«В царстве растений»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Енекова Ольга Анатольевна

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_enekova_o.a.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида

г. Вольска Саратовской области»

Экологический проект  «В царстве растений»

Разработала и провела

  воспитатель Енекова Ольга Анатольевна

Участники проекта

Дети, родители, педагоги детского сада

Тип  проекта

практико-ориентированный, краткосрочный.

Актуальность

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.

Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки.

Цель

Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.  Организация активного сотрудничества родителями в процессе проекта.  Расширение зеленого уголка в группе детского сада.

Задачи проекта

  1. Способствовать расширению знании детей о мире растений и представлению б их  значимости.
  2. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
  3. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
  4. Развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
  5. Воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям
  6. Способствовать развитию у воспитанников экологической культуры мышления  
  7. Улучшение экологической среды группы, объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

Ожидаемые результаты проекта.

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

Первый этап

подготовительный (2-я неделя февраля– 1 неделя марта 2015г.)

 

Формы работы, проводимые на 1 этапе:

 

Дата проведения

Участники

 

1

Подбор методической и художественной литературы. экспонатов, картин.

2 неделя апреля

Воспитатель Енекова О.А.

2

Изготовление пособий, карточек.

2 неделя апреля

Воспитатель Енекова О.А.

3

Разработка анкеты для родителей

3 неделя апреля

Воспитатель Енекова О.А.

4

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

4 неделя апреля– 1 неделя мая

Воспитатель Енекова О.А.

5

Разработка занятий, определение тематики бесед.

1 неделя июня

Воспитатель Енекова О.А., учитель-логопед 

6

Выбор объектов растений на клумбе для экскурсии.

3 неделя мая

Воспитатель Енекова О.А.

7

Подбор музыкального репертуара

май

Муз. руководитель

8.

Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.

май

Воспитатель Енекова О.А.

9.

Чтение литературы по теме;

Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях

май

Воспитатель ЕнековаО.А.

Второй  этап основной

( 2-я неделя марта – 2 неделя  мая  2015 г.)


Формы работы

Дата проведения

Участники

 

1

Образовательная деятельность

ОД  «Путешествие царство комнатных растений.

Цель: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление;

2 неделя марта

Дети старшей  группы и их родители

Воспитатель

Енекова О.А.

2.

ОД «Растения лечат»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора:
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
- развивать творческое воображение и развивать  коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнениями

4 неделя марта

Дети старшей  группы и их родители

Воспитатель

Енекова О.А.

3.

ОД  «Красная книга – сигнал опасности»

Цель : развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений; выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

2 неделя апреля

Дети старшей  группы и их родители

Воспитатель

Енекова О.А.

4.

ОД «Весенние первоцветы»  (интегрированное занятие).

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

4 неделя апреля

Дети старшей  группы и их родители

Воспитатель

Енекова О.А.

Продуктивная деятельность

Аппликация:

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

Коллективная работа “ Мир такой прекрасный”

Коллективная работа “Домики для семян”

“Мой любимый цветок”

В соответствии с сеткой ОД

 

Дети старшей  группы и их родители

Воспитатель

Енекова О.А.

Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”

“Цветочная корзинка”

В соответствии с сеткой ОД

Дети старшей группы

Воспитатель Енекова О.А.

Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

“Наши друзья – лекарственные растения”

Выставка рисунков “Волшебные растения”

Декоративное рисование “Цветочная дорожка”

Портрет “ Растение улыбается”

 

В соответствии с сеткой ОД

Дети старшей группы

Воспитатель Енекова О.А.

Игровая деятельность

Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.).

Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Игра «Съедобное - несъедобное»; цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях. Отгадывание загадок и сочинение загадок о растениях

Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”

Ролевая игра «Команда спасателей».

В течение всего проекта

Дети старшей группы

Воспитатель Енекова О.А.,  педагог-психолог

 

Ознакомление с художественной литературой

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  • Стихи о цветах.
  • Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
  • Пришвин М. «Золотой луг».
  • Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
  • Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
  • Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
  • Онегов А. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
  • Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
  • Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
  • Габе Д. «Желтый, белый, лиловый».

В течение всего проекта

Дети старшей группы

Воспитатель Енекова О.А.

 

 

Экологические беседы

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

Викторина “Знатоки лечебных трав”

 

В соответствии с сеткой ОД

Дети старшей группы

Воспитатель Енекова О.А.

6

Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

В.Моцарт “Цветы”

П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”

М. Протасов “Одуванчики”

Март- апрель

Дети старшей  группы

Муз. Руководитель

 

Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”

Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.

Март-апрель

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

учитель- логопед

Трудовая деятельность.

Поливка комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними.

Рыхление клумб с многолетниками.

Цель. Закреплять умение рыхлить  растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями.

Посадка рассады цветов.

Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады.

Черенкование комнатных растений.

Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков.

Пересадка комнатных растений.

Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов.

Март-апрель

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.
Раскрашивание цветов в раскрасках.
Продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

В течение всего проекта

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Задание на дом (совместно с родителями).

Какие комнатные растения живут у вас дома?
Рассаду каких цветов выращиваете дома?
Придумать загадку или сказку о цветах.
Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий  мир»

В течение всего проекта

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Третий этап

оценочный (3-я неделя мая  2015г.)

N п/п


Формы работы

Дата проведения

Участники

1.

Экологическая  викторина «Знатоки мира растений»

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края. 

3 неделя мая

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Родители воспитанников

Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

3 неделя мая

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Родители воспитанников

2.

Составление альбома

«Зеленая аптека».

 

3 неделя мая

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Родители воспитанников

3.

Составление альбома

«»Комнатные растения»

3 неделя мая

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Родители воспитанников

4.

Составление книги загадок и пословиц о растениях

3 неделя мая

Дети старшей группы, воспитатель

Енекова О.А.

Родители воспитанников

4 .

 Презентация  проекта

«В царстве растений» 

3 неделя мая

Воспитатель Енекова О.А.


Литература

  1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
  3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
  5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
  6. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
  7. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  8. Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ».           Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...

КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».

Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...

КВН "В царстве растений"

Конкурс, совместная деятельность с родителями....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Царство растений"

Цель НОД: подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных; организовать познавательно – исследо...

Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"

Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели.  Расширить и уточнить знан...