Конспект для старшей группы на тему: "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зеленова Елена Павловна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Занятие по экологии  для старшей группы.

 Мы – друзья природы.  Экскурсия в Копосовскую  дубраву и Волжскую пойму.

Цель:  Формировать представления детей о природе родного края, развивать интерес к охране окружающей среды.

Задачи:  *Расширять  знания детей о природе, формировать интерес к проблемам охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

*Развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы. *Развивать кругозор, мышление, связную речь.

Обогащение словаря:  заповедник, Красная книга, дубрава, долгожитель, пойма, заливные луга, подлесок.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о природе, растениях и животных, изготовление с родителями книжек-малышек по теме, рассматривание картинок с изображением растений и животных Нижегородской области, знакомство с Красной книгой  края.

Материалы: Красная книга Нижегородской области, аудиозаписи с голосами птиц и шумом леса, презентация  «Копосовская дубрава и Волжская пойма»

Ход занятия.

Дети сидят ,готовятся  к занятию. Открывается дверь , звучит музыка. Появляется воспитатель в костюме дерева-дуба.

 Дуб:  Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Я пришел к вам в гости, вы меня узнали? (да , дерево). Я что бы вам отгадать как меня зовут,  послушайте загадку: 

Я дерево могучее, я леса санитар

И знает это дерево любой, и стар и мал,

Расту до самой старости, и 100 и 200 лет

Любому дам я силу, и всем, конечно люб

Меня узнали дети? Ведь я могучий (дуб)

 

Правильно,   Я  могучий дуб!  А что вы обо мне знаете?  (ответы детей)

Воспитатель:   Дуб  считается символом  долговечности, силы, красоты, здоровья. Дуб –дерево долгожитель.  Кто такой долгожитель? (тот  кто долго живет). Дубы живут очень долго. Растут медленно, сначала – сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево стоит крепко и не боится даже сильных ветров. Дуб всегда выше всех деревьев, так как он не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. Чем старше дуб тем более глубокими становятся трещины на темной  коре дерева. Листья и цветки появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на деревьях опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими на всю зиму.

Дуб: Да , все верно про меня сказали.  А я к вам с приглашением пришел, хотите со мной на экскурсию в дубраву сходить,  с природой уникальной познакомиться?(да ) Родина моя дубрава Копосовская( Хальзовская )  в самом Нижнем Новгороде расположена ,недалеко от вашего детского сада. (ответы детей)

Только мне помощь ваша нужна, все чаще человек в нашу жизнь вторгается, мусор бросает , растения обрывают, свалки устраивают.( слайд  с изображением мусора в дубраве) Деточки помогите нам  придумать правила поведения в лесу и знаки  для природной охраны установить. (дети отвечают)

Тогда в путь

Мы идем по тропинке ( ходьба змейкой между кочками)

Мы идем по узенькой дорожке

Через город мы прошли (подлезание)

И к дубраве подошли(перепрыгивание)

Вот мы с вами и пришли. (дети садятся на стульчики около телевизора)

 

Звучит фонограмма «Шум леса». На экране появляется слайд с изображением дубравы.

Воспитатель:  Ребята , а как вы думаете что такое дубрава? ( ответы детей) Лес в котором растет большое количество дубов и называется дубравой.

Давайте повторим это слово и постараемся запомнить.

На экране появляются   слады с изображением дубравы, рассказ воспитателя .

Воспитатель:  Во многих  справочниках Нижегородской области эта территория  называется  уникальной, заповедной, охраняемой.  Известна дубрава  еще со времен Козьмы Минина ,  она и впрямь является памятником природы . Во-первых : Это единственный сохраненный  в Сормово живописный ,естественный массив широколиственного леса. Во-вторых: Дубрава сложена только одной  древесной породой-дубами. Да какими дубами! Это 200-300 летние великаны, высотой 20-25 метров и до 1метра в обхвате. А  еще Копосовская дубрава тесно связана с историей  Сормова,  на заре революционных событий 1905 года здесь проводились митинги и маевки рабочих Сормовского завода,  а в годы ВОВ дубрава  укрывала  от вражеских налетов боевую технику которую  накапливали  для отправки на фронт.  В настоящее время –это любимое место сормовичей. Зимой катаются на лыжах, а летом купаются ,гуляют , занимаются спортом.

Дуб: Да, природа Копосовской дубравы уникальна , подлеска нет ,но встречаются по краям  кусты калины, ежевики  посажены они человеком для привлечения птиц. Отгадайте : какие деревья можно встретить  рядом с дубравой…

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке и белом сарафане.(береза)

 

Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила

А о чем она грустит ничего не говорит (ива)

 

Дуб: Молодцы, все деревья узнали. А как вы думаете,  деревья живые? ( да, растут, питаются,  размножаются отростками, семенами). А  ответьте на вопрос: Деревья в дубраве живут одни? Кто живет рядом?  (птицы, животные) . Давайте с ними познакомимся.

Физкультминутка.

На поляне дуб зеленый, потянулся к солнцу кроной.(потягивание .ручки вверх)

И на ветках среди леса, щедро желуди развесил.( потягивание ,руки в стороны)

А внизу грибы растут, их так много нынче тут,

Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся.( наклоны)

Вот лягушка проскакала, здесь воды ей видно мало,

И квакушка бодро скачет, Прямо к пруду не иначе (прыжки)

Ну а мы пройдем немного, поднимаем выше ногу

Походили, порезвились, и на травку опустились.

 

Дуб: А теперь посидим тихонько, и увидим что-то интересное. Среди ветвей дуба часто селятся птицы…(Воспитатель включает аудиозапись  «Пение  птиц».   И вот первую птаху встретили…..(Воспитатель показывает слайды и  рассказывает про птиц)

Воспитатель:     Загадывает загадку…

Весь день она спит, ну а ночью летает

Своими большими глазами сверкает

Ее острый слух и внимательный взгляд

Рыщет в траве лягушат и мышат

Вращается кругом ее голова

И скажет «Угу» нам лесная ….(сова)

 Воспитатель:Ребята сова занесена в Красную книгу, это редкая птица живет в Копосовской дубраве.

Жуву на болоте,

Пою я с душой

Ноги как спицы

А сам небольшой….(кулик)

Посмотрите на эту редкую птицу, и послушайте стихотворение про кулика.

 

Что ты плачешь, кулик на болоте?

Ты бы крылья расправил в болоте

Ты б умчался скорее отсюда

Не страшна будет грязь и простуда

Громко плачет кулик средь болота

Но болото бросать неохота.

Эта необычная птичка живет во влажных местах , на болотах.   Кулик-сорока также занесена в Красную книгу и  охраняется государством.

На экране появляются слайды с изображением Волжской поймы, животными и растениями.

Дуб: Копосовская дубрава плавно переходит  в Волжскую пойму ,которая  славится заливными пойменными лугами, озерами, болотами. Пойма-это часть речной долины, затопляемая во время разлива рек.  Именно здесь  можно встретить редкое и малочисленное  животное выхухоль.

Воспитатель показывает слайды .

Посмотрите на это самое смешное животное России. Нам повезло ,что оно живет рядом с нами, но находится на грани исчезновения.  

Сохранились в пойме и редкие растения. Это желтая и белая кувшинка, фиалка лесная, бубенчик лилиелистный.  (показ слайдов с изображением)

 

Дуб: Вот ребятки и рассказал я вам про заповедные места…  Много интересного узнали. Понравилось вам? Что запомнили лучше всего? (ответы детей) а вы заметили .что я часто говорю слова: исчезающие, редкие, уникальные….Как вы думаете почему ?

А я к вам не просто приходил, помощь мне ваша нужна…..Помогите нам , лесным жителям правила поведения в лесу установить ….Сормовичи  полюбили  отдыхать и гулять по местам заповедным, часто нарушает они законы природы…. растения уничтожают,  мусор бросают и свалки устраивают.   Необходимо нам знаки природоохранные установить

Воспитатель: Наши ребята хорошо знают правила поведения в лесу.

Игра «Если я приду в лесок»

Сейчас мы с вами поиграем , встаете вокруг меня. Я буду говорить и показывать свои действия ,а вы мне отвечать. Если я буду поступать хорошо,  вы говорите «да « и хлопаете в ладоши, если я поступаю плохо , то вы говорите «нет» и топаете ногами.

 

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если разведу костер, а тушить не буду (нет)

Если мусор удеру, банку закопаю? (да)

Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

Если сильно насорю, а убирать не буду? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (да)

 

Воспитатель

 Давайте подарим  Дубу знаки которые мы с собой взяли, пусть они помогут природу охранять. Назовем самые важные:

«Не шуми», «Не руби деревьев», «Ходи осторожно», «Не жги костры», «Не оставляй мусор».

Дуб: Молодцы ребята , порадовали меня.  Благодаря вам у нас появились знаки-правила. Вы настоящие друзья природы. До новых встреч.

Воспитатель : Нам тоже пришло время вернуться в детский сад. Что понравилось и запомнилось?

Послушайте стихи об охране природы:

*Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда способны защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

*Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким  зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

У меня к вам просьба, расскажите родным о нашем путешествии, пусть они тоже бережно относятся к природе. (памятка-правила поведения )

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Занятие по экологии окружающего мира для старшей группы.

 Мы – друзья природы.  Экскурсия в Копосовскую  дубраву и Волжскую пойму.

Цель:  Формировать представления детей о природе родного края, развивать интерес к охране окружающей среды.

Задачи:  *Расширять  знания детей о природе, формировать интерес к проблемам охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

*Развивать у детей желание вносить посильный вклад в охрану природы. *Развивать кругозор, мышление, связную речь.

Обогащение словаря:  заповедник, Красная книга, дубрава, долгожитель, пойма, заливные луга, подлесок.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о природе, растениях и животных, изготовление с родителями книжек-малышек по теме, рассматривание картинок с изображением растений и животных Нижегородской области, знакомство с Красной книгой  края.

Материалы: Красная книга Нижегородской области, аудиозаписи с голосами птиц и шумом леса, презентация  «Копосовская дубрава и Волжская пойма»

Ход занятия.

Дети сидят ,готовятся  к занятию. Открывается дверь , звучит музыка. Появляется воспитатель в костюме дерева-дуба. 

 Дуб:  Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Я пришел к вам в гости, вы меня узнали? (да , дерево). Я что бы вам отгадать как меня зовут,  послушайте загадку:  

Я дерево могучее, я леса санитар

И знает это дерево любой, и стар и мал,

Расту до самой старости, и 100 и 200 лет

Любому дам я силу, и всем, конечно люб

Меня узнали дети? Ведь я могучий (дуб)

Правильно,   Я  могучий дуб!  А что вы обо мне знаете?  (ответы детей)

Воспитатель:   Дуб  считается символом  долговечности, силы, красоты, здоровья. Дуб –дерево долгожитель.  Кто такой долгожитель? (тот  кто долго живет). Дубы живут очень долго. Растут медленно, сначала – сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево стоит крепко и не боится даже сильных ветров. Дуб всегда выше всех деревьев, так как он не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. Чем старше дуб тем более глубокими становятся трещины на темной  коре дерева. Листья и цветки появляются одновременно в мае, но позже других деревьев. Осенью листья на деревьях опадают неохотно, некоторые остаются висеть на ветках сухими на всю зиму.

Дуб: Да , все верно про меня сказали.  А я к вам с приглашением пришел, хотите со мной на экскурсию в дубраву сходить,  с природой уникальной познакомиться?(да ) Родина моя дубрава Копосовская( Хальзовская )  в самом Нижнем Новгороде расположена ,недалеко от вашего детского сада. (ответы детей)

Только мне помощь ваша нужна, все чаще человек в нашу жизнь вторгается, мусор бросает , растения обрывают, свалки устраивают.( слайд  с изображением мусора в дубраве) Деточки помогите нам  придумать правила поведения в лесу и знаки  для природной охраны установить. (дети отвечают)

Тогда в путь

Мы идем по тропинке ( ходьба змейкой между кочками)

Мы идем по узенькой дорожке

Через город мы прошли (подлезание)

И к дубраве подошли(перепрыгивание)

Вот мы с вами и пришли. (дети садятся на стульчики около телевизора)

Звучит фонограмма «Шум леса». На экране появляется слайд с изображением дубравы.

Воспитатель:  Ребята , а как вы думаете что такое дубрава? ( ответы детей) Лес в котором растет большое количество дубов и называется дубравой.

Давайте повторим это слово и постараемся запомнить.

На экране появляются   слады с изображением дубравы, рассказ воспитателя .

Воспитатель:  Во многих  справочниках Нижегородской области эта территория  называется  уникальной, заповедной, охраняемой.  Известна дубрава  еще со времен Козьмы Минина ,  она и впрямь является памятником природы . Во-первых : Это единственный сохраненный  в Сормово живописный ,естественный массив широколиственного леса. Во-вторых: Дубрава сложена только одной  древесной породой-дубами. Да какими дубами! Это 200-300 летние великаны, высотой 20-25 метров и до 1метра в обхвате. А  еще Копосовская дубрава тесно связана с историей  Сормова,  на заре революционных событий 1905 года здесь проводились митинги и маевки рабочих Сормовского завода,  а в годы ВОВ дубрава  укрывала  от вражеских налетов боевую технику которую  накапливали  для отправки на фронт.  В настоящее время –это любимое место сормовичей. Зимой катаются на лыжах, а летом купаются ,гуляют , занимаются спортом.

Дуб: Да, природа Копосовской дубравы уникальна , подлеска нет ,но встречаются по краям  кусты калины, ежевики  посажены они человеком для привлечения птиц. Отгадайте : какие деревья можно встретить  рядом с дубравой…

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке и белом сарафане.(береза)

Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила

А о чем она грустит ничего не говорит (ива)

Дуб: Молодцы, все деревья узнали. А как вы думаете,  деревья живые? ( да, растут, питаются,  размножаются отростками, семенами). А  ответьте на вопрос: Деревья в дубраве живут одни? Кто живет рядом?  (птицы, животные) . Давайте с ними познакомимся.

Физкультминутка.

На поляне дуб зеленый, потянулся к солнцу кроной.(потягивание .ручки вверх)

И на ветках среди леса, щедро желуди развесил.( потягивание ,руки в стороны)

А внизу грибы растут, их так много нынче тут,

Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся.( наклоны)

Вот лягушка проскакала, здесь воды ей видно мало,

И квакушка бодро скачет, Прямо к пруду не иначе (прыжки)

Ну а мы пройдем немного, поднимаем выше ногу

Походили, порезвились, и на травку опустились.

Дуб: А теперь посидим тихонько, и увидим что-то интересное. Среди ветвей дуба часто селятся птицы…(Воспитатель включает аудиозапись  «Пение  птиц».   И вот первую птаху встретили…..(Воспитатель показывает слайды и  рассказывает про птиц) 

Воспитатель:     Загадывает загадку…

Весь день она спит, ну а ночью летает

Своими большими глазами сверкает

Ее острый слух и внимательный взгляд

Рыщет в траве лягушат и мышат

Вращается кругом ее голова

И скажет «Угу» нам лесная ….(сова)

 Воспитатель:Ребята сова занесена в Красную книгу, это редкая птица живет в Копосовской дубраве.

Жуву на болоте,

Пою я с душой

Ноги как спицы

А сам небольшой….(кулик)

Посмотрите на эту редкую птицу, и послушайте стихотворение про кулика.

Что ты плачешь, кулик на болоте?

Ты бы крылья расправил в болоте

Ты б умчался скорее отсюда

Не страшна будет грязь и простуда

Громко плачет кулик средь болота

Но болото бросать неохота.

Эта необычная птичка живет во влажных местах , на болотах.   Кулик-сорока также занесена в Красную книгу и  охраняется государством.

На экране появляются слайды с изображением Волжской поймы, животными и растениями.

Дуб: Копосовская дубрава плавно переходит  в Волжскую пойму ,которая  славится заливными пойменными лугами, озерами, болотами. Пойма-это часть речной долины, затопляемая во время разлива рек.  Именно здесь  можно встретить редкое и малочисленное  животное выхухоль.

Воспитатель показывает слайды .

Посмотрите на это самое смешное животное России. Нам повезло ,что оно живет рядом с нами, но находится на грани исчезновения.  

Сохранились в пойме и редкие растения. Это желтая и белая кувшинка, фиалка лесная, бубенчик лилиелистный.  (показ слайдов с изображением)

Дуб: Вот ребятки и рассказал я вам про заповедные места…  Много интересного узнали. Понравилось вам? Что запомнили лучше всего? (ответы детей) а вы заметили .что я часто говорю слова: исчезающие, редкие, уникальные….Как вы думаете почему ?

А я к вам не просто приходил, помощь мне ваша нужна…..Помогите нам , лесным жителям правила поведения в лесу установить ….Сормовичи  полюбили  отдыхать и гулять по местам заповедным, часто нарушает они законы природы…. растения уничтожают,  мусор бросают и свалки устраивают.   Необходимо нам знаки природоохранные установить

Воспитатель: Наши ребята хорошо знают правила поведения в лесу.

Игра «Если я приду в лесок»

Сейчас мы с вами поиграем , встаете вокруг меня. Я буду говорить и показывать свои действия ,а вы мне отвечать. Если я буду поступать хорошо,  вы говорите «да « и хлопаете в ладоши, если я поступаю плохо , то вы говорите «нет» и топаете ногами.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если разведу костер, а тушить не буду (нет)

Если мусор удеру, банку закопаю? (да)

Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (нет)

Если сильно насорю, а убирать не буду? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю. (да)

Воспитатель:  

 Давайте подарим  Дубу знаки которые мы с собой взяли, пусть они помогут природу охранять. Назовем самые важные:

«Не шуми», «Не руби деревьев», «Ходи осторожно», «Не жги костры», «Не оставляй мусор».

Дуб: Молодцы ребята , порадовали меня.  Благодаря вам у нас появились знаки-правила. Вы настоящие друзья природы. До новых встреч.

Воспитатель : Нам тоже пришло время вернуться в детский сад. Что понравилось и запомнилось?

Послушайте стихи об охране природы:

*Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда способны защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

*Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким  зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

У меня к вам просьба, расскажите родным о нашем путешествии, пусть они тоже бережно относятся к природе. (памятка-правила поведения )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»

Конспектопытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница вода»Цель: прививать интерес к исследовательской деятельностиЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес, чере...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему « Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформир...

Конспект ННОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Волшебница - вода»

Конспект ННОДпо опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему«Волшебница - вода»...

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Волшебница вода».

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с состоянием воды в окружающей среде.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, ...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница вода»

Представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с водой...