Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Увлекательное путешествие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uvlekatelnoe_puteshestvie.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Увлекательное путешествие
Задачи:
Образовательные задачи:
• Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.?
• Овладение детьми действием замещения.
• Освоение экспериментирования.
Развивающие задачи:
• Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании.
• Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы.
• Развитие познавательной активности.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию.
• Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Материал и оборудование:
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки.
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя.
Поощрение: кулончики-капельки.
Предварительная работа:
• Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.
Методические приёмы:
Мотивационно-побудительный этап:
• Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием.
• Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности.
Организационно – поисковый этап:
• Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация.
• Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы.
• Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей).
Рефлексивно – корригирующий этап:
• Включение нового знания в систему знаний.
• Осмысление: анализ занятия.
• Поощрение.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап:
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу).
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли).
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей)
Организационно – поисковый этап:
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей)
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода):
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками .
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку)
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков).
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде:
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай?
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?).
Физминутка:
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя)
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.
Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы)
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом).
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет)
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому.
Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная.
Опыт № 3. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон.
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть)
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили.
Опыт № 4. Определение возможности воды растворять.
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества.
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.
Рефлексивно – корригирующий этап:
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье».
Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами…
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях ……………. Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем?
Из чего состоит капелька и где она живет?
А где можно встретить воду?
Какая польза от воды?
Бывает ли вред от воды? (ТРИЗ + -)
Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Путешествие по группе: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками .
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе.
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. У стола, на котором стоит чайник с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. На дверь в туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо.
Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Физминутка
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? Сейчас поиграем.
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь.
(звучит аудиозапись со звуками дождя)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
(дети прыгают)
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой рекой.
(дети объединяются в одну цепочку)
А из реки попали в большой океан.
(дети перестраиваются в хоровод)
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе.
А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе. Опыт № 1 . Определение цвета воды.
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас посмотреть на жидкости в стаканчиках. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет).
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. Опыт № 2 . Определение вкуса воды.
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий).
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. Опыт № 3. Определение запаха воды.
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет!
А теперь ребята понюхайте сок. Есть запах у сока?(есть)
Как вы думаете, почему сок пахнет? Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а фруктовый сок имеет запах.
Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества.
Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Путешествие в сказку"
Цель: формирование положительного интереса к русским народным сказкам.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Путешествие в страну "Математика".
Данная непосредственно одразовательная деятельность направлена на закрепление полученных знаний и развитие математических способностей у детей 4 - 5 лет....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Путешествие в деревню"
Конспект НОД...
конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Путешествие по сказкам"
В данном конспекте представлена интеграция следующих образовательных областей: "Коммуникакция", "Познание", "Социализация", "Музыка", "Физическая культура".Так же я предлагаю Вам предварительную работ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в зимний лес»
Продолжать знакомить детей с понятием "Дикие животные", с их внешним видом, повадками и чем питаются зимой....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.
На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....