Система работы по формированию первичного экономического опыта дошкольников в современном ДОУ.
проект по окружающему миру по теме
Представлена система работы по формированию первичного экономического опыта детей, которая позволит педагогам ДОУ фсормировать элементарные представления об экономических процессах и объектах экономической сферы жизни через знакомство с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы.
Поможет обогатить разные виды детской деятельности экономическим содержанием..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представлена система работы по проекту "Маленькие .тайны большой экономики". | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
.СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВИЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.
ЦЕЛЬ:
создание условий для эффективного формирования первичного экономического опыта дошкольников, воспитание нового поколения, которое будет положительно воспринимать экономическую информацию, усваивать элементарные экономические понятия и приобретать «рыночных навыков поведения».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Формировать элементарные представления об экономических процессах и объектах экономической сферы жизни через знакомство с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы.
Дать представление о различных потребностях, ограниченности возможностей в удовлетворении потребностей; о ресурсах, как и для чего они используются; об изделиях, об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значение.
Обогащать разные виды детской деятельности экономическим содержанием.
Развивающие:
Сформировать навыки самопознания через общение с людьми и практическое взаимодействие с миром.
Формировать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью: трудолюбие, бережливость, экономность, рациональность.
Развивать навыки и привычки, которые имеют экономическую основу, а именно: рациональное использование природных ресурсов ( вода, воздух, растительный и животный мир).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экономическим знаниям в процессе развития всех видов детской деятельности .
Воспитывать деловитость, бережливость, честность, чувство ответственности, уважения к людям труда.
Воспитывать интерес к труду.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• ориентировочно-адаптивный;
• деятельностно - поведенческий;
• деятельностно – творческий.
1 этап. Ориентировочно-адаптивный этап
Цель:
• смотивировать участников разработки и реализации проекта;
• определить формы, методы и приемы реализации проекта;
• адаптировать образовательно – воспитательный процесс дошкольного учреждения к выбранной проблеме.
Содержание работы
с педагогами:
• обдумывание идеи проекта и путей его реализации;
• определение ожидаемых результатов;
• обсуждение формы презентации результатов проекта;
• создание творческой группы;
• планирование мероприятий по реализации проекта и составление педагогами индивидуальных планов работы;
• создание предметно-развивающей среды;
• составление тематической библиотеки необходимой литературы по экономическому воспитанию;
• подведение итогов ориентировочно-адаптивного этапа.
с детьми:
• ознакомление детей с экономической сферой жизнедеятельности;
• формирование представлений об элементарных экономических понятиях и развитие интереса к экономическим процессам;
• обогащение словарного запаса детей;
• целенаправленное формирование социально-экономических представлений.
с родителями:
• информирование родителей о проблеме, над которой работает дошкольное учреждение, ее актуальность на современном этапе развития образования.
• разработка анкет и опрос родителей по проблеме необходимости экономического воспитания детей.
2 этап. Деятельностно - поведенческий этап
Цель:
• направить работу методической службы на организацию и проведение мероприятий по реализации проекта;
• формировать различные способы поведения детей в определенных экономических и жизненных ситуациях.
Содержание работы
с педагогами:
• оптимизация экономической осведомленности педагогов через различные формы методической работы;
• разработка конспектов занятий, игр, игрового материала;
• создание методических пособий:
ϖ Игры экономической направленности (пособие для воспитателей).
ϖ Пословицы, поговорки, загадки экономического содержания (пособие для
воспитателей и родителей).
ϖ Иллюстрированный экономический словарик .
ϖ «Путешествуем страной Экономики» (рабочая тетрадь для детей).
ϖ Денежные единицы стран мира (дидактическое пособие).
ϖ «Увлекатедьное путешествие Гнома Эконома и Развивайки» (пособие для воспитателей и родителей ).
с детьми:
• решение познавательных задач экономической направленности;
• организация разнообразных игр экономической направленности;
• проведение занятий экономической направленности.
с родителями:
• планирование совместных мероприятий взаимодействия с родителями;
• сбор материала постоянно действующей выставки «Экономические знания - малышам» (просветительская деятельность)
• работа консультпункта дошкольного учреждения «Мир экономики»;
• разработка плана работы клуба «Заботливые родители» и конспектов совместной деятельности;
• создание модели сотрудничества ДОУ и родителей.
3 этап. Деятельностно – творческий этап
Цель:
• формировать активное поведение всех участников образовательно-воспитательного процесса в различных экономических ситуациях, умение согласовывать свои действия с действиями всех членов коллектива и строить общую стратегию деятельности.
Содержание работы
с педагогами:
- освещение организационно-методических аспектов по формированию первичного экономического опыта:
- презентация опыта работы дошкольного учреждения на
городских методических объединениях: «Экономическое воспитание дошкольников» (видеоматериалы);
- презентация оборудования для игр экономической направленности;
- фотоальбом «Маленькие экономисты »;
- видеофильмы ;
- мониторинговые исследования по экономическому воспитанию .
с детьми:
• проведение ситуативных , ролевых, дидактических игр экономической направленности, игр-стратегий ;
• систематическое проведение тематических занятий и ролевых игр;
• театрализованная деятельность по сюжетам сказок и рассказов;
• решение жизненных и искусственно созданных ситуаций.
с родителями:
• работа клуба «Заботливые родители»;
• проведение экономических ярмарок;
• проведение круглых столов по обмену семейным опытом по экономическому воспитанию;
• совместные мероприятия «Дни открытых дверей», праздники,конкурсы,развлечения,тематические занятия и т.д..
Ожидаемые результаты реализации этого проекта:
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся
устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах
жизнедеятельности;
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
- дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной
проблемы;
- педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
Приложения:
ϖ «Путешествуем страной Экономики» (рабочая тетрадь для детей);
ϖ Иллюстрированный экономический словарик ;
ϖ Денежные единицы стран мира (дидактическое пособие);
ϖ Игры экономической направленности (пособие для воспитателей);
ϖ Пословицы, поговорки, загадки экономического содержания (пособие для
воспитателей).
ϖ Презентация опыта работы «Воспитываем маленьких экономистов»
(видеоролик).
ϖ Презентация оборудования для игр экономической направленности
ϖ «Увлекатедьное путешествие Гнома Эконома» (пособие для воспитателей и родителей с развивающими задачами).
Выводы: Проект позволит сформировать у всех субъектов образовательного процесса целостную систему представлений, взглядов, которые помогут выработать критерии обретения ребенком первичного экономического опыта. Реализация проекта в полном объеме даст возможность развивать умение ребенка правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, то есть строить свою жизнь более организованно, интересно и с умом. Экономическое воспитание не только приближает ребенка к реальной жизни, учит его ориентироваться в том, что происходит, но и формирует деловые качества личности, что обеспечит преемственность в обучении между детским учреждением и школой.
В процессе организации работы по формированию первичного экономического опыта дошкольников, в начале работы с детьми проводится диагностическое обследование в соответствии с разработанными критериями. Показатели вносятся в обобщающие таблицы и определяется общий уровень развития экономических знаний у детей. В конце работы, при повторном диагностировании отслеживается определенная динамика в определении сформированности экономических знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...
Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников "Навстречу друг другу".
Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ими совместной деятельности и возникают уже к 3-4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме (в умении не мешать другому ребёнку...
Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника
На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...
Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников
Основным принципом формирования культуры взаимодействия дошкольников является воспитание ребёнка в коллективе....
Презентация из опыта работы. Педагогический проект "Система работы по формированию математических представлений у дошкольников"
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.М. В. Ломоносов....
Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников
Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...