ДОКЛАД "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста"
материал по окружающему миру на тему
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Хроменкова А.А, воспитатель
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам. В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Например, платье – это одежда. Автобус – это транспорт. Ребенок вынужден только запоминать, а не понимать, что классификация может быть и по другим основаниям. Яркий пример – это всем известная игра «Четвёртый лишний», в которой в традиционной дидактике основным признаком служит принадлежность к видовой группе (все объекты – фрукты, один – овощ). Однако, из этих, лишним может быть объект и по другому признаку (огурец, яблоко и груша зелёного цвета, а банан – желтый и т.д.) Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.
Появляется противоречие
- ребенок должен знать, к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения труден процесс познания мира,
- и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от накопления новой информации человечеством.
Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира, в ОТСМ – ТРИЗ - педагогике - сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.
Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне. Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:
- Организовать, пополнять и постоянно обновлять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми.
- Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного на картинке. Например, стул – рукотворный мир. Человек его делает руками, для того что бы сидеть на нём. Стул это мебель. Ворона – это природный мир. Она сама растёт, кушает, летает. Ворона – птица.
- Предложить детям игру «Мир вокруг нас» - круг произвольного размера, разделённый пополам. С одной стороны объекты природного мира, а с другой рукотворного мира. Данная модель заполняется по мере ознакомления детей с классификационными группами вместе с ними.
Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска - игра "Да - Нет". На основе нее разработаны тренинги в разных предметных областях.
Главная задача игры «Да-Нет»: поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.
При проведении игры «Да – Нет» с детьми есть определенные правила:
- Загаданный объект должен быть из материального мира.
- Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
- Дети должны задавать вопросы по известным им признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
- Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
- Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет» (ответы такого рода фактически указывают на подвижность признака или его значения у загаданного объекта). "Это не существенно". (Такой вариант ответа указывает на бесполезность продолжения решения задачи в данном направлении). "Об этом нет информации" (Информация по данному вопросу неизвестна ведущему, либо он хочет усложнить задачу).
Результатами игры являются:
- Найден объект за наименьшее количество вопросов;
- Проведен анализ хода игры;
- Найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.
Таблица классификации объектов окружающего мира
Объект | ||
Рукотворный мир | Природный мир | |
Принадлежность к классификационной группе | Живая природа | Неживая природа |
Функция объекта, его дело | Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). | Вещество |
Материал | Твердое | |
Форма | Жидкое | |
Цвет | Газообразное | |
Размер (по отношению к чему-либо) | Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. | |
Наличие частей | ||
Местонахождения | Грибы (ядовитые и съедобные) | |
Время создания | Растительный мир (культурные и дикорастущие) | |
Количество и др. | Микробы | |
Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. |
К представителям живой природы относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде; болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать и др.
Все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов. В процессе выполнения заданий взрослый уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель, листья, цветы и плоды). Растения имеют признаки
- яруса: 1 ярус – травы, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – деревья
- место произрастания: подводные – наземные; северные – южные
- дикорастущие – культурные.
Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объекты, у которых есть живот:
- звери (домашние и дикие)
- птицы (летающие и нелетающие, домашние и дикие)
- рыбы (морские и речные)
- черви
- насекомые (животные на 6 ножках)
- пауки (животные на 8 ножках)
- ракообразные (раки, крабы, креветки)
- земноводные (лягушки, жабы)
- пресмыкающиеся (черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы)
- моллюски (речные – морские)
- человек (у него есть возраст, пол, профессия, социальное положение и т.д.)
Царство грибов имеет признаки растений и животных:
- ядовитые – съедобные
- окультуренные – дикие
- место произрастания (подземные – наземные – древесные) и др.
К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.
В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества:
- твердое вещество изображается схемой «Человечки с сомкнутыми руками», таким образом, моделируется камень, лед и др.;
- жидкое вещество изображается схемой «Человечки с опущенными руками», таким образом, моделируется вода, сок и др.;
- газообразное вещество изображается схемой «Бегущие человечки», которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.
Все объекты рукотворного мира созданы человеком (изобретателем) с какой – либо целью (функция объекта):
- транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздуху и др.);
- посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;
- одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;
- печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации.
По мере формирования классификационных навыков игра «Мир вокруг нас» проводится без наглядности. Ведущий называет объект, а ребёнок определяет к какой классификационной группе он относится.
- Далее вводится игра «Да – нет – ка» на загаданный объект или неизвестное слово, которое проводится без наглядности, либо с использованием наглядной модели «Модель мира».
- оплот – забор,
- кулан – осёл,
- хрустан – птичка, мелкий кулик.
Использованная литература:
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников
классификационных навыков, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста".
Технологическая картанепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы»...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Мастер-класс "РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам. ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста"
Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста...
Доклад по дошкольному воспитанию на тему "Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности".
Графический язык - это важное средство коммуникации: прежде чем усвоить символ, человек разными способами развивал эту способность, начиная с раннего детства и заканчивая школьным периодом. Несформиро...
Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста
В презентации содержится материал, направленный на формирование у педагогов необходимых знаний об особенностях методики развития у детей дошкольного возраста классификационных умений. А также дидактич...
Консультация для родителей на тему: «Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста»
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам....
Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.
Операции, связанные с классификацией объектов окружающего мира, базируются на единстве мыслительных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. От уровня их развития зависят классификационные на...