Конспект НОД по позновательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бахтеева Людмила Александровна

Конспект НОД "В гостях у королевы воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_gosyah_u_korolevy_vody.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Свойства воды»

Тема НОД: «В гостях у королевы воды» Образовательная область «Познавательная»

Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.

Задачи: Образовательные задачи:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.(К)

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.

  Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;

 развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)

расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П)

Развивающие задачи:

 Способствовать развитию любознательности; (Р)

Развивать внимание детей; (Р)

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)

Воспитательные задачи:

Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: Эксперементирование,отгадывание загадки,наблюдение,игра.

Оборудование: Раздаточный материал: 

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой  (по количеству детей). Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе».

Техническое  оборудование: мультимедийная установка, ноутбук

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
  5. Наблюдение за водой во время прогулок

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

1.В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

2.В: Правильно. Ведь Капитошка - это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой?

1.Отгадывание загадки

2.Ответы детей

Основная часть

1.В: А сейчас Капитошка хочет вам  сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка:  Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк,Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

     У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.

      Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет.

      2.В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет с растениями и животными?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

      Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

      3В:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

      4.В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

      В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

5.Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

В сказке:

       В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

      Смотрите, а  королева, то какая, грустная - прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Опыт №1 (испарение воды)

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

7.В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

Опыт №2 капли на зеркале.

8. В:  А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

       В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться?

       В:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

      10.В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли.

Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.  

11.Опыт №3 (с землей)

 (одновременно дети с воспитателем поливают землю)

   12. В:  Ну и как?  может вода сквозь землю просочиться? В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)

  • 13.Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова.  

    14. В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.  

     В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил.

Проходите за свой стол.

     В:  Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).

   15.  В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да  Королеве Воды подарить.

     16.В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

Давайте и нашу королеву успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

     В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

     В: Ребята!  Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

     17.Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец»

1.Слушание сказки

2.Ответы детей

3.Гипотезы детей

4.Предложения решения проблемы

5.Ритуал входа в сказку.Через волшебный колодец(обруч)

6.Наблюдение за опытом с испарением воды.

7.Гипотезы детей.

8.Участие в проведении опыта с термосом и зеркалом.

9.Ответы детей.

10.Физкультминутка

11.Дети подходят к столам.Наливают воду в стаканчики с землей.

12.Ответы детей.

13.Слушают рассказ воспитателя.

14.ответы детей.

15.Дети работают в командах.Приклеивают капельки на схему.

16.Ответы детей.

17.Перешагивают через обруч.

Заключительная часть (рефлексия)

18.В:  Ребята у нас с вами  получилось помочь Королеве Воды?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде?

19.У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!

18.Ответы детей

19.Выражение своего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по позновательному развитию социальной-эмоциональной направленности в старшей группе "Верные друзья"

Интрегрированное занятие , способствующее эмоциональному сближению детей, развитию творческой активности ....

Конспект занятия по позновательному развитию для детей подготовительной группы "День рождения ложки".

Конспект занятия по познавательному развитию для                детей подготовительной группы        ...

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе. «Светофор»

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе. «Светофор» Цель: учить использовать знания полученные на занятии в повседневной жизни; закрепить правила дорожного движения пешеходов...

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе...

Конспект НОД по позновательному развитию "Игрушки. Найди пару"

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Яблонька»    КОНСПЕКТнепосредственно – образовательной деятельностив первой младшей г...