ОД тема: «Лучше нет родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Каюмова Гульсина Ильхамовна

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» Раздел: Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.

Тема: «Лучше нет родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие к конкурсу мой край36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» Раздел: Формирование целостной картины мира в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ

Тема: «Лучше нет родного края»

Задачи:

Образовательные: учить детей составлять подробные и интересные рассказы о достопримечательностях родного поселка, расширять представление о том, что Кукмор старинный поселок. Познакомить с гербом поселка, с предприятиями района и их продукцией (валяно-обувная фабрика - валенки, швейная фабрика - куртки, плащи, меховая фабрика - шубы, шапки, кирпичный завод- кирпичи, завод метеллопосуды - посуда).

Развивающие: дать детям представление, что в поселке много улиц, обобщить знания детей о ближайшем окружении, вызвать интерес к истории поселка, развивать монологическую речь детей, память, мышление, творческие способности детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, приобщение детей к культуре народа, его духовным, материальным ценностям, передача подрастающему поколению нравственных ценностей и духовных традиций своего народа.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: мультимедийная система, презентация «Мой родной Кукмор» (программа MS Power Point 2007), флеш-карта, слайды, продукция предприятий (валенки, куртки, плащи, шапки, шубы, варежки, посуда железная, кирпичи).

Раздаточный: краски, карандашами, восковыми мелки, кисти, шаблоны, тряпочки, подставки, баночки с водой, бумажные силуэты валенок, фотографии с достопримечательностями.

Предварительная работа с детьми: экскурсии в музей, по улицам поселка, в РДК, спортивный комплекс «Зилант», составление альбома «Наш поселок», рисование на тему «Наш Кукмор», индивидуальные беседы с детьми по вопросам «Знаешь ли ты почему так называется улица?», «Что здесь строиться?».

Рекомендации родителям: рассказать своим детям об интересных событиях в районе. Игры «Строительство здания в поселке Кукмор, сюжетно- ролевые «Мы экскурсоводы».

Подготовка воспитателя: фотографирование достопримечательностей, предприятий поселка, чтение газет, литературы о поселке.

Ход занятия:

Под спокойную музыку дети входят в зал и встают в круг. Читают хором стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Вос-ль: Мы живем в одном краю,  всех я вас приветствую!

Ребенок читает стихотворение:

       А. Прокофьев

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом все краше,

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете друзья.

Вос-ль: О чем, ребята, говорится в стихотворении? (о Родине). Сегодня мы с    вами поговорим о Родине. Предлагаю присесть и продолжит нашу беседу.

У каждого человека на земле есть Родина.

Как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей:

  • Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
  • Родина - это земля, на которой жили, трудились наши предки.
  • Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
  • Это место, где стоит наш детский сад.
  • Это место, по которому люди скучают, находясь  в далеком краю, на чужой стороне.

Вос-ль:  В народе существует много пословиц о Родине. А какие пословицы знаете вы?

Ответы детей:

  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Мать – сыра земля – всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Жить - Родине служить.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Родина любимая - что мать родимая.

Вос-ль: Молодцы. Много пословиц запомнили. О Родине, о родном крае написано много стихов.

Вос-ль: Действительно ребята, лучше и дороже родного края ничего нет. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь.  Знать историю родного края – значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Вос-ль: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Нам  повезло родиться и жить в этом удивительном и прекрасном местечке нашей огромной страны. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан. А как называется наш поселок? (Слайд №2)

Дети: Кукмор.

Вос-ль: Живописный, сказочный край — так поэты издревле отзываются о Кукморском районе. Раскинувшийся на севере Татарстана, район находится в очень красивой местности: возвышенная равнина, расчлененная живописными речными долинами, тут и там раскинулись богатые леса, а на незанятых лесом территориях – поля, пашни, пастбища.  Поселку Кукмор 81 год, наш поселок городского типа Кукмор расположен в восточной части территории района (воспитатель показывает карту Кукморского района) (Слайд №3)

Вос-ль:  Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые  ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?                                            Ответы детей: Реки.

Вос-ль: Правильноэто реки. Какая речка протекает у нас в Кукморе, как она называется? (Слайд №4)

Ответы детей: Река Нурминка .      

                                                                                                     

Вос-ль: Что вы можете о ней сказать?

Дети: Она извилистая, с красивыми берегами

Ребёнок:

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

           И в саду смородина - Это тоже Родина

Вос-ль: У Кукморского района есть свой герб. Символика герба многозначна, фигуры в символической форме отражают всё многообразие историко-культурной, экономической жизни района, его природные особенности.   (Слайд №5)  

        Предположительно название посёлка происходит от слов: „кок мари “ что  означает, два марийца, по другой версий от персидского как „подножие большой горы“.  Кукморский район уникален тем, что на его земле научились жить в мире и согласии четыре основные народности: татары, удмурты, мари, русские.  Давным-давно в близи деревни Большой Кукмор (сейчас эта деревня - Жилой Рудник), нашли залежи медных руд. Разработка медных руд способствовала возникновению поселка Кукмор, получившего название - завод Кукмор. В 18 веке в Кукморе возник завод купца Абсалямова. Рабочие и крестьяне добывали руду, свозили на завод, заготовляли топливо. В 1812 году Кукморский медеплавильный завод снабжал боевыми средствами добровольцев Отечественной войны , готовить медную посуду. Кукмор расположен на очень красивом месте. Каждый год жители поселка сажают на горе деревья. Кто знает, какие деревья растут на нашей горе?     (Слайд №6)  

Дети: Сосны, березы .

Вос-ль : Ребята, мы  живём в посёлке, где текут реки и речушки, есть пруды и озера, обширные леса. Все это богатство просит нашей помощи. И это в наших силах. Мы можем и должны беречь и охранять нашу природу. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш посёлок  ухоженным и красивым.

Физкультминутка.

  • Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Дети встают в круг.
  • Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
  • По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
  • В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
  • В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
  • На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
  • Молодцы. Сели на свои места.

Вос-ль: Очень давно была построена железная дорога, у людей появилась возможность ездить на поездах, а севернее расположена станция Кукмор, есть еще и станция Братьев Комаровых. Через Кукмор проходят поезда и электрички. Железнодорожный вокзал выглядел совсем не так, как сейчас, раньше он был деревянным, а недавно построили большой и красивый новый вокзал.  (Слайд №7)  

Вос-ль: Мы с вами были на экскурсиях, на прогулках и видели достопримечательности нашего поселка. Кто назовет и расскажет нам о них?

Дети: В музее мы видели много интересных старинных военных вещей.

Воспитатель: Музей раньше был домом Михаила Войдинова, это очень красивое здание, теперь его отремонтировали. В музеи много предметов татарского обихода.     (Слайд №8)    

А какие еще можете назвать достопримечательности?

Дети: Дом культуры имени Кирова, здание с колоннами. Там можно смотреть театры, концерты.

Вос-ль: Дом культуры очень красивое здание, построено в 1953 году. (Слайд №9)    

Вос-ль Взрослые и дети нашего района любят заниматься спортом, посещают  различные спортивные секции. Какие спортивные комплексы есть в поселке Кукмор. (Слайд № 10, 11,12)    

Дети: Зилант, Олимп - спортивные комплексы, горнолыжная база, люди приходят туда заниматься спортом.

Вос-ль: На территории района функционируют очень много спортивных сооружений, в том числе спорткомплекс «Зилант» с двумя плавательными бассейнами и двумя спортзалами, ледовый дворец «Олимп» с крытым катком, из них 19 хоккейных коробок,  29 футбольных полей, 6 баскетбольных и волейбольных площадок.  За последние годы в районе воспитано 3 заслуженных мастера спорта, свыше 20-и мастеров спорта. В районе 5 действующих чемпионов Мира по гирям, 1 обладатель Кубка мира по самбо. За последний год 100 спортсменов стали чемпионами, призерами Республики Татарстан и России. 2 воспитанника детской юношеской школы приняты в школу Олимпийского резерва в Казани.

Вос-ль: В нашем посёлке есть памятник «Всем погибшим за Отечество».

Этот памятник поставили, чтобы Кукморяне могли приходить, возлагать цветы, говорить спасибо тем людям, которые погибли, за то, чтобы мы сейчас жили мирно  (Слайд №13)    

Дети: Парк Победы. Здесь есть танки, пушки.

Вос-ль: В парке есть стелла, посвященная участникам войны, вашим дедушкам и продедушкам, нашим землякам: Нух Идрисов, который повторил подвиг Александра Матросова. Герои Советского союза - Пётр Егорович Воробьев, Сабир Ахтямович Ахтямов, Фахрутдин Гильмутдинович Загидуллин, Николай Семенович Савин, Ибрагим Галимович Газизиуллин и Сагит Сагитович Сагитов. как вы думаете, что означает слово «стелла»?

Дети: это стенд, где написаны фамилии героев.

Вос-ль: за Парком Победы расположена школа №2. Эта школа была построена в 1939 году, а в годы войны здесь был госпиталь для раненых бойцов. (Слайд №14)    

Недавно на месте этой школы построили новую. А еще у нас в Кукморе есть мечеть и церковь. (Слайд №15)    

Вос-ль Мы жители поселка Кукмор, а значит мы кто…?

Дети: Кукморяне.

Вос-ль: Издавна кукморяне славились как искусные ремесленники, умевшие и валенки валять, и овчину выделать и сшить из нее теплые шубы, шапки. Назовите, какие вы знаете заводы, фабрики нашего поселка.

Дети: Валяно-обувная фабрика, швейная, кирпичный завод, завод метеллопосуды.

Вос-ль: Давно в 1870 году фабрикантами братьями Комаровыми была создана эта фабрика. Потом уже появились валяльные фабрики купцов Родыгина, Вавилова. Позже Кукморская валяльная фабрика выпускала даже обувь для Красной Армии. Во время войны на фабрику отправляли даже старые валенки солдат. Здесь их бросали в сместку и делали новые.   Со временем их фабрика расширялась всё больше и больше. И вот, в сегодняшнее время, Кукмор славится именно Валяльной фабрикой Кукморского   района.
- К нам в Кукмор, приезжает много гостей из разных республик:  и всегда увозят с собой наши – валенки. (слаид №16)

Вос-ль: Мы, с вами отправляемся в мастерскую, расписывать валенки. Проходите, выбирайте каждый себе место. Валенки расписываем татарским национальным орнаментом, разными способами -  можно нарисовать карандашами, восковыми мелками или красками. Выбирайте изобразительные материалы, которые вам по душе. Для выполнения узоров вы можете посмотреть (слаид №17,18), есть шаблоны, с помощью которых можно сделать быстро и аккуратно работу.

- А потом вы можете подарить нашим гостям валенки на память.

Вос-ль: Кроме валяной фабрики, есть швейная фабрика №6. (Слайд №19)    

Дети: здесь шьют плащи, куртки, комбинезоны, брюки, платья, юбки, шапки, школьную форму.

Вос-ль: Раньше этот завод называли «Кумган завод». Эти изделия нужны не только жителям Кукмора, ее отправляют в другие города нашей страны и за ее пределы, посуда всегда качественная, проверенная временем. (Слайд №20)    

С нашего Кукморского района вышли много знаменитых людей: писатели, музыканты (Гали Ильясов, Ренат Ибрагимов и другие), профессора (Фоат Галимуллин) и много других.

Вос-ль: Скажите, какой наш посёлок?

ответы детей. Красивый, молодой, современный, многоэтажный, любимый, процветающий, трудовой, молодёжный, комфортный

Вос-ль: Действительно, благодаря технологиям и труду людей в посёлке созданы все условия для комфортного проживания. Наш посёлок стал современным, красивым и процветающим

Хорошо, что мы живем в таком большом и красивом поселке Кукмор, у нас есть возможность посещать интересные места, хорошо провести время.

Подведение итога:

 - Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

 - что нового и интересного вы узнали?

 - что вам больше всего понравилось?

 - почему?

Воспитатель вручает детям сувениры на память о прошедшем мероприятии (магниты с изображением достопримечательностей поселка Кукмор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»...

Консультация для родителей: «Лучше нет родного края»

В статье даны краткие рекомендации родителям о том, как, а главное зачем, нужно знакомить детей с Родиной. Знакмоить детей с тем, что их окружает....

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе на тему: «Лучше нет родного края»

Цель: формировать у детей представление о Калмыкии. Учить поддерживать беседу и связно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать любовь к Родине.Задачи: Образовательные: расширять знания и представ...

Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: "Лекарственные растения родного края"

проект  "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ"Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для озн...

Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: «Лекарственные растения родного края»

1. Актуальность          В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников пр...