Земля - живая планета
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_zhivaya_planeta.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Земля – живая планета
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Цели:
- Уточнить знания детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли - на ней есть жизнь, растения, животные, человек, потому что на планете есть вода, воздух, тепло - эти условия нужны всем живым существам.
- Закрепить у детей представления о диких животных, познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: технические средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «География для самых маленьких», слайды с изображением природных зон).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.
Ход: Раздается звон колокольчика.
- Ребята, колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, ярко светит и не пекарь, а печет (солнце)
2. По небу гуляет маляр без кистей, краской коричневой красит людей (солнце)
3. В дверь, в окно стучать не будет, а войдет и всех разбудит (солнце)
- Молодцы, а сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы.
- О чем эти загадки?
- Как вы догадались, что это Солнце?
- Скажите, что такое Солнце? (это звезда, огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света)
(слайд 2) (карта Солнечной системы)
- Что это такое?
- Что расположено вокруг Солнца? (вращающиеся планеты - твердые холодные шары.)
- Какие планеты вы знаете?
- Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (которая ближе к Солнцу - Меркурий.)
- Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла попадает на эту планету.
- Как вы думаете, где жарче: на Меркурии,
- на Венере
- или на Земле?
- Почему?
- На какой планете мы с вами живем?
- На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
- Почему на Земле есть жизнь? (там есть воздух, вода и тепло)
- Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений, животных и человека.
(Воспитатель показывает детям глобус)
- Что это такое?
- Что такое глобус? (модель Земли)
- Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли? (водой)
- Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами: здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (на Земле есть равнины, пустыни, леса, горы, пески)
(слайд 3) Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей.
- Такой сверкающий голубой шар!
- Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает.
- Белоснежные полюса Земли (слайд 4, щелкать) сверкают в отражении солнечного снега!
(слайд 5) Из космоса видны и высокие горы,
(слайд 6) Зеленые пространства лесов - например, наши леса,
(слайд 7) Желтого - песчаные пустыни.
(слайд 8) Наша Земля разноцветна и красива!
- Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться.
- Знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах? (киты, акулы, дельфины, разные рыбы.)
- Какие животные живут в лесах России? (лиса, волк, медведь,)
- Кто живет в тропических лесах? (обезьяны, слоны, тигры.,.)
- А кто живет на Северном полюсе? (белые медведи, тюлени, моржи)
- А кто обитает на Южном полюсе? (пингвины)
- Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая: на ней живут растения, животные, люди.
(Раздается стук в дверь, входит марсианин.) (слайд 9)
Марсианин: Ребята, у нас на планете очень холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где бы я мог жить.
- Ребята, давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных, которых можно увидеть в разных местах нашей планеты.
- Вы согласны?
- А для этого нам надо отправиться в исследовательское путешествие.
(слайд 10, пустой)
Физминутка Мы летим под облаками
Мы летим под облаками, а земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка и дома, и человечки. (махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то, приземлились на болото. (несколько глубоких приседаний.)
И среди ветвей шумит, снег летит, летит, летит. (вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет, словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок - вот и скрылся наш дружок! (прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься, надо снова заниматься. (дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем, будто твёрдо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!» Это детям по плечу. (вращение головой вправо и влево.)
Физминутка для глаз (слайд 11)
- Начнем наше путешествие.
(слайд 12) Сначала мы с вами поплывем на пароходе. Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
(слайд 13) Вот мы и прибыли на Северный полюс - в Арктику. Здесь живут белые медведи.
Рассказ белого медведя (щелчок) «Мы – белые медведи, всю жизнь живем на Севере в снегах, на льду Северного Ледовитого океана. Конечно, здесь холодно, но у нас густая теплая шерсть, даже подошвы покрыты ею.
В зимнее время мы спим в снежных берлогах, летом охотимся на рыбу в воде, на тюленей на льдах. Белая шерсть делает нас незаметными на снегу.
Поселитесь у нас, лучше наших мест нет зимой: долгая полярная ночь, темно, конечно, но в это время бывает полярное сияние – небо светится, переливается разными красками – такой красоты нет ни в одном месте Земли!
А летом бывает долгий полярный день – Солнце не уходит за горизонт, кругом ходит по небу. Светло и днем, и ночью – замечательная пора.
Оставайтесь у нас, мы научим вас ловить рыбу, делать в снегу берлогу».
- Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.
- Отправляемся дальше.
- На Земле много водного пространства (морей и океанов) - там обитают разные животные - киты, акулы, разные рыбы.
(слайд 14, щелчок) Человек не живет под водой, но он опускается в морские глубины для исследований.
- Вот плывет кит. Давайте его послушаем.
Рассказ кита: «Я – синий кит, самое большое животное на планете, живу в просторах океана, могу плавать в любые его места, в океане рождаются мои дети, которых я выкармливаю своим молоком.
Плаваю я легко, быстро, как рыба, потому что у меня обтекаемое, гладкое тело, хорошо приспособленное к жизни в воде.
Питаюсь я всякой морской мелочью – рачками, мелкой рыбой и другими морскими животными: рот у меня огромный, я его открываю и заглатываю много воды, все, что в ней попадется, я съедаю, а лишнюю воду фонтаном выбрасываю.
Мои фонтанчики на море можно видеть издалека, по ним китобойные флотилии узнают, где я нахожусь, – охотятся за мной.
Беда, да и только! Живите со мной, места всем в океане хватит, я мирное животное – не смотрите, что я такой огромный».
- Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания.
- Дальше мы с вами отправимся на самолете. (слайд 15) Расправили крылья и полетели.
(щелчок) Сейчас мы приземляемся в лесу
Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк. (слайд 16)
Рассказ волка: Волк – дикое, хищное, млекопитающее животное. Обитает на всей территории России, кроме острова Сахалина и Курильских островов.
Шерсть у нас густая, жесткая.
Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи.
У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам мы издалека узнаем друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.
Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках
добычи – так охотиться легче.
В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк.
Всей стаей волки охотятся на крупных животных – лосей, оленей, кабанов. Как правило, волки забивают прежде всего слабых и больных животных, поэтому их зовут санитарами леса. Днем волки прячутся в логове, которое они устраивают в самых глухих местах, лесных чащобах, в расщелинах скал, или, свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов.
К зиме волчья шуба становится еще гуще, пышнее, но цвет не меняет. Волки не делают запасов на зиму, им помогают пережить зиму сильные ноги и острые зубы. Весной у волчицы появляются маленькие слепые волчата. Волчица выбирает укромное место для своего логова, где-нибудь в глубоком овраге, густо заросшем ивняком и ольхой, неподалеку от ручья или возле больших непроходимых болот. Волк помогает волчице воспитывать малышей, ходит на охоту, приносит добычу. Мама волчица зорко следит за волчатами, при малейшей опасности переносит их в другое надежное место.
- А вот там дальше живет зайчик. Послушаем, что он скажет. (слайд 16, щелчок)
Рассказ зайца: Я – заяц-беляк, живу в лесу круглый год, норы не делаю, по деревьям не лазаю, зимой в берлоге не сплю.
Мне жить в лесу очень трудно, но я приспособился: летом ем траву, листья, молодые побеги, а вот зимой, конечно, трудновато – есть-то нечего, вот и грызу кору деревьев да ветки с кустов, особенно люблю осину.
В деревню бегаю – там стога стоят, сено такое душистое, вкусное.
Но я вам, марсиане, должен сказать, что врагов у меня много, чуть ли не каждый норовит меня поймать и съесть.
Уж волки, лисы – это само собой, а ведь и совы, и соколы тоже охотятся за мной.
Но меня не так-то легко поймать.
Во-первых, у меня очень чуткие уши, видите, какие длинные, – все слышу даже во сне! Глаза раскосые – все кругом вижу, всех, кто хочет ко мне подкрасться.
Во-вторых, имею маскировочную окраску шерсти, два раза в год линяю: на зиму становлюсь белым. Вот скажите, почему я зимой белый?
А летом я какой, думаете зеленый, как трава?
Нет, я серый, но меня все равно нигде не видно, если я, конечно, затаюсь.
Еще я могу петлять, следы путать, делать большие прыжки вбок, задними ногами сильно отбиваться – лягу на спину, когда сова сверху нападает, и бью ее ногами задними, они ведь у меня очень сильные, не зря я скакать могу. Так что живите со мной, я вас всему научу – и обманывать, и линять начнете».
- Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь. Полетим дальше.
(слайд 17) Вот мы пролетаем над пустыней.
- В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно - растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы.
- Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их рассказ.
(слайд 18) Рассказ верблюда: Эти млекопитающие хорошо приспособлены к жизни в суровой и безводной местности. Густой мех предназначен для защиты от дневного зноя и ночного холода. Густые длинные ресницы защищают его глаза от песка, который гонят сильные ветры. Оба пальца на каждой ноге соеденены мозолистой подушкой. Благодаря ей верблюд не проваливается в песок и может ходить по камням. Истинное назначение горбов: они служат своеобразной «крышей», защищающей спину верблюда от палящего солнца, там находятся запасы жира, благодаря которым он может долго не есть и не пить. Зрение у верблюдов отличное: они могут увидеть идущего человека за километр, движущийся автомобиль - за 3-3,5 километра. Они прекрасно чуют запах влаги и могут почуять свежее пастбище или пресную воду за 40-60 километров, а также заметить на небе грозовые тучи и отправиться в их сторону в надежде попасть в то место, где прольются дожди. Верблюд подолгу может обходиться без воды, теряя при этом до 40 % веса тела. Добравшись до воды, верблюд, чтобы возместить потерю жидкости, может сразу выпить до ста литров.
- Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее.
(слайд 18, щелчок) Рассказ черепахи: У черепахи есть твердый панцирь.
В нем есть отверстия для головы, ног и хвоста. Голова имеет овальную форму, шея длинная и очень подвижная. У черепахи хорошо развито зрение, она хорошо слышит, и очень хорошо чувствует разные запахи.
Черепахи являются олицетворением медлительности: они не только по земле ходят очень медленно, но и медленно дышат. Питаются листьями, фруктами, червями, рыбой. В питание черепах наблюдается много странностей.
В тропическом поясе сухопутные черепахи едят в дождливое время года, после этого они жиреют и перестают принимать пищу, а затем в сухое время года впадают в спячку на несколько месяцев. Морские черепахи совсем не впадают в спячку.
Размножаются яйцами, их самки зарывают в песок. Через несколько месяцев появляются маленькие черепашки, которые сразу же начинают самостоятельную жизнь.
Черепашки появляются на свет вполне сформировавшимися. Но панцирь их еще довольно мягок и окончательно затвердевает по истечении нескольких лет.
А есть ещё морские черепахи, которые живут в море и ноги у них похожи на ласты
Морские черепахи откладывают яйца в песок на берегу моря или океана, и маленькие черепашата, вылупившись стараются добраться самостоятельно до моря.
- Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса.
- Давайте остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд 19, щелчок)
- А вот и они. Давайте их послушаем.
(слайд 20) Рассказ слона: Слоны – самые крупные наземные животные. Слона сразу можно узнать по его носу, который называется хоботом. С помощью хобота слон дышит, нюхает, рвет ветки, поднимает предметы, а также пьет воду и издает трубящие звуки. Слон съедает до 250 кг травы, веток и другого растительного корма в день. Кроме этого, каждый день он выпивает около 180 л воды. Изо рта у слона торчат два огромных зуба, которые называются бивнями. Чтобы не перегреться в сильную жару, слоны расправляют уши и обмахиваются ими, еще они часто обливают себя водой и обсыпают пылью. Так они не только ухаживают за своей кожей, но и покрывая ее защитным слоем грязи, защищают себя от укусов насекомых. Обычно слоны передвигаются шагом, но умеют они и бегать, и плавать. А вот прыгать слоны не могут. Слоны живут стадами. В стаде обычно 9 – 12 животных из одной семьи. Во главе стада – самая старшая самка. Она решает, когда стаду кормиться, когда отдыхать или купаться. Детеныш слона называется слоненок. Слониха кормит слоненка молоком до 5 лет.
(слайд 21, щелчок) А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это - Антарктида.
(слайд 22, щелчок) На некоторое время приезжают сюда ученые для исследовательской работы, для изучения погоды и природы.
- Давайте сделаем посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте теплые вещи.
- Вот и пингвин.
- Давайте послушаем что он нам расскажет.
Рассказ пингвина: Пингвин – один из самых необычных и своеобразных представителей птичьего мира. Внешним видом и походкой пингвины похожи на маленьких человечков.
Пингвины – суперпловцы, они лучше всех остальных птиц приспособились к жизни в воде. Пингвины не просто плавают под водой, они под водой летают, очень быстро и ловко. Главным движителем при плавании у них являются крылья-ласты.
Неуклюжие на суше и не способные летать по воздуху, пингвины умеют летать; под водой, они освоили самый суровый континент - Антарктиду, они способны в немыслимых условиях антарктической зимы выращивать потомство. Пингвин - это мужественная и замечательная птица. Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. Как вы думаете почему они не мерзнут?
У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других.
Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом всем удается побыть в середине, где теплее всего.
Пингвины очень дружная семья, когда мама уходит плавать, то папа берет яйцо и держит на лапах, прикрыв его от стужи специальной складкой кожи, свисающей живота. Пока мама не придет пингвин ничего не ест.
Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами
- Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
(слайд 23) Ребята, мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом лесу, в океане.
- Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только там, где есть пресная (питьевая) вода.
- Такой природы разнообразной, нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.
(слайд 24) А теперь нам пора возвращаться обратно. Пока мы плывем, ты - Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.
- Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты хочешь поселиться?
Марсианин: Я видел много разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земля - живая планета
Викторина для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД «Земля – живая планета». Подготовительная к школе группа.
Образовательные области: Познание. Коммуникация, художественное творчество.Цель: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Земля – живая планета»
Аннотация к познавательно-поисковой деятельности в старшей группе...
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе по программе «Детство» «Земля - живая планета»
Уточнение представления о Солнечной системе и уникальности Земли. Ознакомление с мировым океаном , с лесом....
Конспект экологического занятия «Земля – живая планета»
конспект экологического занятия для подготовительных групп...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Земля – живая планета».
Уточнить представление детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности Земли,пояснить, какие растения и животные обитают в разных уголках нашей планеты....
НООД по познавательному развитию в старшей группе. «Земля — живая планета».
Тема: «Земля – живая планета».Программное содержание.1. Уточнить представление детей о Солнечной системе: о Земле (на Земле есть жизнь – растения,...