Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прокопенко Ольга Сергеевна

Проект "Зимующие птицы" направлен на расширение и обогащение знаний о зимующих птицах у  дошкольников подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx155.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 «Солнышко»

C:\Users\Оля\Desktop\eb9829ae4cc1[1].jpg

                                                               Выполнила:

                                                                                                   Прокопенко Ольга   Сергеевна,                      

                                                                воспитатель

Прокопьевск, 2014

№ п/п

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

Зимующие птицы

2.

Вид проекта

Краткосрочный

3.

Разработчик проекта

Прокопенко Ольга Сергеевна

4.

Целевые группы

Воспитатель, дети и родители подготовительной группы

5.

Цель

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах

6.

Задачи

• Систематизировать знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

• Пополнить развивающую среду по теме проекта.

• Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

7.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап

Работа с детьми:

- беседы по теме;

- презентация;

- рисование;

- дидактические игры;

- оформление уголка книги;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии;

- аппликация;

- отгадывание загадок;

- лепка;

- заучивание стихотворения.

Работа с родителями:

- ширма;

- консультация.

Заключительный этап

Работа с детьми:

- беседа;

- викторина;

- оформление альбома;

- подведение итогов.

Работа с родителями:

- конкурс «Лучшая кормушка».

8.

Сроки реализации проекта

16.10.2014 – 24.10.2014

9.

Ожидаемые результаты

- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

10.

Ресурсное обеспечение

Кадровое: воспитатель.

Материально-техническое: литература, наглядные пособия, ТСО (ноутбук, магнитола, CD –диски), интернет-ресурсы.

11.

Индикаторы проекта

Администрация детского сада, родители

12.

Дальнейшее развитие проекта

Трансляция  проекта на втором этапе конкурса «Я-дошкольник»

 Разработать весенний проект «Перелётные птицы»

Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема:

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 8 детей назвали правильно почти всех птиц, 7 детей – 6 птиц, а 5 детей только 4 птицы.

Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде, дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Исходя из этого, мною была сформулирована цель проекта: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи проекта:

1. Систематизировать знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Механизм реализации проекта:

Подготовительный этап (16-17 октября)

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах (диагностическая беседа).

- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап (20-23 октября)

Работа с детьми:

- беседы по теме;

- презентация;

- рисование;

- дидактические игры;

- оформление уголка книги;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии;

- аппликация;

- отгадывание загадок;

- лепка;

- заучивание стихотворения.

Работа с родителями:

- ширма;

- консультация.

 

Заключительный этап (24 октября)

Работа с детьми:

- беседа;

- викторина;

- оформление альбома;

- подведение итогов.

Работа с родителями:

- конкурс «Лучшая кормушка».

Принципы, лежащие в основе проекта:

• позитивности (создание атмосферы помощи, сотрудничества);

• развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей);

• поощрения достижений ребенка в творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

SWOT анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Материально-техническая база

Интернет, ТСО

Кадровое обеспечение

Воспитатель, педагог ЦДО

Методическое обеспечение

Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» под ред. Гризик Т.И., Дороновой Т.Н., Соловьевой Е.В.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

Маханева  М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

Благоприятные возможности

Угрозы, риски, ограничения

  1. Возможность работать творчески.
  2. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс через информацию для родителей.
  1. Некоторые дети не посещают сад, пропускают занятия, поэтому система знаний у этих детей по данной теме может быть не сформирована.
  2. У родителей мало свободного времени, их сложно вовлечь в воспитательно-образовательный процесс.

План реализации проекта

Срок

Формы содержания работы

Задачи

Ответствен-ный

16-17  октября ооктября

Беседа с детьми «Каких зимующих птиц вы знаете?»

 - определить уровень знаний детей о зимующих птицах.

- определить тему проекта, задачи, стратегии и механизмы.

- подобрать необходимую литературу по данной теме.

Воспитатель

20 октября

\

Пятница

Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Презентация «Зимующие птицы»

Рисование - «Снегири на ветке рябины»

- Ширма для родителей «Зимующие птицы»

- пополнить знания детей о зимующих птицах

- учить передавать внешний вид снегирей;

- включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Воспитатель

21 октября

Понедельник

- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь»                      

 -Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).

- Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»,  Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и энциклопедии.

- уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются);

- пополнить литературный багаж, активизировать словарь;

- развивать познавательный интерес.

Воспитатель

22 октября

В

-Беседа «Трудно птицам зимовать»

-Чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»

- Аппликация «Снегири, синички, воробушки»

-Отгадывание загадок про зимующих птиц.

- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой»

- воспитывать желание помогать птицам в зимнее время года;

-пополнить литературный багаж;

- совершенствовать  умения детей создавать композицию из отдельных деталей;

- развивать мышление;

- включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Воспитатель

23 октября

- Лепка «Птицы на кормушке»

- Заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцова

- Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Один – много».

- Прогулка «Зимующие птицы»

- закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание;

- воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности;

- развивать память, внимание, выразительную речь.

Воспитатель

24 октября

- Беседа «Каких зимующих птиц вы знаете?»

- Викторина «Кто больше знает о птицах?»

- Оформление альбома: «Зимующие птицы»

- Подведение итогов.

- определить уровень знаний детей о зимующих птицах;

- развивать творческие способности детей.

Воспитатель

Заключение

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Проведя повторно диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц): 16 детей назвали правильно всех птиц, 4 – назвали правильно 8 из 10 птиц.  

Была проведена викторина «Кто больше знает о птицах», по результатам которой можно сделать вывод, что у детей сформирована система знаний о зимующих птицах.

Родители приняли активное участие в конкурсе «Лучшая кормушка». Всего в конкурсе приняли участие 14 семей (70%).

Альбом «Зимующие птицы» стал итогом всей работы.  Таким образом, привлечение воспитанников к природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

 Литература

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.
  2. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: метод, пособие для воспитателей ДОУ и педагогов нач. шк. / М. Д. Маханева. М. : АРКТИ, 2004. - 320 с. -(Развитие и воспитание ребенка).
  3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей дет. Сада / С. Н. Николаева. М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96 с.
  4. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготов. группы дет. сада [Текст]: пособие для воспитателя дошкол. образовательного учреждения / С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  5. Радуга   :   программа   воспитания,   образования   и  развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада [Текст]/   [Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. — 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....