Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Конспект мероприятия "Детская исследовательская деятельность на прогулке"
Работа содержит практический материал по детской исследовательской деятельности (изучение свойств воздуха, воды и песка) во время летних прогулок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya.doc | 433.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «Антошка»
(АОУ детский сад №23 «Антошка»)
Конспект мероприятия
«Детское экспериментирование с водой, песком и
воздухом на прогулке»
Подготовила и провела воспитатель
Веселова Е.В.
г. Долгопрудный
27-29.06.2016
Детское экспериментирование в летний период: воздух песок и вода.Программное содержание: закрепить знания детей о свойствах воды, воздуха и песка, учиться самостоятельно проводить несложные эксперименты, делать выводы и предположения.
Цель занятия: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом, водой, песком.
Воспитательные задачи
Образовательные задачи: Расширять кругозор детей.
Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях.
Развивающие задачи: Способствовать развитию творческого мышления и активности, самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: Развивать в детях внимательность, усидчивость, способность работать к коллективе.
Методы и приемы: Беседа, вопросы, совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация».
Предварительная работа: Беседа, просматривание иллюстраций, дидактические и подвижные игры.
Временной отрезок: 3 дня.
Ход мероприятия: (первый день)
Загадка: Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (Воздух)
Где же прячется наш воздух? Давайте искать его вместе.
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух? »
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
- Значит, воздух, какой? (невидимый).
- Давайте поймаем воздух.
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
- Закрутите пакеты.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
- А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .
- Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .
- Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
- Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
- Что вы чувствуете? (шипение) .
- Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
- Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет
Опыт №2. «Как увидеть воздух? »
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
- Подуйте через трубочку на свою ладошку.
- Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .
- Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
- Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
- На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) .
- Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх) .
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.(ноги на ширине плеч,
руки за голову, наклоны туловища вправо и влево)
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
- На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
- Возьмите веера и помашите им в лицо.
- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .
Вывод: Воздух движется.
Опыт№5 «Воздух может двигать предметы»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
Опыт№6 «Воздух легче воды»
Цель: доказать, что воздух легче воды
Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой
Опыт 1.Детям пытаются "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 2.Движение воздуха – ветер
Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.
Опыт№7«Надувание мыльных пузырей»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал и оборудование: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло), мыльные пузыри.
Наливаем в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладем в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь.
На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.
Вывод: Вместе они рассматривают и обсуждают; почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
Опыт №7«Поиск воздуха»
Цель: Обнаружить воздух.
Материал и оборудование: Емкость с водой, воронка, шарик.
Опыт Дети рассматривают шарик. Надеваем на узкое отверстие шарик, потрогать его, повернуть воронку узким отверстием вверх и, не наклоняя, медленно погрузить в воду.
Что случилось с шариком, каким образом он надулся.
Наливаем воду в воронку, дети наблюдают, как пузырьки воздуха выходят из нее, и видят, что внутри шарик становится мокрым.
Опыт №8 «Плавающий апельсин»
Погрузим в миску с водой апельсин и увидим, как хорошо он умеет плавать. Затем очистим тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Заключительная беседа: Что умеет делать воздух?? Какой он??
Ход мероприятия(2день)
Загадка: Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок)
Опыт№1 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
Опыт №4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Тихонько дуем на песок, он разлетается.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Опыт№2 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
Опыт№3 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается
Опыт№4 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
Опыт№5 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.
Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Заключительная часть: Совместно с детьми поливаем воду в песочнице, строим из песка замок и украшаем его песочными фигурами.
Ход мероприятия (3 день)
Загадка: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Опыты с водой
Опыт№1 Вода может отражать предметы
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Опыт№2 Прозрачность воды.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в стаканчик кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Опыт №3 Текучесть воды
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт№7 Чем пахнет вода
Предложить детям два стакана воды – чистую и с каплей валерианы. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее положено.
Опыт№8 «Растворение веществ в воде»
- Берем стакан воды и кусок сахара.
2. Кладем сахар в стакан.
3. Размешиваем. Что произошло?
4. А что будет, если положить еще больше сахара?
Подвижная игра «Дождик и солнышко»
Пальчиковая гимнастика «Капельки-дождинки»
Капельки-дождинки
Упали на травинки.
Кап-кап капельки,
Кап-кап маленьки.
(Раскрываем одну ладонь, подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, имитируя дождевые капли)
Заключительная часть: Беседа о том, где можно встретить воду. А также рассуждения детей о том, как человек ее использует. Закрепление и расширение имеющихся знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование исследовательской деятельности на прогулке
Представлен практический материал по познавательно-исселедовательской деятельности дошкольников от 3-7 лет в условиях прогулки, основанный на многолетнем опыте работы....
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Прогулка по весеннему лесу"
Дети вместе с воспитателем путешествовали по весеннему лесу, встречая гостью весну, знакомились с ее признаками, а также им повстречались пернатые друзья....
Конспект открытого занятия. Исследовательская деятельность на прогулке по теме «Воздух».
Цель. Создать условия для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи.Обучающие:- расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека;- познакомить детей с некотор...
Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток»
Цели деятельности педагога:Познакомить с частями суток, их признаками;Уточнить, что из часов и минут состоят сутки;Развивать любознательность, наблюдательность, желание соблюдать режим дня....
Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности на прогулке для детей младшей разновозрастной группы «Тает льдинка»
ull; Познакомить детей со свойствами льда (тяжелый, твердый, холодный, тает)• Закрепить понятия «нагревается», «тает».• Активизировать и обогащать словарь детей сущ...
Конспект ООД образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» Тема: Прогулка по городу Тамбову
Воспитатель: - Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой живем,И березки, вдоль которыхРядом с мамой мы идем.Что мы Родиной зовем?Все, что в сердце бережем,Наши праздники и песни,Теплый вечер за окном....