«В царстве растений»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_enekova_o.a.docx | 38.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района
«Детский сад № 30 «Сказка» комбинированного вида
г. Вольска Саратовской области»
Экологический проект «В царстве растений»
Разработала и провела
воспитатель Енекова Ольга Анатольевна
Участники проекта | Дети, родители, педагоги детского сада |
Тип проекта | практико-ориентированный, краткосрочный. |
Актуальность | Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе. Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект помогает детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагога, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения группового уголка перейти к озеленению площадки. |
Цель | Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело. Организация активного сотрудничества родителями в процессе проекта. Расширение зеленого уголка в группе детского сада. |
Задачи проекта |
|
Ожидаемые результаты проекта. |
|
Первый этап
подготовительный (2-я неделя февраля– 1 неделя марта 2015г.)
| Формы работы, проводимые на 1 этапе:
| Дата проведения | Участники
|
1 | Подбор методической и художественной литературы. экспонатов, картин. | 2 неделя апреля | Воспитатель Енекова О.А. |
2 | Изготовление пособий, карточек. | 2 неделя апреля | Воспитатель Енекова О.А. |
3 | Разработка анкеты для родителей | 3 неделя апреля | Воспитатель Енекова О.А. |
4 | Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта | 4 неделя апреля– 1 неделя мая | Воспитатель Енекова О.А. |
5 | Разработка занятий, определение тематики бесед. | 1 неделя июня | Воспитатель Енекова О.А., учитель-логопед |
6 | Выбор объектов растений на клумбе для экскурсии. | 3 неделя мая | Воспитатель Енекова О.А. |
7 | Подбор музыкального репертуара | май | Муз. руководитель |
8. | Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений. | май | Воспитатель Енекова О.А. |
9. | Чтение литературы по теме; Заучивание загадок и стихов о лекарственных растениях | май | Воспитатель ЕнековаО.А. |
Второй этап основной
( 2-я неделя марта – 2 неделя мая 2015 г.)
| Дата проведения | Участники
| |
1 | Образовательная деятельность ОД «Путешествие царство комнатных растений. Цель: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; | 2 неделя марта | Дети старшей группы и их родители Воспитатель Енекова О.А. |
2. | ОД «Растения лечат» Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: | 4 неделя марта | Дети старшей группы и их родители Воспитатель Енекова О.А. |
3. | ОД «Красная книга – сигнал опасности» Цель : развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений; выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу. | 2 неделя апреля | Дети старшей группы и их родители Воспитатель Енекова О.А. |
4. | ОД «Весенние первоцветы» (интегрированное занятие). Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память. | 4 неделя апреля | Дети старшей группы и их родители Воспитатель Енекова О.А. |
Продуктивная деятельность Аппликация: Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов. Коллективная работа “ Мир такой прекрасный” Коллективная работа “Домики для семян” “Мой любимый цветок” | В соответствии с сеткой ОД
| Дети старшей группы и их родители Воспитатель Енекова О.А. | |
Лепка: Цель: развитие мелкой моторики, воображения. Лепка барельефа “Цветок-это чудо” Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод” “Цветочная корзинка” | В соответствии с сеткой ОД | Дети старшей группы Воспитатель Енекова О.А. | |
Рисование: Цель: развитие графических навыков, образного мышления. “Наши друзья – лекарственные растения” Выставка рисунков “Волшебные растения” Декоративное рисование “Цветочная дорожка” Портрет “ Растение улыбается”
| В соответствии с сеткой ОД | Дети старшей группы Воспитатель Енекова О.А. | |
Игровая деятельность Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.). Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям Дидактическая игра «Узнай по описанию». Игра «Съедобное - несъедобное»; цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях. Отгадывание загадок и сочинение загадок о растениях Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья” Ролевая игра «Команда спасателей». | В течение всего проекта | Дети старшей группы Воспитатель Енекова О.А., педагог-психолог | |
| Ознакомление с художественной литературой Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
| В течение всего проекта | Дети старшей группы Воспитатель Енекова О.А. |
| Экологические беседы Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу. Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет” Викторина “Знатоки лечебных трав”
| В соответствии с сеткой ОД | Дети старшей группы Воспитатель Енекова О.А. |
6 | Слушание музыки: Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов “ Не рвите цветы” В.Моцарт “Цветы” П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” М. Протасов “Одуванчики” | Март- апрель | Дети старшей группы Муз. Руководитель |
| Речевая деятельность: Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи. Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг” Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет. | Март-апрель | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. учитель- логопед |
Трудовая деятельность. Поливка комнатных растений. Цель. Воспитание экологической культуры. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений. Мытье комнатных растений. Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Рыхление клумб с многолетниками. Цель. Закреплять умение рыхлить растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями. Посадка рассады цветов. Цель. Дать представления о жизни растения, научить некоторым способам выращивания рассады. Черенкование комнатных растений. Цель. Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков. Пересадка комнатных растений. Цель. Закрепить представления о жизни растения и показать некоторые способы пересадки цветов. | Март-апрель | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. | |
Самостоятельная игровая деятельность детей. Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами. | В течение всего проекта | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. | |
Задание на дом (совместно с родителями). Какие комнатные растения живут у вас дома? | В течение всего проекта | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. |
Третий этап
оценочный (3-я неделя мая 2015г.)
N п/п |
| Дата проведения | Участники |
1. | Экологическая викторина «Знатоки мира растений» Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края. | 3 неделя мая | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. Родители воспитанников |
Фотовыставка "Помощники интерьера". Привлечь родителей к участию в фотовыставке. | 3 неделя мая | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. Родители воспитанников | |
2. | Составление альбома «Зеленая аптека».
| 3 неделя мая | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. Родители воспитанников |
3. | Составление альбома «»Комнатные растения» | 3 неделя мая | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. Родители воспитанников |
4. | Составление книги загадок и пословиц о растениях | 3 неделя мая | Дети старшей группы, воспитатель Енекова О.А. Родители воспитанников |
4 . | Презентация проекта «В царстве растений» | 3 неделя мая | Воспитатель Енекова О.А. |
Литература
- Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
- Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
- Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
- Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
- Шорыгина, Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ». Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...
Модуль на тему "Царство растений- ГРИБЫ".
ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ «ГРИБЫ». Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Именно в дошкольном возрас...
Конспект занятия "Царство растений"
Про растения...
КОНСПЕКТ организованного образовательного вида деятельности в подготовительной группе . По образовательной области «Здоровье сберегающей технологии» на тему «Царство растений».
Закреплять знания о травах; обобщить знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения; продолжать знакомить детей с народными декорати...
КВН "В царстве растений"
Конкурс, совместная деятельность с родителями....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Царство растений"
Цель НОД: подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных; организовать познавательно – исследо...
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...