Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Татьяна Николаевна

Цель: Расширять представление детей о разнообразии женских профессий, 

их названии и роде деятельности.

                                                      Задачи.

Образовательные:

1. Расширять и закреплять представления детей о женских профессиях,

умении узнавать и называть профессии по атрибутам и перечню

профессиональных действий.

2. Обогащать и расширять активный словарь детей.

Развивающие:

3. Развивать умение составлять описательный рассказ по теме, используя

нетрадиционные формы.

4. Способствовать развитию самостоятельности в составлении загадки

( по методу Нестеренко).

5. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

7. Формировать коммуникативные умения.

8. Воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и

                                       развитию речи.

Группа: подготовительная к школе.                                                                                                            

Речевой диагноз: заикание.

Тема: " мамы разные нужны, мамы разные важны"

Цель: Расширять представление детей о разнообразии женских профессий, 

их названии и роде деятельности.

                                                      Задачи.

Образовательные:

1. Расширять и закреплять представления детей о женских профессиях,

умении узнавать и называть профессии по атрибутам и перечню

профессиональных действий.

2. Обогащать и расширять активный словарь детей.

Развивающие:

3. Развивать умение составлять описательный рассказ по теме, используя

нетрадиционные формы.

4. Способствовать развитию самостоятельности в составлении загадки

( по методу Нестеренко).

5. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

7. Формировать коммуникативные умения.

8. Воспитывать уважение и доброе отношение к людям разных профессий.


Коррекционные:

9. Формировать и закреплять навыки плавной выразительной речи,

синхронной  с движениями пальцев ведущей руки на уровне

распространенного предложения, связного текста.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы: С. Михалков "А что у вас ?", Д. Радари "Чем пахнут ремесла".  

Познавательная беседа: "О женских профессиях".

Рассматривание тематического альбома: "Мамы всякие нужны, мамы разные нужны".

Экскурсия  в медицинский кабинет, на кухню и прачечную детского сада.

Дидактическая игра : "Знаю все профессии".

Сюжетно-ролевые игры: " Парикмахерская", "Магазин", "Больница".

Изготовление книги загадок о женских профессиях.

Оборудование:

Графические схемы для составления рассказов и загадок.

Детские игры : " Волшебный мешочек".

Набор дидактически-наглядных картинок "Профессии".

Раздаточный материал (на каждого ребенка) с заданием по штриховки.

Фланелегараф, диск с аудиозаписью музыкального произведения, магнитола , макет волшебного цветка, конфеты "чупа-чупс" для сюрприза.

Словарная работа:

названия: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, писатель, летчик, артист, продавец, маляр, художник, медсестра и т.д.

признаки: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, дисциплинированный, добросовестный.

действия: лечит, учит, воспитывает, варит, печет, шьет, стрижет, пишет, летает, продает, сочиняет, выдает, принимает, управляет, красит, рисует, сажает, фотографирует и т.д.

                                       Ход занятия.

1. Организационный момент. (слушание стихотворения, беседа)

Дети стоят полукругом.

- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение:

" Мне мама приносит игрушки , конфеты,

   Но маму люблю я совсем не за это.

   Веселые песни она напевает,

   Нам грустно вдвоем никогда не бывает.

   Я ей открываю свои все секреты,

   Но маму свою я люблю не за это.

   Люблю свою маму, скажу я вам прямо

   Ну просто за то, что она моя мама ".

- Вы, конечно, догадались о ком идет речь в стихотворении?

(ответы детей)

- Мама - это первое слово, которое произносит малыш. Пока он маленький, мама ухаживает за ним- кормит, поит, укачивает в колыбельке, напевает песенки. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. Она бывает строгой потому, что чувствует большую ответственность за своего ребенка и желает ему добра. Мама - первый учитель и самый верный и близкий друг. Для мамы всегда хочется сделать что- то хорошие и доброе.

- Правда, ребята? А вы всегда бываете добрыми и ласковыми, послушными детьми ? Вы помогаете своим мамам ?

(ответы детей)

- А вы знаете, кем работают ваши мамы?

(ответы детей)

- А теперь внимательно послушайте меня и назовите одним словом все эти понятия: доктор, воспитатель, учитель, продавец, водитель и т.д.

(ответы детей)

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о профессиях.

2. Психогимнастика.

- Изобразите мимикой, жестами и движениями людей одной из перечисленных мной профессий или покажите другую, а я попробую отгадать.

(Воспитатель отгадывает профессию, дает образцы пантомимы, если ребенок затрудняется).

3. Релаксакция.

- А теперь вы отгадайте, человека какой профессии я вам покажу (баянист, танцор, скрипач) (ответы детей)

Звучит аудиозапись классического произведения Вивальди.

- Ребята, присядьте на ковер, пожалуйста, расслабьтесь и послушайте как         красиво звучит скрипка.        

4.Ознакомление с женскими профессиями.

- Как вы считаете , сколько профессий существует на земле         ? (ответы детей).

-Перечислить все профессии невозможно, конечно. Их очень много. Но мы

сегодня поговорим только о небольшой их части- о женских профессиях,

и, о профессиях ваших мам.(Дети называют профессии мам друг за другом).

-А какие женские профессии  вы знаете, назовите их?

-Хорошо . А теперь поиграем в игру  Он -она.( На образование существительных женского рода).

-Например:  он- художник, а она -художница.( перечень см. в приложении).

- Молодцы! А знаете ли вы , что делают люди этих профессий?

(поиск соответствующих понятий).

-Например: Учительница - учит детей писать и читать.( перечень см. в прилож.).

-Есть много профессий очень похожих между собой , но все таки они отличаются друг от друга. Как вы думаете " что общего и чем отличаются"

Учитель и воспитатель ; врач и ветеринар ;повар и кондитер.(дети сильной подгруппы отвечают).

- Отлично! А теперь отгадайте, кому что нужно для работы. Дидактическая игра " Волшебный мешочек"(перечень предметов см. в прилож.).

5. Физкультминутка.

"Ну-ка дайте нам продукты"(см. прилож.).

6.Составление описательного рассказа ( с опорой на графическую схему).

"Профессия моей мамы".

-Ребята, я предлагаю вам составить рассказ о профессии вашей мамы. В  этом нам поможет схема. Вот послушайте какой рассказ о маме получился у меня.( пример составления рассказа воспитателем, составление рассказов детьми).

-Какие хорошие рассказы о мамах вы составили.  Из них я поняла, что вы все много знаете о своих мамах и очень их любите. Правда?( ответы детей).

-Любимым людям всегда хочется дарить подарки. А какой подарок можно подарить маме?( ответы детей).

-Любимым женщинам дарят цветы.( раздается стук в дверь).

(Пришла почтальонка и принесла посылку- обыгрывание ситуации с посылкой).(В посылке - "Волшебный цветок" на фланелеграфе.)

-Чудеса!  Ребята, только мы с вами  заговорили о цветах, как у нас в группе появился такой необычный цветок . А  что это за записка прикреплена к нему? ( воспитатель читает записку с просьбой придумать загадку о цветах).

7.Составление загадок ( по методу Нестеренко).

- Ребята ,кто придумает свою загадку? (для детей сильной подгруппы).

8.Штриховка " Цветок для любимой мамы".

(задание по штриховке для сильной подгруппы - ромашка с диагональными линиями , для более слабой подгруппы - колокольчик с горизонтальными линиями).

9. Итог.

-Волшебному цветку очень понравилось у нас в гостях. А вам , ребята, понравилось наше путешествие по профессиям?( ответы детей).

-Что вы нового узнали? Что бы ты рассказал своему другу , который не ходит к нам в детский сад?( ответы детей).

-Мы сегодня узнали много нового о женских профессиях , познакомились с профессиями ваших прекрасных мам.

- Все очень старались:

-Лучше всех отвечали на вопросы:-----

-Очень точно и выразительно показали движениями и жестами профессии:----Аккуратно выполнили штриховку:----

Здорово придумали загадки о цветке:----

-И поэтому " Волшебный цветок "приготовил вам еще один сюрприз- "Сладкие цветочки"


      ПРИЛОЖЕНИЕ.

1."Он- она"

учитель- учительница

писатель- писательница

певец- певица

проводник-проводница

переводчик- переводчица

портной- портниха

почтальон- почтальонка

воспитатель- воспитательница

поэт- поэтесса

артист- артистка

программист- программистка

крановщик-крановщица

летчик-летчица

циркач- циркачка

2." Кто что делает?"

учительница- учит писать

воспитательница- воспитывает

малярша- красит стены

портниха  -шьет

писательница - пишет ,сочиняет книги

медсестра -делает уколы

повариха -варит еду


парикмахер -стрижет

артистка -выступает  на сцене

летчица- летает на самолете

доктор- лечит

3."Волшебный мешочек"

предметы к игре: градусник, мед. маска , шприц , расческа ,нитки ,ноты, кисточка, линейка ,поварешка, письмо  ,книга, учебник.

4. Физкультминутка.

Ну-ка дайте нам продукты( кладут ладошку на ладошку)

Мясо , яйца ,сухофрукты( загибают пальцы)

И получится тогда очень вкусная еда ( гладят живот)

На педаль нажали смело( имитируют нажатие педали)

Посмотрели вправо -влево ( поворачивают голову )

И поехали вперед ,к тем кто нас , конечно ,ждет (имитируют руль ).

Быстро голову помыли ,расчесали ,просушили (поглаживают голову )

Взяли ножницы , расческу (показывают ножницы )

Вот и сделали прическу  ( разводят руки в стороны ).

5.Графическая схема  : как зовут маму ,кто она по профессии ,где работает- место работы ,что делает человек данной профессии , что нужно для работы- предметы , какой она должна быть ( изображения схем. символами ).

6.Текст  записки " Волшебного цветка"

Цветы для ваших мам я приготовил , они на лепестках моих,

Загадку обо мне придумать нужно, тогда отдам вам их.

7.Составление загадки на фланелеграфе  (см. метод.литературу  о загадках Нестереко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет "Путешествие в зимний лес".

Программное содержание:-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,-познакомить детей с ежом,-формировать чувство причастности к окружающему миру,-закрепить названия детенышей...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в первой младшей группе "Яблоки для ежиков"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей 2-3 лет....

«Незнайка в городе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.

Цель.Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запреще...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

Тема: Вода.Цель: Формировать в детях познавательную деятельность; развивать речь, память, формировать аналитические навыки, расширять, обогащать словарь активный и пассивный, слуховые практики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Чайная посуда. Куклы у нас в гостях»

Цель: Ознакомление с чайной посудой, активизация речи.Задачи: Знакомить детей с названиями предметов чайной посуды: чайник, чашка, блюдце, сахарница. Обучать детей правильной сервировке стола Раз...