Конспект открытого занятия. Исследовательская деятельность на прогулке по теме «Воздух».
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Пронина Лариса Ивановна

Цель. Создать условия для активной познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи.
Обучающие:
- расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- формировать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: 7 воздушных шариков в соответствии с цветами радуги, целлофановые пакеты, зубочистки, заранее сделанные из цветной бумаги веера, два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

Организационный момент

- К нам на участок прилетели воздушные шарики, это необычные шарики, а волшебные внутри шариков спрятаны интересные вопросы и задания. Мы с вами будем их лопать и выполнять эти задания. Но шарики мы будем лопать в том порядке, как расположены цвета радуги.
- Вспомнить порядок цветов радуги нам поможет волшебная фраза. Может быть вы ее знаете?
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
-Итак, какой шарик будет первым?

 

1. Красный шарик Загадка.

- Ребята, отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем
-Что же это, ребята?
-Ребята, а вы видите воздух?
- Нет.
- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».
Давным-давно в космосе появилась наша планета 3ЕМЛЯ, и оказалось, что именно здесь может возникнуть жизнь. Потому что на ЗЕМЛЕ есть вода и ВОЗДУХ.
Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, не чувствуем, но он всегда вокруг нас.
А как, вы думаете, что произойдет – если вдруг воздушное покрывало исчезнет?.
Закипит вода во всех водоемах, а лучи Солнца сожгут все живое.
Без еды человек может прожить 5 недель (а сколько дней в неделе, вспомним), без воды 5 дней, а без воздуха 5 минут.
А сейчас маленький эксперимент: закрыли ротики, крепко сжали губы, указательными пальчиками зажали носики.
Вот вы начинаете открывать ротики, потому, что воздух нужен человеку и животным, и растениям всегда, чтобы дышать, а значит, чтобы жить.
Одуванчик, баобаб и даже огурец на грядке дышат… листьями.
Все живые существа дышат так, как им удобно. Рыбы дышат… жабрами, червяки под землёй дышат – кожей. Животные и человек дышат легкими.
Воздух есть везде:
В твоем городе, доме,
В лесу, в горах, в пещерах,
Над морями
И… материками
Значит везде можно жить.
Воздух можно почувствовать, увидеть и даже услышать. Сегодня мы с вами проведем несколько опытов, которые помогут узнать его свойства.

 

2. Оранжевый шарик «Где спрятался воздух?».

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
- Значит, воздух, какой? (невидимый).
- Давайте поймаем воздух.
Дети пробуют.
- Что нам поможет поймать воздух?
Теперь попробуйте.
- Закрутите пакеты.
- Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
- Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
- Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

 

3. Желтый шарик «Движение воздуха».

- Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха?
- Каким образом? Давайте используем для этого веера. Возьмите веера и помашите им в лицо.
- Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
- А как с помощью веера увидеть воздух?
- Раздуваем листочки из бумаги веером.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

 

4. Зеленый шарик Физминутка «Воздушный шарик».

Я с утра сегодня встал, 
С полки шар воздушный взял. 
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть. 
Я всё дую – шар всё толще, 
Дую – толще, дую – толще. 
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок.

 

5. Голубой шарик «Имеет ли воздух вес?».

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
- Подумайте, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
- Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
- Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
- Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.

 

6. Синий шарик Игра "Бывает - не бывает".

Дети становятся в круг, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают - если «да» -то хлопают в ладоши, если «нет» - то качают головой.
•Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

 

7. Фиолетовый шарик «Сюрпризный момент».

- Перечислите свойства воздуха, которые вспомнили сегодня на прогулке?
- Откройте коробку.
- Как связаны между собой мыльные пузыри и воздух? 
Дети играют с мыльными пузырями.

 

Игра « Пузырь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Воздух-невидимка»Цель: Продолжать формировать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: "Воздух и и его свойства".

Цель:  Познакомить детей с воздухом. Показать   детям,   что   воздух   есть   везде   вокруг   нас.   Познакомить...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"...

Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что такое воздух?»

Тема исследования: «Что такое воздух?»Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной д...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»

Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...

Конспект открытого занятия исследовательской деятельности в средней группе 23.03.2022

Открытое занятие в группе "Теремок": "Волшебная водичка"...

Открытое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: « Воздух и его свойства»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад «Солнышко»      Открытое занятие по познавательно- исследовательской ...