Презентация из опыта работы. Педагогический проект "Система работы по формированию математических представлений у дошкольников"
материал по математике (средняя группа)
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_cherenkova_2019_wecompress.com_.pptx | 1.66 МБ |
moy_soprovozhdayushchiy_tekst_k_prezentatsii.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогический проект «Система работы по формированию математических представлений у дошкольников»
Актуальность: Осмысление изученного материала и умение применять полученный опыт на практике Новизна: ориентация на интересы и потребности ребенка, его индивидуальный уровень развития
Нормативно-правовые документы.
Проблема Как и с помощью чего повысить уровень математических способностей дошкольников? Гипотеза: процесс познания эффективен и успешен при систематическом, постепенно усложняющемся применением дидактических игр и тесном взаимодействие с семьей
Уровень развития математических способностей на констатирующем этапе.
Задачи: Цель: создание системы работы способствующих формированию у дошкольников познавательной активности - Изучить нормативно-правовые документы, психолого-педагогическую литературу Повысить уровень взаимодействия ДО с семьями воспитанников Обогатить РППС - - Повысить уровень познавательной активности дошкольников
Методическое обеспечение:
Участники проекта Дети средней группы Воспитатели Родители
Этапы проекта: 1.Подготовительный 2.Практический 3.Итоговый
Направления работы: Познавательное Включает цикл познавательных мероприятий, занятий, бесед, способствующих расширению знаний воспитанников Коммуникативное Партнерские взаимоотношения при решении поставленных задач Продуктивное Опытно-исследовательская деятельность; наблюдения, способствующие установлению причинно-следственных связей, умение применять полученные знания на практике Исследовательское Тренинги, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, продуктивная деятельность, игры на которых закрепляются знания детей, полученные на занятиях Досуговое Участие детей в праздниках, досугах, развлечениях, игровых действиях
Реализация проекта в совместной деятельности взрослого и ребенка
В свободной деятельности
В организованной образовательной деятельности
Принципы работы интеграция научность д оступность преемственность наглядность ц енность личности повторяемость прогностичность целостность вариативност ь системност ь соревнавательность
Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Целостная картина мира
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
Художественно-эстетическое
Выставка творческих работ:
Физическое развитие
Риски проекта Личная незаинтересованность Слабая связь между ДОУ и семьями воспитанников - Вовлечение в игровую деятельность с учетом интересов детей - Активное вовлечение родителей в образовательный процесс Выход
Сотрудничество с семьей: Стендовая информация Мастер-классы Показ ООДД Анкетирование, консультации Праздники, развлечения
Развивающая предметно пространственная среда
Система игр по формированию математических представлений Изучение форм , цифр количественного счета Изучение свойств Сравнение, классификация, обобщение Конструирование, моделирование Работа с символами-карточками Развитие логики и построение алгоритмов
Продукт проекта «Игра в помощь математикам». Система дидактических игр «Игры сортеры »: « Многоэтажный дом» – как только много окон в нем Игры-вкладыши «Занимательные коробочки» , ,,
Игры с карточками – символами .
Игры для конструирования
Игры на развитие познавательной активности
Сравнительный анализ работы над проектом
Перспективы проекта П одобрать новые формы, методы и подходы формирования элементарных математических представлений И спользовать эффективные способы сотрудничества с семьями воспитанников Обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду Р аспространить опыт работы по данному направлению.
Список нормативных документов 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 12.09.2008г. №666). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. 4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003г. 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (от 22.07.2010г. №91) 6. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 331 стр.
Список литературы: 1. Белякова О. В.100 лучших игр для подготовки к школе/О. В. Белякова.- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.-128 с.: ил. – (Внимание дети!) 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008 3.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М.,2012 5.Давыдов В. В. и др. Концепция российского начального образования ( система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова). – М., 2002 6. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c. 7. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е.Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие.- М.,2012 8. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. 9. Нищева , Н. В. Играйка 10. Считайка . Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева . - М.: Детство-Пресс, 2013 10. Помораева , И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: моногр . / И.А. Помораева , В.А. Позина . - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Сопровождающий текст к презентации: «Педагогический проект «Система работы по формированию математических представлений у дошкольников»
Слайд 1 | Уважаемые,коллеги! Вашему вниманию представлен опыт работы по формированию математических представлений у детей средней группы |
Сл.2 | Педагогический проект «Система работы по формированию математических представлений у дошкольников» |
Слайд 3 | Ведущий вид деятельности дошкольников-игра. Играя ребенок познает мир, узнает новое. Игра побуждает дошкольников к определенным действиям, формируется его мотивационная сфера. Именно игры способствуют развитию познавательной активности дошкольников, развитию их когнитивных способностей.В игре формируются умения применять полученные знания на практике, в повседневной жизни. Успешная, развитая высококультурная личность- вот один из важных составляющих развитого социо культурного общества. Дети – это будущее нашей страны и сейчас именно от нас и нашей работы зависит то каким оно будет. |
Слайд 4 | Решая простые задачи ребенок учиться размышлять, включаются все психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Работая над формированием математических представлений дошкольников активизируются познавательные процессы, закладывается опыт применения полученных знаний на практике. |
Слайд 5 | Формирование познавательной активности дошкольников регламентируется рядом нормативно-правовых документов. Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. Образовательный стандарт обеспечивает предьявление единых требований к системе дошкольного образования и обеспечивает его преемственность Необходимо начинать уже с детского сада не только давать ребенку теоретические знания, но и показать ему, какую практическую пользу он может принести сегодня и сейчас. |
Слайд 6 | Перед педагогами возникает проблема какими методами и как сформировать и повысить уровень математических представлений, как заинтересовать маленького ребенка процессом познания, какие эффективные приемы следует использовать. Способствует ли этому игра и как обучить играя не форсируя процесс развития личности дошкольника. Какую роль в этом процессе отвести семье. Как вовлечь родителей в образовательный процесс и нужно ли это делать? |
Слайд 7 | Анкетирование родителей и проведенный в начале работы мониторинг уровня математических способностей детей показал необходимость систематической работы в этом направлении.Показатели оказались очень низкими.Дети испытывали трудности в счете, путались в определении форм предметов и пространственных направлениях, сравнении предметов и уменни группировать и уравнивать их.Так высокий показатель составил 9%, средний – 41%, низкий 50%. Анкетирование родителей показало, что большинство родителей мало уделяет времени игре и занятиям дома с детьми. Родители в ходе опроса подчеркнули необходимость работы по формированию процессов познания дошкольников и желание получать рекомендации от педагогов по развитию детей. Что свидетельствует о готовности родителей сотрудничать с детским садом |
Слайд 8 | Вопросы «Чему учить и как учить?» всегда стоят перед воспитателем. Какие задачи приоритетны и какие способы эффективны при их решении.. Постановка задач способствует планированию деятельности воспитателя, выбору форм и методов обучения.С введением ФГОС важнейшей задачай перед педагогом становится работа по формированию мотивации у дошкольников и развитию их познавательных способностей. Педагог отходит от традиционных форм обучения, стремиться дать не готовые знания, а подвести ребенка к самостоятельному принятию верных решений.Такой подход способствует развитию всех психических процессов. Дети становятся не простыми пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса.Обучение ориентируется на интересы и потребности ребенка и заключается в поддержке его инициативы.. Из всего выше сказанного выходит цель и задачи моей работы |
Слайд 9 | Направление моей работы находит отражение в следующих методических пособиях, рекомендациях, технологиях и опыте работы других дошкольных учреждений, на которые я опиралась работая над проектом. |
Слайд 10 | Работа над проектом велась с непосредственным участием детей средней группы, воспитателей и родителей |
Слайд 11 | Так как проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и образования, а так же механизмом активного взаимодействия с родителями, которые становятся участниками воспитательно-образовательного процесса, пришли к выводу, что оптимальной формой работы является долгосрочный познавательно-исследовательский педагогический проект. |
Слайд 12 | Работу над проектом осуществляли в различных направлениях, полученные знания и умения дети закрепляли в повседневной жизни |
Слайд 13 | Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности педагога и детей (описать) |
Слайд 14 | В свободной детской деятельности: прогулки, наблюдения, игры |
Слайд 15 | В организованной образовательной детской деятельности детей. Тематика ООДД разрабатывалась с учетом рабочего плана реализации проекта, согласно федеральным государственным образовательным стандартам |
Слайд 16 | При реализации проекта руководствовалась следующими принципами |
Слайд 17 | Работа над проетом велась при условии интеррации образовательных областей, что способствовало формированию целостной картины окружающего мира. Работая над решением поставленных задач развивались коммуникативные качества детей, познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие ребенка при освоении всех образовательных областей. |
Слайд 18 | Речевое развитие. Процесс формирования в речи математических понятий, отношений, свойств тесно взаимосвязан с развитием лексико-грамматического словаря, отрабатывается правильное звукопроизношение.проводилась работа по умению высказывать с вои мысли и давать ответы на поставленные задачи полными предложениями |
Слайд 19 | Познавательное развитиеВсе приобретенные знания, умения и навыки направлены на получение первичных представлений о свойствах и отношениях обьектов окружающего мира (цвет, величина, форма, свойства, количество, целое и часть, время, направление и ориентировка в пространстве, временных отношений. |
Слайд 20 | Социально-коммуникативное. Полученные знания и способности широко применяются на практике. Дети активно внедряют их в сюжетно-ролевые игры, основанные на социальном опыте, жизненных взаимоотношений. («Магазин», «Детский сад», «Поварята» и др.) Во время дежурств и выполнении трудовых поручений дети закрепляют количественный счет. На прогулках и экскурсиях применяются и закрепляются навыки пространственного и временного отношений, а также обращают внимание на форму предметов, встречающимся на улице |
Слайд 21 | Художественно-эстетическое развитиеОзнакомление с различными видами творчества, чтением художественной литературы, конструирование и моделирование формирует у ребенка представления об особенностях различных свойств и отношений, развивая мышление, память, логику воображение дошкольника. Многие произведения формируют представления о количественных отношениях, времени и пространстве. Многие сказки («Колобок», «Теремок», «Репка», «Зимовье», «Телефон» и т. д) знакомят с порядковым и количественным счетам , а так же с основами арифметических действий. При рисовании обращаем внимание на пространственное расположение предметов. На музыкальных занятиях используем игры на развитие чувства ритма, что развивает и закрепляет математические определения |
Слайд 22 | Проводились выставки творческих работ: «Веселые цифры», «Рисуем с помощью блоков Дьенеша: транспортные средства, забавные узоры» |
Слайд 23 | Физическое развитиеПри закреплении знаний количественного счета дети выполняют различные физические упражнения и выполняя их думают, размышляют, считают. В режимных моментах активно используются подвижные игры и физкультминутки математического содержания |
Слайд 24 | Были учтены возможные риски проекта и выходы из них. |
Слайд 25 | Работа велась при активном сотрудничестве с семьями детей. |
Слайд 26 | РППС подбиралась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, содержание ее зависила от смены времени года, задач календарно-тематического планирования. Все находилось в свободном доступе для дошкольников. |
Слайд 27 | Для реализации цели и поставленных задач в работе над проектом была разработана и применена система дидактических игр.Главным условием которой было развитие познавательной активности дошкольников постепенно усложняющимся материалом (от простого к сложному и ориентация на индивидуальные потребности и уровень развития каждого ребенка. Дети выступали ориентиром образовательного процесса |
Слайд 28 |
Которые решали задачи по формированию количественного счета, изучение форм, цвета, велечины, умения классифицировать, сравнивать.
|
Слайд 29 | Карточки – схемы с помощью укоторыхзакреплялисть представления о свойствах фигур, формировалось умение кодировать и декодировать информацию, развивали логическое мышление. Применялись в сюжетно-ролевых играх : «Магазин», «Путешествие», игры на конструирование. |
30 | Картотека игр по конструированию, которые способствовали формированию познавательной активности, воображения и умения работать по образцу |
31 | Так же формированию познавательной активности способствовали такие игры как: аппарат сложения, геоборд, «Веселый человечек», «Домино», «Математический планшет», «Веселый паровозик» |
32 | На заключительном этапе работы над проектом выявлены положительные результаты, которые наглядно продемонстрированы в ходе проведения итоговой диагностики. Задачи реализованы. Цель достигнутаПодобранные методы работы показали свою эффективность. Сформирован интерес к процессу познавательной деятельности - Сформировано умение самостоятельного поиска способов решений над поставленными задачами - Сформировано умение применять полученные знания и навыки на практике ( в играх и взаимодействии с окружающими) - Сформировано умение ориентироваться в пространстве - Сформировано умение классифицировать свойства и признаки обьектов - Сформировано умение активно включаться в игру, взаимодействовать с окружающими. - Когнитивные способности приобрели произвольный характер - Повышен уровень математических представлений дошкольников |
33 | Работу по формированию математических представлений планирую продолжить в перспективе, а именно: - подобрать новые формы, методы и подходы формирования элементарных математических представлений -обоготить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду -использовать эффективные способы сотрудничества с семьями воспитанников -распространить опыт работы по данному направлению |
Слайд 34 - 36 | Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений. Спасибо за внимание! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...
Презентация "Конструирование и моделирование в формировании математических представлений у дошкольников"
В математическом образовании дошкольников очень эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Единство математики и конструирования создает благоприятные условия для поиска связей и...
Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"
Презентация "Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников"...
Презентация из опыта работы по теме: "Формирование у младших дошкольников представлений о родном городе"
Презентация из опыта работы по теме: "Формирование у младших дошкольников представлений о родном городе"....
Выступление на педсовете. Из опыта работы. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в повседневной жизни
Из опыта работы. В зависимости от педагогических задач по математике планируется работа в повседневной жизни. Математику рекомендуется связать максимально с окружающей жизнью. На протяжении всего дня ...