Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Наш друг - муравей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Развитие познавательного интереса детей к миру насекомых; формирование понимания того, как человек охраняет природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игишева Гульнара  Рафиковна  

           

                         Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

                «Детский сад №18 комбинированного вида «Улыбка» города Нерюнгри

                 

                                    Конспект интегрированного занятия

                                        для детей старшей группы

Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

                                                                                                                 Название занятия:

                                                                                                                «Наш друг - муравей»

                                                                                                                  Воспитатель

                                                                                                                  Г.Р.Игишева

                                                                                                                  I кв. категория

                                                                                                                  Июнь,  2016 г.

 

г. Нерюнгри

Цель: формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с насекомыми - муравьями.

Задачи:

  • обучающие:  учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; закрепить знания об образе жизни, повадках, пользе и охране муравьев;
  • развивающие: развивать познавательный интерес к миру насекомых, связную речь,   логическое мышление, внимание, умение действовать по представлению;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе в целом.

Методические приемы: проблемно- поисковые, словесные, наглядные, игровые (сюрпризный момент, театрализация, действие по представлению),  

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

В интеграции:

  • Социально-коммуникативное развитие: развитие коммуникативных навыков детей; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование  умения  работать в коллективе, сообща;
  • Познавательное развитие: развитие познавательного интереса детей  к миру насекомых; формирование понимания того, как человек охраняет природу
  • Речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи (составление рассказа описания, используя серию опорных картинок)
  • Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; развитие двигательной активности детей.

Оборудование: бинокли, предметные картинки насекомых, модуль для игр  с песком, шапочки муравьев, природный материал(веточки, сухие листья, хвоинки и др.) муравьи- поделки из пластилина; варенье, одноразовые ложки, разрезные картинки,  макет дерева, пня, аудиозапись с голосами птиц.

Предварительная работа: беседа о насекомых, их сходствах и различиях; чтение рассказов: Н. Романова «В конце лета», В Песков «Лечебница под сосной", Л.Толстой «О муравьях»; рассматривание муравья- игрушки; наблюдение за муравейником на прогулке в летнее время года; обыгрывание басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»; игра-перевоплощение «По муравьиной тропе»; дидактическое упражнение «Найди различия и сходство; лепка муравьёв; сбор природного материала, опрос родителей по поводу того, есть ли у их детей аллергия на вишневое варенье.

Словарная работа: муравьиная кислота, «муравьиные ванны»

                                                  Ход  занятия

1. Организационный момент

Этюд психологический «Солнечный круг»

(Педагог предлагает детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться, закрыть глаза и представить себя «солнечным лучиком»)

Педагог: Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза, не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все мы- большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.(педагог выполняет вместе с детьми)

Педагог: А теперь отгадайте загадку:

                                            Есть у ребят зеленый друг

                                            Веселый друг, хороший

                                            Он им протянет

                                            Сотни рук

                                            И тысячи ладошек. (Лес)

Дети: Лес

2. Основная часть

(Педагог приглашает детей в путешествие по летнему лесу.)

Педагог:   Сегодня я хочу пригласить всех вас на прогулку по летнему лесу. А отнесет нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза. (Дети закрывают глаза,  выполняют действия под  следующие слова педагога.)

Педагог:                              Ветрено, ветрено.

                                             Вся земля проветрена.

                                             Ветер деток подхвати

                                             В лесу прохладном опусти.

 (Включается  аудиозапись с голосами птиц.)

Педагог: Откройте глаза. Дети открывают глаза.

Беседа по вопросам

Педагог: Что вы видите?

Дети: Деревья, цветы, насекомых, птиц

Педагог: Что и кто еще может повстречаться нам летом в лесу?

Дети: лесные звери, пеньки, грибы и т.д.

Педагог: А какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди?

Дети: Не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не ломать ветки и т. д.

Игра- имитация «Гуляем по лесу»  Педагог предлагает детям прогуляться по лесу, имитируя предполагаемые действия в лесу. Дети имитируют прогулку по лесу: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают грибы, ягоды, закапывают мусор, спиливают сухие ветки, огораживают муравейник и т.п.Педагог угадывает действия каждого из детей. По окончании упражнения педагог предлагает детям посмотреть еще раз внимательно на лес.

Дидактическая игра «Что там?»

(Педагог предлагает детям взять бинокли и рассказать, что они увидели.)

Педагог: Давайте еще раз посмотрим наш удивительный лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли и посмотрите: «Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями?  Дети перечисляют увиденных насекомых, животных.

Дети: Я вижу муравья. А я вижу бабочку. И т.д.

 Отгадывание загадок. Педагог предлагает детям разгадать загадки о насекомых.

Педагог: Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком. Вы их узнаете, если правильно отгадаете загадки. (Педагог предлагает детям подойти к пенечку и отгадать загадки.)

   1 Всех жучков она милей,

   Спинка алая на ней,

   А на ней кружочки,

   Черненькие точки. (Божья коровка)

   2 Не жужжу, когда сижу,

   Не жужжу, когда хожу,

   Не жужжу, когда тружусь,

   А жужжу, когда кружусь. (Жук)

   3 Он работник настоящий,

   Очень-очень работящий.

   Под сосной в лесу густом

   Из хвоинок строит дом.  (Муравей)

   4 Она легка, красива,

   Изящна, легкокрыла,

   Сама похожа на цветок

   И любит пить цветочный мед. (Бабочка)

Педагог: Молодцы, ребята. Правильно отгадали загадки. А как мы их всех назовем, одним словом?

Дети: Насекомые

Педагог: Почему вы считаете, что все они являются насекомыми?

Дети:  Они все насекомые, потому что у них у всех по 3 пары ножек, тело состоит из 3 частей. У них есть усики.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». (Педагог предлагает детям объяснить, кого из серии насекомых они считают лишним. Если ребенок не может объяснить, педагог задает наводящие вопросы.)

Педагог: А теперь я предлагаю вам внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: Кто из этих насекомых здесь лишний и почему вы так считаете?  

Дети высказывают свои предположения.

Педагог:   Молодцы, правильно. Лишний муравей, так как он не летает и у него отсутствуют крылья, они живут большими группами или колониями.

Дидактическая игра «Собери картинку». (Детям предлагается собрать целую картинку из разрезанных частей.)

Педагог: Ребята, я хочу познакомить вас с одним лесным жителем, а с кем, вы узнаете, сложив картинку. Дети собирают за столом  разрезную картинку с изображением муравья.

Педагог:  Изображение какого насекомого вы собрали из частей?

Дети: Муравья.

Педагог: К нам в гости пришел муравей. А зовут его Кузя.

(Педагог показывает муравья-игрушку и дает детям его потрогать.)

Педагог: Муравей- это насекомое, так как у него 6 ножек, тело состоит из 3 частей. Муравьи живут в лесу, в муравейнике. Питаются гусеницами, личинками. Приносят огромную пользу, их называют санитарами леса. Муравьи выделяют кислоту. Муравьиную кислоту используют в медицине, на муравейниках птицы принимают «муравьиные ванны», очищая оперение от паразитов.

Составление рассказа описания, используя серию опорных картинок. (Педагог предлагает детям, используя опорные картинки составить рассказ про муравья. Если дети испытывают трудности в составлении рассказа, педагог задает наводящие вопросы.)

Педагог: Ребята, давайте хорошо рассмотрим нашего гостя и,  используя опорные картинки, расскажем о нем. Детям открываются на доске картинки.

  1 картинка – внешний вид

  2 картинка –  жилище муравья

  3 картинка – пища муравья

  4 картинка – польза (муравьиная кислота, птица на муравейнике – «муравьиные ванны», поедание тли, очистка леса)

Игра-драматизация «Муравьишки» (Педагог раздает детям шапочки муравьев и предлагает детям превратиться в муравьев и передать их повадки, характер.)

Педагог: Приготовились? Повторяем вместе со мной волшебное заклинание:

 Топ, топ.

 Хлоп, хлоп,

 Вокруг себя повернись,

 В муравьишку превратись.

Дети и педагог надевают шапочки.

Упражнение «Строим муравейник»  (Педагог предлагает построить  муравейник из природного материала. В процессе работы уточняет, как класть природный материал и какую форму придать муравейнику.)

Педагог: Теперь мы с вами настоящие трудолюбивые муравьи. Сейчас мы построим себе муравейник из веточек, хвоинок и песка. Не забывайте, что каждый муравьишка очень маленький и не сможет утащить сразу несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.

(Дети строят муравейник под руководством педагога. После того, как дети возвели муравейник,  они любуются им).

Педагог: Какой замечательный получился у нас дом, теперь нам не страшен ни ветер, ни дождь. Самое главное, что мы с вами работали дружно и сплоченно.

Педагог: Пока мы с вами работали, один наш муравьишка отстал. Давайте ему поможем.

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли». (Педагог предлагает детям выполнить движения согласно тексту).

От друзей муравьишка отстал.                                  Дети приставляют ладони к щекам,

                                                                                       Ритмично покачивают головой.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой.

Ножку тонкую он поломал.                                       Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро ее обмотал,                                      Ритмично бегут на месте

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце уж за лес зашло.

Ох-ох-ох!                                                                     Ритмично закрывают глаза ладонями

Стало сразу так страшно, темно.

Хорошо, что друзья помогли,

Муравьишку домой принесли.                                 Делают ритмичные хлопки

Мо-лод-цы!

Педагог: Ребята, но наш муравейник пуст. Давайте заселим наш муравейник муравьями (Дети заселяют в муравейник предварительно слепленных на занятиях по лепке муравьев)

Педагог: Ребята, давайте огородим муравейник, чтобы его видели и не разоряли люди.. (Дети  вместе с педагогом огораживают муравейник с помощью ленты- зебры, как это делают лесники.)

Педагог:  А теперь пришла пора снова превратиться в детей. Повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и дети мы опять.  (Педагог и дети  снимают  шапочки.)

Проблемная ситуация «Почему муравьи прячутся под дождем?» (Педагог предлагает детям ситуацию, в которой выстраиваются предположения. Дети высказывают свои предположения, выбирается правильный ответ).

Педагог: Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошел дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели?

Дети: Муравьи чувствуют приближение дождя. Муравьи могут предсказать погоду.

Дидактическая игра «Угощение» (Педагог предлагает найти муравья, ориентируясь в групповом помещении).

Педагог: Ребята, а вы не знаете куда подевался наш муравьишка Кузя? Что-то его не видно. Давайте его вместе поищем. Где может быть Кузя? (Дети и воспитатель ищут Кузю и находят его на банке с вареньем.)

Проблемная  ситуация «Почему Кузя оказался на банке с вареньем?»  (Педагог предлагает детям ситуацию, в которой выстраиваются предположения. Дети высказывают свои предположения, и выбирает правильный ответ.)

Педагог: Ребята, а почему он на банке с вареньем?

Дети: Муравьи очень любят есть сладкое.  

Педагог: Кузя нас тоже решил угостить вкусным вишневым вареньем.

 (Дети пробуют варенье, используя одноразовые ложки.)

3. Заключительный этап.

Рефлексия

Педагог: Где мы сегодня с вами побывали?

Дети: В лесу?

Педагог:  Что интересного вы видели, наблюдали?

Дети: Играли в игры, превращались в муравьев, строили муравейник и т.д.

Педагог: С кем мы сегодня познакомились?

Дети: С муравьем Кузей.

Что вам  было самым интересным?

Дети: Искать муравья, есть  варенье,  строить муравейник.

Педагог: Что для вас было самым трудным?

Дети: Составлять рассказ и т.д.

                           

 

 

                                                                                                                                                         

 

 

 

 

  • формирование  представлений детей о свойствах мыла: мыло имеет цвет, запах, форму, размер; может измельчаться, превращаться в стружку; мыло быстрее растворяется в горячей воде, а в холодной медленнее; если через трубочку в мыльную воду вдувать воздух образуется мыльная белая пена;
  • развитие познавательных процессов;
  • воспитание культурно- гигиенических навыков у детей.

Оборудование и материалы: поднос с различными видами мыла; стаканчики с холодной водой, емкости с жидким мылом, трубочки для коктейля, влажные салфетки.

Предварительная работа: чтение К. И. Чуковский «Мойдодыр», экскурсия в прачечную детского сада.  

                                                                         Ход

  1.  Оргмомент.

Дети проходят в группу и  садятся  вокруг стола, на котором находится поднос с различными видами мыла.

  1. Беседа.

Педагог : Ребята, давайте, с вами вспомним. Куда мы ходили на экскурсию на прошлой неделе?

Дети: На прачку.

Педагог: А что интересного вы там увидели?

Дети: Как стирают и сушат бельё и т. д.

Педагог: А сейчас я Вам загадаю загадку.

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Густой пеной пенится

Руки мыть не ленится    (мыло)

Педагог: Ребята посмотрите, на мыло. Какие виды мыла Вы знаете?

Дети: туалетное, банное, жидкое, хозяйственное.

Педагог: Для чего предназначено туалетное и банное мыло?

Дети: Для мытья тела.

Педагог: А что моют жидким мылом?

Дети: Руки

Педагог: Для чего используют хозяйственное мыло?

Дети: Для стирки белья и уборки помещения.

Педагог: Для кого предназначено детское мыло?

Дети: Для детей.

Педагог: Это мыло не содержит красителей и других добавок, что не вызвать аллергии у маленьких детей.

Педагог: А сейчас я предлагаю провести один опыт.

  1.  Опыт 1

Детям предлагается взять в руки по одному кусочку мыла.

Педагог:  Потрогайте мыло и скажите :«Какое оно на ощупь?»

Дети: твердое, гладкое.

Педагог: А теперь понюхайте и ответьте: «Имеет ли мыло запах?»

Дети: Да.

Педагог: «Какого цвета наше мыло?»

Дети: «Белое, розовое…..»

Педагог: В такое мыло добавлены красители разных цветов.

                Педагог: А какой формы ваши куски мыла

                Дети : прямоугольное, овальное и т.д.

                Педагог: У кого из вас самый маленький кусочек мыла? А у кого самый большой?

                Дети показывают эти куски мыла.

               Педагог делает вывод: мыло бывает разных видов. Оно имеет цвет, запах, форму, размер.

  1. Опыт 2

               Педагог: А сейчас мы с вами попробуем измельчить мыло с помощью терки. Педагог трет мыло на терке в миску.

               Педагог: Что у нас сыплется?

               Дети: Стружка.

              Педагог демонстрирует стружку детям и делает вывод: Мыло можно измельчить.

              Дети проходят и садятся за столы.

  1. Эксперимент.

Педагог: Давайте с вами пройдем за столы и попробуем поэкспериментировать.

Но прежде чем начать эксперимент, повторим правила безопасности.

Дети называют по очереди правила.

  Все за собой ты убери,

  Будь  аккуратным и не сори.

                         Не пробуй на вкус ничего никогда

                         Иначе тебя ожидает беда.

                   Никогда никому не мешай.

   Соседа всегда своего уважай.

Дети одевают фартуки.

Педагог: Сейчас мы с вами выясним с помощью эксперимента: «В какой воде мыло растворится быстрее в горячей или в холодной?»

Детям предлагается с помощью ложек насыпать в стакан с холодной водой мыльную стружку, и тщательно перемешать. Педагог в это время растворяет стружку   в стакане с горячей водой.

Педагог: У меня в стакане стружка мыла растворилась вся, а у вас?

Дети: У нас еще нет.

Педагог:  Подходит к каждому ребенку и показывает свой стакан с растворенным мылом. После сравнения дети приходят к выводу: В стакане с холодной водой мыло растворяется постепенно и долго, а горячей - быстро.

6.Физминутка «Хомячок»

7.Эксперимент

Педагог:  А теперь возьмем возьмем трубочки,  опустим их в стакан с  мыльной водой  и подуем. Но дуть будем таким образом, чтобы мыльная вода не попала в рот. Не вдуваем в себя, а выдувает. Что мы видим?  

Дети выдувают пузыри в воде 

Педагог:  Что мы видим?  

Дети: Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей, образуется пена.

Педагог делает вывод: «Если дуть в мыльную воду через трубочку, появится пена.

Дети выходят из- за столов и подходят к педагогу.

Педагог: Дома, в детском саду, в гостях мы постоянно слышим: «Мойте руки с мылом»

А вы никогда не задумывались, почему руки нужно мыть с мылом?

Дети: Мыло убивает микробы.

Педагог: Оказывается, вода не растворяет жир, которого так много на нашей коже.

Поэтому, мы моемся с мылом. Оно расщепляет на мельчайшие частицы грязь и жир, которые затем смываются водой. Надеюсь, что наши дети всегда будут следить за чистотой своего тела и будут мыть руки с мылом.

                 8.Итог.

 Рефлексия

 - Ребята, что вам сегодня понравилось?

 - Что нового вы узнали?

- Что было самым интересным, самым трудным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

В данной работе представлен материал для ознакомления детей с русским народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы ( с использованием игровых технологий) Тема: «В гостях у Марьи Ивановны» (Народные куклы и игры, пословицы)

В данной работе представлен материал для ознакомления детей с народным творчеством и развитием мелкой моторики рук....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. Развитие речи и аппликация.

Конспект интегрированного занятиядля детей старшей группы.Развитие речи и аппликация....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОУ

"НАШИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ. СРАВНЕНИЕ САДОВОЙ УЛИТКИ С АХАТИНСКОЙ УЛИТКОЙ"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. «Подарите детям сказку».

Цель: Развивать у детей творчество, фантазию и музыкальную память.Задачи: - закреплять умение складывать квадратный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба.- упражнять в умении правильно пользоват...

Конспект интегированного занятия для детей старшей группы "Мой друг Снеговик".

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы. Тема занятия: "Тайна Чёрного моря"

Конспект занятия предназначен для ознакомления детей старшей группы с обитаталями Чёрного моря....