Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников старшей группы Тема: «Исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Развитие устойчивого  познавательного интереса в ходе проведения экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_issledovateli.odt464.93 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития

воспитанников №4 «Ручеек»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для воспитанников старшей группы

Тема: «Исследователи»

 (познавательно-исследовательская деятельность)

                                                                                                       

                                                                                     

                                                                         Составитель:

                                                                             Машкина Т. П.,

                                                                                           воспитатель 1 категории

         2014г.              

Образовательные области:

-познание;

-коммуникация;

-художественное творчество;

Цель:

-Развитие устойчивого  познавательного интереса в ходе проведения экспериментов.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Обобщить знания воспитанников о разновидностях металлов, о свойствах и действия магнита.

-Расширить представления о том, с какими предметами взаимодействует магнит.

-Продолжить знакомство с солью и ее свойствами (белая, без ярко выраженного запаха, в воде растворяется, ее можно получить путем выпаривания);

Развивающие задачи:

-Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

-Способствовать  овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов;

-Развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к познаванию окружающего мира.

-Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

-Воспитывать умение работать в коллективе и малых группах.

Оборудование:

Ноутбук, фотоаппарат, видеозапись, фартуки, материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль разных видов, спиртовка, колба, яйцо, небольшие мешочки с солью( на каждого воспитанника),Один мешочек с солью в целлофановом пакете, фотоиллюстрации колодца,  соленого озера Тус..

Ход непосредственно образовательной деятельности:

    Дорогие ребята, я рада встречи с вами. Ребята, сегодня у нас необычный день, к вам пришло много гостей, давайте улыбнемся и поприветствуем их.

А сейчас давайте встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Я чувствую тепло ваших рук и от этого у меня хорошее настроение. А вы чувствуете то же, что и я? Наши ладошки такие теплые, мягкие. Давайте пожелаем друг другу успеха, поддержки, приятного настроения и хорошей работы.

   Сегодня нас ожидают интересные открытия. По электронной почте мне пришло необычное письмо. Давайте посмотрим его вместе с вами.

 (Просмотр видеозаписи с обращением Иванушки к детям)

«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого нужно выполнить три задания.

Задание№1: «Нужно достать меч – кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет».

-Ребята, как помочь Иванушке? (Дети выдвигают возможные гипотезы).

-А как вы думаете, из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый)

-Ребята, а как вы считаете какими способами можно осуществить это действие (достать оружие)?

(Воспитанники приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита)

-Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?

(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).

-Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)

Ребята, я хочу пригласить вас в научной лабораторию Мудрой тетушки Совы, но прежде я хочу вам напомнить правила работы в научных лабораториях.

( по схеме проговорить с детьми технику безопасности во время опытов)

А теперь мы с вами можем смело приступать к выполнению заданий.  Для того, чтобы нам начать опыт, мы должны надеть фартуки.

Эксперимент:  достать с помощью магнита металлический предмет.

-Ребята, представьте, что колодец имеет форму стеклянного стакана. Он очень глубокий. А вот то что есть у Иванушки. Помогите с помощью этих предметов достать меч (гвоздик из банки, веревка с магнитом.)

А давайте представим, что веревки у нас нет, каким другим способом мы сможем достать наш меч, не опуская магнит в воду?

(Воспитанники приходят к выводу, что можно притянуть предметы через стекло)

2 Задание: «Нужно принести мешок соли. Но на пути текла речка. Я решил перейти вброд. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешок с солью. Придя на место, я обнаружил, что мешок пустой. Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?» (просмотр видеозаписи)

-Сможет ли Иванушка принести этот мешок целым? Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему? (дети выдвигают гипотезы)

Эксперимент: возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду.

-Что вы заметили? (соль исчезла)

-Значит, в воде ее нет? (ответы)

-Какой вывод можно сделать?(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)

-А можно ли из соленой воды вернуть назад соль?

-Можно ли в полном объеме вернуть растворенную соль?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из соленой воды получить кристаллы соли?

-Что получится, если нагреть соленую воду? (вода будет кипеть, нагреваться, появится соль, ничего не изменится)

-Давайте проверим опытным путем.

-Ребята, а вы знаете, что у меня за прибор в руках? Это спиртовка, ее используют в лабораториях при нагревании различных растворов. Опыт, который мы будем проводить сейчас самостоятельно не повторяйте.

Эксперимент: проводит педагог. Необходима горелка, пробирка с соленой водой. Нагревают эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет.

-Ребята, как вы думаете, что это такое на стенках пробирки? (соль)

-А если соленую воду негде нагреть, а соль нужна? Что делать? (Гипотезы)

-Я вот неделю тому назад лечила горло соленой водой, а стакан забыла помыть. Смотрите, что с ним произошло? ( Вода испарилась, а соль осталась)

-Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить)

Задание№3: “Иванушка, я знаю, что ты не умеешь плавать, вот тебе последнее задание, переплыви озеро и не утони. Объясните ,пожалуйста, как можно это сделать?» (просмотр видеозаписи)

Воспитанники выдвигают гипотезы.

Эксперимент: Воспитанникам  предлагается  чашка с простой водой и сырое яйцо. Они опускают яйцо в воду, сначала оно тонет.

-Ребята, давайте на примере яйца, посмотрим как мы сможем помочь Иванушке.

-Возьмите каждый по яйцу и при помощи ложки опустите его в стакан с водой. Что произошло с яйцом (оно утонуло)

-Достаньте свое яйцо и положите обратно в тарелочку.

-А сейчас, наберите полную ложку соли и размешайте ее в стакане с водой.

-Теперь свое яйцо снова опустите в стакан. Что произошло? (яйцо не тонет)

 Вывод: в соленой воде утонуть очень сложно.  Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее утонуть. В нашем крае есть такие соленые озера, (показ иллюстраций). Это озеро Тус. А самое соленое в мире Красное море.

-Наши исследования в научной лаборатории Мудрой тетушки Совы на сегодня закончились. Я думаю теперь Иванушка справиться со всеми заданиями Кощея и спасет Василису. Давайте я вас всех сфотографирую и позже отправлю Иванушке по электронной почте ваше фото, чтобы он смог увидеть ребят, которые ему помогли. ( делаем совместное фото)

-А на память о сегодняшней встрече, хочу подарить вам эти замечательные магниты, для ваших дальнейших экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

Конспект воспитательно-образовательной работы с воспитанниками старшей группы по тематической неделе «Наша армия родная»

«Речевое развитие» Развивать речь, как средство общения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умение связно, последовательно высказывать свою мысль. Ввести в активный словарь детей слова: ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика) Тема: «Путешествие с Красной шапочкой»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие» Математика). Тема: «Путешествие с Кр...

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...