Конспект интегрированного занятия в средней группе «Царство воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект интегрированной НОД "Царство воды" для детей средней группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_-_tsarstvo_vody.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в средней группе
«Царство воды»
Подготовила: Снегирева Татьяна Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30
Цели:
Образовательные:
- формировать основную целостность мировидения у ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
- уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого;
- закреплять представления детей о геометрических фигурах.
- упражнять в умении составлять простые задачи в пределах 5;
- закреплять навык подбора слов-определений к словам-предметам; слов с противоположными значениями.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, установливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы, мыслить логически;
- развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность;
- уточнить нахождение воды в окружающем мире, ее значение для всего живого;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Материал:
- Таз с водой; кувшин с водой, прозрачные стаканчики для воды; сахар, соль, масло; салфетки для изготовления фильтра; картинка Водяного; лейка с водой и комнатные цветы; аудиозапись шума дождя, тарелочки.
Предварительная работа:
- Наблюдение за облаками, снегом, льдом.
- Чтение художественных произведений о воде.
- Дидактическая игра «Кому нужна вода».
Ход НОД:
Воспитатель:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…
Дети: Воды.
Ребята, а кто знает, как издревле называли хозяина воды в России? Вы, наверное, слышали не раз в сказках это имя?
Дети: Водяной (показать картинку Водяного).
Воспитатель:
Правильно. Мы сейчас с вами отправимся в гости в царство Водяного и узнаем, какую ценность представляет собой вода, которой наполнено все царство Водяного и какая она вода? Но путь наш будет интересным и трудным. Только договорились, что вы идете за мной. Согласны?
Проходим мимо цветов.
Воспитатель:
Без чего не могут жить растения?
Дети:
Без воды.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему они не могут жить без воды?
Дети:
Потому что они засохнут, завянут и погибнут – им нужна вода.
Воспитатель: Как нужно ухаживать за растениями?
Дети: Их нужно удобрять, рыхлить, поливать, опрыскивать.
Воспитатель: Цветочки просят воды, давайте им поможем, а то у них земелька совсем сухая.
Дети: Поливают цветы.
Воспитатель:
Цветочки вас поблагодарили, а мы с вами отправляемся дальше.
Подходим к столу, где стоят игрушки.
Воспитатель: А здесь нужна вода? Зачем?
Дети:
Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.
Воспитатель:
Правильно ребята. Ребята, как мы еще используем воду?
Дети:
Воду пьют все на свете. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток. И моет всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города, дороги.
Воспитатель:
А еще ребята вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходится малая часть. Потому воду нужно беречь. Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни тканей для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она какая, вода!
Воспитатель:
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода реки. Та вода, которой мы моем руки, проделала большой путь. Сначала она была в реке, потом человек направил ее в трубы.
К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель:
Ребята давайте поиграем в игру. Подойдите к фланелеграфу и посмотрите на схему.
Игра «Кому нужна вода?»
Давайте подберем картинки: «Кому нужна вода? Почему вы так думаете? (дети по очереди называют картинки, размещенные на стенде и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.)
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
— Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним — прочь бегут!
Дети:
Дождь.
Воспитатель: (чуть обрызгивает детей капельками дождя, чтобы они почувствовали прикосновение дождя)
Как вы думаете, нужен ли дождь на земле и почему?
Дети:
Дождь нужен всему живому. Если не будет дождя, то высохнут реки и озера, погибнут деревья, птицы.
Воспитатель:
Раньше люди собирали дождевую воду и использовали её для питья, хозяйственных нужд. Сейчас дождевую воду используют мало, а под дождь стараются не попасть. Потому что некоторые фабрики и заводы выбрасывают вредные, ядовитые вещества в воздух и в реки, загрязняя все вокруг.
Воспитатель: Вы знаете, а водичка еще может быть волшебной. Может быть живой, а может быть и мертвой. Как вы думаете почему?
Дети: Мертвая вода – это грязная вода, не пригодная к употреблению. От этой воды погибает все живое. А живая вода – это чистая прозрачная без всяких ядовитых и вредных веществ вода
Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке(разбегаются и рассаживаются на стульчиках).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории?
Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?
Дети: Вода.
Воспитатель: что можно сказать о воде, за которой мы будем наблюдать?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: А в каком ещё состоянии может быть вода?
Дети: В твёрдом, лёд.
Опыт «Вода не имеет формы»
Воспитатель:
— Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
А теперь проверим наши предположения.
Воспитатель:
— Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы).
- Лед это жидкое вещество или твердое? (Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).
- Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане)
- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)
- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).
-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)
- Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды? Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)
Опыт «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем еѐ. Она пахнет?
Дети: Нет, не пахнет.
Воспитатель: Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Давайте попробуем её на вкус.
Дети: Вода не имеет вкуса
Воспитатель: А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт «Вода не имеет цвета»
Воспитатель: Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель: У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(Сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родится,
Воды боится.
(Соль).
Убираем салфетку со второго блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит.
(Масло).
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмем две баночки с водой. В одну положим ложечку сахарного песка и размешаем его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положим соль. Размешаем её. Соль исчезла. Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль?
Давайте добавим в баночку с водой несколько капель масла.
Воспитатель: Ребята, а что произошло с маслом в воде.
(спросить 3 — 4 человека)
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт «Очистка воды».
Воспитатель: Посмотрите еще раз на стакан, где смешана вода и масло. Можно ли пить такую воду? И что нужно сделать, чтобы вода была пригодна для питья?
Дети: Очистить.
Воспитатель: С помощью чего можно очистить воду?
Посмотрите, как можно сделать самый простой фильтр для воды. Салфетка сворачивается в рупор и устанавливается в чистый стакан. (Можно использовать в качестве дополнения вату, уложенную в рупор из салфетки).
Дети сами пробуют сделать фильтр из салфетки.
Теперь необходимо воду пропустить через фильтр.
Что получилось? Очистилась ли вода от масла? Куда делось масло?
(Вода стала чистой, масло осталось на салфетке).
Вывод: воду можно очистить при помощи фильтра.
Воспитатель: Молодцы, быстро справились. Сейчас мы идем дальше.
Давайте скажем, какая вода? (жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная, чистая).
А какой лед? (белый, хрустальный, холодный, скользкий, прозрачный и др.).
Снег? (белый, пушистый, легкий, холодный и др.).
Давайте подберем слова с противоположным значением. Я буду произносить слово, а скажите наоборот:
Холодный – теплый
Легкий – тяжелый
Белый – черный
Слева – справа
Вверху – внизу
Длинный – короткий
Широкий – узкий
Большой – маленький
Узкий – широкий
Прозрачный – мутный
Мокрый – сухой
Налить – вылить
Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня после Нового года осталось несколько снежинок. Давайте посчитаем их в прямом и обратном порядке и придумаем задачи с этими снежинками.
(воспитатель предлагает детям взять любое количество снежинок и придумать с ними свои задачи)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот такое славное путешествие в царство Водяного у нас получилось, и так много интересного о воде мы с вами узнали. Вода это одно из самых удивительных веществ на планете. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений»
Конспект открытого занятия - итог работы над проектом "Загадки комнатных растений"...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»...
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)
Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница вода»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Волшебница вода» МАДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида» Р.Б. г. Учалы. Воспитатель Сагитова Мляуша Кабировна Цель: по...
Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей В гостях у волшебницы воды.
Познавательное интегрированное занятие для детей средней группы.Цель:дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Царство воды»
Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Снегирева Татьяна Ивановна...
Конспект интегрированного занятия в средней группе " Подводное царство"
Знакомство детей с подводным миром....