Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников
консультация

Основным принципом формирования культуры взаимодействия дошкольников является воспитание ребёнка в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_no4.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детство» структурное подразделение

«Красносельцовский детский сад»

Рузаевского муниципального района

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Система работы по формированию культуры

взаимоотношений у  дошкольников».

Подготовила воспитатель

Носкова А.А

Март 2018г.

Осуществляемая в стране реформа образования и общественного воспитания ориентирована на применение дифференцированной системы педагогических воздействий, направленных на становление ребёнка как субъекта деятельности, на формирование его отношений с окружающими людьми. Новой концепцией дошкольного воспитания актуализируется решением таких проблем, как:

  • формирование гармоничных взаимоотношений между дошкольниками как одного из важнейших условий их подготовки к школе и ко всей последующей жизни;
  • развитие общественных качеств личности ребёнка;
  • проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей;
  • развитие культуры взаимоотношений в целом.  

   Как показывают многочисленные исследования, взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ними совместной деятельности и возникают уже к 3-4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме (в умении не мешать другому ребёнку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр.), а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребёнка и т.д.). После чего начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Всё это способствует накоплению морального опыта и повышению нравственной культуры. Совместная деятельность также позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнёров (деловое сотрудничество) и разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (эмоциональные и личностные взаимоотношения).

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. А потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнёром.

Однако реальная практика работы с детьми в детских коллективах показывает, что между дошкольниками существуют довольно сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».  

Дети тянутся к сверстникам, но, попадая в детское общество, не всегда могут установить конструктивное отношение с другими детьми: правильно обратиться к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, согласовать свои действия с партнёрами, уступить им. Как следствие, они с трудом усваивают нормы и правила поведения, не видят себя «глазами другого», уходят в себя, становятся неуверенными и стараются либо избегать взаимоотношений с товарищами, замыкаясь в одиночестве, либо часто конфликтуют с ними. Нередко в группе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не формируют у детей гуманных  чувств друг к другу, а, наоборот, порождают эгоизм, агрессивность, как качества личности.

Неумение вступать в контакт со сверстниками, устанавливать с ними доброжелательные взаимоотношения приводят к тому, что потребность в общении блокируется. В результате чего у ребёнка возникает внутренний личностный дискомфорт, который перерастает в стойкие негативные переживания, влекущие за собой деформацию личности.

В этой связи возникает необходимость разработки новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников, что, в свою очередь, ставит перед дошкольным образовательным учреждением следующие задачи:

  • формирование приоритетов в поведении дошкольников, ориентированных на нравственные ценности;
  • понимание внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных;
  • оказание помощи ребёнку в преодолении конфликтных ситуаций, порождающих нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы.  

Ведущая роль в формировании правильных (культурных) взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю, в целенаправленной воспитательной деятельности которого главным является организация жизни и деятельности ребёнка, соответствующая опыту содержательного общения, формирование гуманного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

При планировании работы с воспитанниками  по формированию у них культуры взаимодействия и общения существуют  несколько этапов обучения:

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнёром, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка. Содержание деятельности должно быть  хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребёнка концентрируется на партнёре, а не на способах деятельности).

Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (старший дошкольный возраст(4-5 лет): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

Оптимальной на данном этапе, по-прежнему, является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, а также, организация детского труда.

Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микрогруппах по 2 - 3 человека.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнёрами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения создаются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации - совместно-взаимодействующая, в микрогруппах из 3 – 4 человека.

4 этап (старший дошкольный возраст (6 – 7 лет): самостоятельное использование детьми способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Исходя из практических наблюдений за развитием взаимоотношений детей, собственных представлений о формировании этих взаимоотношений, на формирование и развитие взаимоотношений влияют следующие факторы: взаимоотношения между взрослыми, между взрослым и ребёнком, уровень освоенности детских видов деятельности, возрастно-психологические особенности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы.  Поэтомуоптимальными методическими приемами являются.

  • демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребёнком и последующее их обсуждение;
  • переключение внимания ребенка с взрослого на сверстника;
  • создание ситуации недостатка материала;
  • создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнёра;
  • выработка правил взаимодействия на занятии и фиксация их с помощью условных обозначений;
  • особая организация пространства занятия;
  • неинструктивная речь педагога и пр.

Основным принципом формирования культуры взаимодействия воспитанников является воспитание ребёнка в коллективе и через коллектив. 

Так, чтобы:

  • ребёнок познавал и усваивал истинно человеческие ценности;
  • познавал себя;
  • проявлял свою истинную индивидуальность, не отрицая индивидуальность других;
  • его личные интересы совпадали с общечеловеческими интересами;
  • были  устранены  источники,  способные  спровоцировать  ребёнка  на асоциальные мысли, слова и поступки.

Чтобы  успешно реализовывать эти принципы в условиях дошкольного учреждения, необходимо создать многофункциональную развивающую среду и спланировать образовательный процесс так, чтобы каждый воспитанник мог проявить себя, открывая свои лучшие стороны.

Активная и насыщенная развивающая среда является необходимым компонентом в процессе формирования культуры взаимоотношений у дошкольников, так как создаёт благоприятные условия для установления контактов, общения, активного игрового взаимодействия и совместной деятельности. Она включает в себя многообразие игровых уголков и дидактических зон:

  • зона для организации сюжетно-ролевых игр;
  • зона продуктивной и творческой деятельности;
  • нравственно-патриотическая зона;
  • познавательно-развивающая зона;
  • трудовая зона;
  • спортивно-оздоровительная зона;
  • игровой уголок для мальчиков;
  • игровой уголок для девочек.

К каждой из этих зон воспитанники имеют свободный доступ, активно взаимодействуют в них, применяя в живом общении приобретённые навыки поведения и общения и, проявляя, таким образом, свою культуру.

Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивает А.С.Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. Поэтому, при организации педагогического процесса использую целый комплекс различных методов:

- методы формирования навыков и привычек поведения;

- методы формирования представлений, суждений, оценок;

- методы коррекции.

Первая группа методов - формирование навыков и привычек поведения - обеспечивает накопление у детей практического опыта. К ним относится метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основу метода составляет систематическое, в самых разных ситуациях, побуждение воспитанников к совершению поступков в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.  Данный метод способствует приучению к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения, которое предполагает включение воспитанников в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например: проводим экскурсию в соседнюю группу или принимаем гостей у себя. Воспитанники должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы. Или, например, творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дошкольники упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культуры поведения и общения на практике.    

   Вторая группа методов, направленная на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, включает в себя:

  • беседы на этические темы;
  • чтение художественной литературы и рассказывание;
  • рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
  • инсценировки;
  • моделирование и обсуждение  проблемных ситуаций;
  • обыгрывание художественных произведений с использованием элементов театрализации;
  • моделирование правил поведения;
  • рассуждение по пословицам и поговоркам;

Беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, картин, фильмов, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей, расширяют представления детей о разнообразии поступков, в которых будет отражаться действие по правилу, конкретизированное в каждом случае.

В целях предупреждения морализирования, т. е. нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости, использую юмор. Юмор представляет персонажей в смешном виде, высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилам и справедливым замечаниям, и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков.

В ходе чтения юмористических произведений, например стихотворения С. Михалкова «Фома» или Г. Остера «Вредные советы», дети не только смеются над персонажами, попадающими в неловкое положение из-за их нежелания следовать установленным правилам, но и стремятся идентифицировать себя с положительным образом героя.

Третья группа методов  направлена на коррекцию поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам формирования культуры общения и взаимодействия, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания. Убеждение ведется через доброе и умное слово, с использованием художественных произведений, пословиц, поговорок. 

Эти методы применяются как в образовательной деятельности, так и индивидуально, или с небольшой группой воспитанников.

Перечисляя все методы, используемые при формировании культуры общения и взаимодействия, хочу ещё раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолированно, можно достичь положительных результатов в воспитании дошкольников. А также, если они будут применяться систематически и целенаправленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию здорового образа жизни дошкольников

В статье представлено описание работы в ДОУ по формированию здорового образа жизни дошкольника...

Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников "Навстречу друг другу".

Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ими совместной деятельности и возникают уже к 3-4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме (в умении не мешать другому ребёнку...

Консультация для педагогов "Система работы по воспитанию культуры здоровья у дошкольников"

1.Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века , которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования  в новом веке всту...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников как условие позитивной социализации»

Способность устанавливать дружеские взаимоотношения является условием позитивной социализации. Позитивная социализация в дошкольном возрасте – это умение ребёнка взаимодействовать с окружающими ...