Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
статья на тему
В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotnikova.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей
Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
В планировании физкультурно-оздоровительной работы мы, как правило, выделяем три основных блока.
3.Свободная самостоятельная деятельность детей;
К специально организованной деятельности относим: утренняягимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные мероприятия, гимнастика после сна.
В своей педагогической практике используем традиционную, ритмическую, игровую, сюжетную («Дельфины», «Утро в лесу») с использованием полосы препятствий гимнастику.
Также проводим гимнастику и после дневного сна, цель которой — поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, умывания), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция осанки,плоскостопия, упражнения для глаз, самомассаж.
Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Хочется поподробнее остановиться на организации физкультурно-познавательных мероприятий , как способе формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к здоровью.
Физкультурно-познавательные мероприятия — это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознателности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Содержание НОД: интеграция познавательной и двигательной активности.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на физкультурно-познавательном мероприятии можно представить следующем образом:
Первая часть — рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме. Например, в занятии по теме «Как стать сильнее волка?» — чтение сказки «Заячья дорожка» и беседа по содержанию (Про кого сказка? Почему маленький Зайчишка Длинное ухо обогнал волка Серая лапа? Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым?). Или же в первой части занятия по теме «Как начать утро?» дети вспоминают пословицы, поговорки («Как утро начнешь — так и день проведешь», «Как с утра, так и до вечера»).
Вторая часть предусматривает выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения. Использование наглядности способствует более точному представлению о конкретном действии, лучшему его усвоению и активному применению. Третья часть — подвижная игра. Четвертая часть — итог. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали, что еще хотелось бы узнать, и т.д.
На познавательных мероприятиях дети получают элементарные базовые знания по гигиене («Подружись с зубной щеткой»), по валеологии («Опора и двигатель нашего организма», «Правильная осанка», «Сердце свое сберегу, сам себе помогу»).
Дыхательная гимнастика — важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. Мы проводим НОД, в процессе которой знакомим детей со значением воздуха, дыхания для жизни и здоровья, функциями носа с положением легких и диафрагмы. Иногда мы используем психологические тесты в виде загадок, рисунков. Цветовая индикация рисунков позволяет использовать невербальные механизмы формирования психологической установки на правильное дыхание.
Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные формы активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.
Игровая деятельность — главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты, игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания.
Такие игры, как «Перелет птиц», «Ловишка, бери ленту», «Волк во рву», вкоторых используются циклические, т.е. повторяющиеся равномерные нагрузки в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний. Также мы проводим с детьми индивидуальную работу ( закрепление основных видов движений), коррекционную работу профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучаем точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.
Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный центр: в нем есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Так же в группе создан «уголок здоровья» , где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В «уголке здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения:НОД (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни, на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.
Особое внимание мы уделяем посещению детьми спортивных секций и кружков на базе ДОУ.Так например наши дети посещают кружок по теннису «Юный теннисист», и кружок по футболу «Школа мяча».
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Уже традицией стали ежегодные праздники «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья». Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии.развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.
Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, я думаю, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Здоровьесберегающие технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни...
«Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Система работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Слайд №1...
Презентация " Система работы по формированию здорового образа жизни старших дошкольников"
В даной презентации представленна работа по формированию здорового образа жизни старших докольников. Эот материал подготовлен для педагогического совета....
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Презентация "Система работы по формирование здорового образа жизни у дошкольников"...
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)
Рабочая программа «ЗДОРОВИШКИ» (система работы по формированию здорового образа жизни для детей дошкольного возраста)...
Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития л...
РП "Здоровый ребенок" (система работы по формированию здорового образа жизни" МБДОУ "Детский сад №31 "Светлана" на 2022-2027 гг.
Рабочая программаАннтоация к программе...