Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_eksperimentirovanie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по экспериментально-исследовательской деятельности
в старшей группы
МБДОУ Детский сад № 8"Русалочка"
Воспитатель: Тиханова О.А.
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Месяц | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Формы работы |
Сентябрь | «Знакомство с детской лабораторией» 1. «Экскурсия в детскую лабораторию» 2. «Приборы для опытов» |
Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками | Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» Рассматривание приборов, беседа «Где применяют волшебные стеклышки?» |
Октябрь | «Рукотворный мир» 1.«Древесина, ее качества и свойства» 2. «Бумага, ее качества и свойства» | Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра «Назови предмет» Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств |
Ноябрь | «Воздух» 1.«Обследование свойств воздуха» 2. «Ветер. Движение воздуха» | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров», «Игры с соломинкой» Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме), «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой» |
Декабрь | «Легкий - тяжелый» 1.«Вес предмета» 2. «Плавучесть предметов» | Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом | Опыты по взвешиванию предметов разными способами Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Игры «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет» |
Январь | «Вода» 1.«Обследование свойств воды» 2. «Свойства воды. Очищение воды» | Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы) Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами | Проведение опытов с водой «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме) Проведение опытов с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку» |
Февраль | «Твердая вода» 1.«Свойства снега» 2. «Свойства льда» | Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах). Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий). Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок» |
Март | «Жизнь растений» 1. «Растение – живой организм» «Посадка бобов» 2.«Необходимые условия для развития растений» | Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох), определить алгоритм деятельности по посадке растения. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений. Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения. Игра Вершки – корешки» Беседа: « Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой. |
Апрель | «Источник тепла и света» 1.«Световая энергия» 2. «Термометр и температура» | Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета. Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа). Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком, «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с зеркалом. Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Беседа о том когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице |
Май | «Состав и свойства почвы» 1.«Свойства песка» 2. «Сравнение песка, почвы и глины» | Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы.
Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке. Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины. Вылепливание из песка и глины |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в детской лаборатории старшей группы
Разработанный план предпологает ознакомление с окружающим миром и природой через опытно-экспериментальную познавательную деятельность детей....
"Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности 2015 - 2016 учебный год"
Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.Задачи:1. Формировать познавательную активность, любознательность;2.Умение пользоваться приборами-помощниками при проведении иг...
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование «Использование экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе »
Краткий перспективный план работы в области "Познание" с использованием мини-лаборатории группы детского сада....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в разновозрастной группе детей 5-7 лет
План работы лаборатории...
Перспективный план по экспериментально – исследовательской деятельности
Перспективный план по экспериментально – исследовательской деятельности (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 5 до 6 лет)...