый,
Пришла зимушка – зима.
Вышли дети на крыльцо
И увидели «письмо».
Вышит снег красивой строчкой
Словно белая сорочка.
- Интересно, от кого в группу к нам пришло письмо?
- Кто мог написать такими знаками?
- О чем могли написать птицы в письме? (высказывания детей).
- Зимушка – зима, ты волшебница, знаешь язык зверей, птиц, прочитай нам письмо, пожалуйста (магнитоф. запись).
(В записи идет речь о том, какая задача стоит перед детьми, о чем просят птицы. Чем нужно заняться детям).
СТАРШАЯ ГРУППА.
КАША – МАТУШКА НАША,
А ХЛЕБ РЖАНОЙ – ОТЕЦ РОДНОЙ.
Программное содержание. Воспитание уважительного отношения к хлебу и продуктам, полученным из муки и зерна.
Предварительная работа.
- Во время приема пищи обращается внимание на продукты, из которых сделано то или иное блюдо (каши).
- Чтение детям рассказов о хлебе, об урожае.
- Приготовить розетки с зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох.
- Родители приготовят кашу, выпечку.
- Повторить стихи, пословицы.
ХОД.
- На столах розетки с разными зернами. Гость Петушок с мешочком зерен.
- Помочь Петушку разобрать зерна и рассказать, из каких зерен, что можно приготовить.
- Загадка о колосе. «Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят» (колос).
- Все зерна выросли в колосе. Посеешь одно зерно, вырастет – много. Расскажем, как из зернышка колос вырастает, а колос усатый в хлеб превращают (иллюстрации и стихи).
- Физразминка «Колосья».
- Что можно приготовить из зерна. Разные каши. Когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у нас русских стала каша. «Каша – матушка наша» - говорили в народе.
- Вспомните пословицы о еде.
- Ешь каши больше – проживешь дольше.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи…
- Стихи З. Александровой «Вкусная каша».
Каша из гречки, где варилась? – в печке.
Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила, на всех разделила…
- Наши мамы сварили кашу.
Интересно, узнаете ли вы кашу по виду (по вкусу).
(Дети называют кашу, и из какого зерна).
- А если размолоть зерно, получится?..- мука.
- Что можно сделать из муки (называют дети).
(из пшеничной муки – иллюстрации, из ржаной муки – иллюстрации).
- Молодцы, ребята, замечательно трудились. Не отстали от детей и мамы. Испекли хлебобулочные изделия.
- Мамы предоставляют свою выпечку, сопровождая ее стихами, четверостишиями, пословицей.
- Чаепитие.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
КВН «ХЛЕБ ДА КАША – ПИЩА НАША».
Цели:
- Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
- Расширять кругозор, обогащать словарный запас, развивать связную речь (давать полные ответы на вопросы);
- Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление;
- Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых;
- Воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу, как результату деятельности многих людей.
Предварительная работа.
Чтение художественно–познавательной литературы о хлебе, труде хлеборобов, о злаковых растениях и их полезных свойствах и продуктах питания, которые из него получают.
Заучивание пословиц и стихов о хлебе. Рассматривание картин и иллюстраций о хлебных злаках.
Экскурсия к элеватору, хлебному магазину. Разучивание песен, танцев.
Ход КВН.
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
КВН – «Хлеб да каша – пища наша».
- Команда «Колосок»
«Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят».
- Команда «Зернышко»
«Зернышко к зернышку – будет мешок».
- Разминка «Объясни пословицу».
- «Хлеб – мать всем кушаньям»
(хлеб на столе самый главный, без него не проходит ни одна еда. Что бы люди ни ели, а всегда с хлебом. Без мамы в доме плохо, без хлеба за столом не сытно).
- «Щи да каша – пища наша»
(без супа и без каши не проходит ни один день. Каждый день люди должны покушать и суп, и кашу, а иначе останутся голодны и для здоровья полезно есть и суп, и кашу).
- Вспомните пословицы о хлебе.
- Кто трудиться рад, тот и хлебом богат.
- Сей зерно в срок – так и будет толк.
- Черна землица, да золото родит.
- Какова землица – таков и хлебушек.
- Поднятый колосок – хлеборобу хлеба мешок.
- Хлеб без поту – пресный.
- Пока зерно в колоске, не засиживайся в холодке.
- Пшеничка тучная – так и жатва не скучная.
- Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах.
- Кто поздно встает, у того хлеба недостает.
- У кого хлеб, у того и счастье.
- Хлеб от земли, сила от хлеба.
- Много снега, много хлеба.
- Глубже пахать – больше хлеба видать.
- Не удобришь рожь – соберешь на грош.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
3. Конкурс капитанов «Откуда хлеб и каша приходят к нам на стол?»
Люди всего мира выращивают растения с колосками и метелками, туго набитыми зерном, из которого делают и муку и крупу.
- Из каких культур делают хлеб? (пшеница, рожь)
- Найти, показать и назвать хлебобулочные изделия, изготовленные изо ржи? Пшеницы? (ржаной хлеб, черный хлеб – каравай), (белый хлеб – каравай, кулебяка, пирожок, батон).
- Из каких культур делают крупы? Какую варят кашу? (рис – рисовая, ячмень – перловая, овес – геркулесовая, пшеница – манная, просо – пшенная, гречиха – гречневая).
- Загадки:
- В поле дружно колосится золотистая (пшеница).
- Черный хлебушко хорош, нам его подарит (рожь).
- Желтые початки полны зерен сладких (кукуруза).
- Вот метелка, в ней зерно – золотистое оно (пшено).
- Физкультурная разминка.
Ча-ча-ча – наша печка горяча (движения рук вперед – к себе).
Чи-чи-чи – печет печка калачи (полуприседания).
Чу-чу-чу – будет всем по калачу (махи руками вперед с поклоном).
Чо-чо-чо – осторожно: горячо! (хлопки в ладоши перед собой, погрозить указательным пальцем).
- Разложить в правильном порядке.
Детям предлагаются иллюстрации – картинки. Подтвердить правильность выбора картинки стихами.
- Пахота, сев, хлеба зреют, жатва, обмолот, помол зерна.
- Зерно, росток, растение, образуется колосок, созревание зерна в колосе.
Весна. Под снегом талым
Распахнуты поля.
Платком пуховым стала
Широкая земля.
Пришла горячая пора, пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идет.
Поднимается росток,
Зеленеет стебелек,
Скоро будет колосок.
Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Хлеб созрел. В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Богатырь – муковоз
На завод муку повез.
От завода – автомата
Льется теплый, хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки.
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я, будет целая семья.
Дождик! Дождик! Лей! Лей!
Не жалей пузырей!
Золотое солнышко
Ты согрей-ка зернышко!
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь,
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!
Погляди, в машинах мчится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
- Расскажи о злаковой культуре.
(мама – дети).
Предлагается картинка злака. Ребенок выбирает злак, описывает его. Мама рассказывает о полезных свойствах и продуктах питания, лекарственных свойствах растения.
Картинки (пшеница, рожь, кукуруза, овес, просо).
Овес – хлебный злак, колос – метелкой, зернышки и волоски – длинные, напоминают сережки. Из овса делают овсяную муку, выпекают овсяные хлеб, печенье, варят геркулесовую кашу, делают лечебные отвары, напитки.
Кукуруза – высокое злаковое растение. Некоторые стебли достигают высотой три метра. Листья длинные, узкие, на вершине стебля большой зеленый сверток – кукурузный початок, полный золотых зерен. Бывают початки длиной до 25 см.
Из стеблей и листьев приготавливают корм для скота. Из стержней, которые спрятаны внутри початка – ценное химическое сырье, сами золотые зерна превратятся после разных переработок в пищу на столе: кашу, лепешки, конфеты, масло.
(Дополняют ответы детей мамы).
- Музыкальный конкурс.
- Песня «Зернышко».
- Танец с колосьями.
- Подведение итогов.
- О труде хлеборобов все колосья поют,
Значит – это особый, замечательный труд…
- Вот лежит каравай у меня на столе.
Каравай на столе – нет вкусней на земле!
(Детям вручают мамы караваи, каждой команде).
- Чаепитие.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «КРАЙ РОДНОЙ – ЗЕМЛЯ УРАЛЬСКАЯ»
Задачи. Формировать любовь к родному краю, своей малой Родине, к краю, в котором родились и живем. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам их труда, гордость за славные их достижения.
Оформление на центральной стене: деревья, цветы, трава.
Дети входят в зал. Звучит песня «С чего начинается Родина».
Воспитатель. Россия…Родина.…Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
Россия.… Какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то…
(С.Есенин)
1-й ребенок. Россия.…Как из песни слово,
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
2-й ребенок. Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос, звонкий, как ручей.
3-й ребенок. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом: «Русь».
Дети выполняют упражнения с ветками берез и рябин по музыку «Наш край» Д.Кабалевского.
В конце упражнений веточки ставятся в заранее приготовленные вазы, дополняя тем самым оформление центральной стены зала.
Воспитатель. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
Дети.
- Родина любимая, что мать родимая.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить – Родине служить.
- На чужой стороне, что соловей без песни.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
Воспитатель. Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал.
1-й ребенок. Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
2-й ребенок. Куда бы по белому свету
Дороги тебя ни вели,
Ты сыном останешься этой
Богатой железом земли.
3-й ребенок. По красоте своей и силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия –
Суровей, строже, может быть.
4-й ребенок. Все дорого мне и любимо
В уральской родной стороне.
С задумчиво русой березкой
Я давнюю дружбу веду.
(Дети заводят хоровод «Во поле береза стояла»)
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Не ошибись»
(Дети собирают шишки в корзинки. В одну еловые, в другую сосновые).
Воспитатель. Чудесна природа Урала: лесистые горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно богата. На весь славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталем, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом. Ведь не зря называют Уральские горы каменным поясом.
Воспитатель читает стихотворение М.Львова «Урал»:
Урал! Урал!
Заводы, шахты, горы.
Страной железа видишься ты мне.
Твои сыны, литейщики, шахтеры,
Себя, как дома, чувствуют в огне.
С рождения металлом окруженный,
Уралец – прирожденный металлист,
А, значит, он и воин прирожденный,
И слесарь от рожденья, и танкист.
Уральские мастера раскрыли людям дивную красоту камня. Обработка его – большое искусство.
Про таких чудо - мастеров писал П.Бажов свои сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка».
(Дети показывают картины – пластилинографию, живопись, аппликации и т.п., которые выполняли дома в сотворчестве с родителями. Родители зачитывают наизусть отрывки из данных произведений, соответствующие выполненному сюжету).
Посмотрите, что сделал народ из камня. Уральские мастера заставили камень говорить.
(Выставка: вазы, шкатулки, панно, чеканки, ларцы и т.п. – оформлена силами родителей группы).
Прославлены умельцы камнерезы –
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу –
Уральцев знаменитая семья.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар.
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и возвысили Урал!
(Исполняется песня «Уральский хоровод» - сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко).
- На лужку у ворот, > 1,2 куплеты дети идут по кругу
Где рябина растет, хороводным шагом.
Мы в тенечке – холодочке На проигрыш выставляют то
Завели хоровод. Правую, то левую ногу на носок,
- Про Урал мы споем, кружатся вокруг себя.
В гости вас позовем.
Голубику, ежевику
Собирать в лес пойдем.
- Неспроста говорят, > Из одного круга перестраиваются
Что Урал наш богат: в 2 маленьких. Идут по кругу
Изумруды и алмазы хороводным шагом.
Ярче солнца горят.
- Есть у нас малахит, > Идут по кругу, плавно поднимая
Есть руда и гранит, руки вверх. Расходясь, опускают
И горючий, самый лучший руки вниз.
Уголек антрацит.
- Кто у нас побывал, > Два маленьких круга соединяются
Кто наш край повидал, в один общий круг.
Не забудет, не забудет На проигрыш движения
Голубой наш Урал. повторяются.
Ребенок. Нет, в песнях Урал прославляют недаром,
Недаром несется молва об Урале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством музейной педагогики».
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я поведу тебя в музей!"...
«Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством Дымковской игрушки»
Формирование эстетического восприятия окружающего мира посредсвом декоративно-прикладного искусства (Дымковской игрушки)...
Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)
В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...
"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира...
Формирование основ правильного отношения к окружающему миру
Сохраним природу вместе....
Конспект развлечения в подготовительной группе с применением культурных практик по формированию поведения и отношения к окружающему миру Тема: « Весна - Красна пришла!
Cоздать у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Данная консультация содержит информацию для родителей о формировании основ личности ребенка...