Консультация для родителей на тему: «Развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_2.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для
родителей
на тему:
«Развитие классификационных умений
у детей дошкольного возраста»
Классификация - это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам. В традиционной дидактике обучение детей классификационным навыкам, как правило, сводится к сообщению знаний о принадлежности конкретного объекта к какой-либо конкретной классификационной группе. Например, платье – это одежда. Автобус – это транспорт. Ребенок вынужден только запоминать, а не понимать, что классификация может быть и по другим основаниям. Яркий пример – это всем известная игра «Четвёртый лишний», в которой в традиционной дидактике основным признаком служит принадлежность к видовой группе (все объекты – фрукты, один – овощ). Однако, из этих, лишним может быть объект и по другому признаку (огурец, яблоко и груша зелёного цвета, а банан – желтый и т.д.) Развитие науки и появление новых объектов, созданных человечеством, ведут к тому, что не все укладывается в традиционные классификационные структуры, поэтому ребенку трудно самому структурировать окружающий мир.
Появляется противоречие
- ребенок должен знать, к какому классу принадлежит тот или иной объект, так как без этого умения труден процесс познания мира,
- и не должен знать традиционные классификационные структуры, потому что объекты стремительно меняют свои свойства в зависимости от накопления новой информации человечеством.
Основная цель обучения детей классификации объектов окружающего мира, в ОТСМ – ТРИЗ - педагогике - сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.
Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие – либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне. Мыслительный процесс дихотомического плана предполагает отсечение как можно большего количества неактуальной в данный момент информации.
Для реализации поставленных задач необходимы следующие условия:
- Организовать, пополнять и постоянно обновлять картотеку предметных картинок для самостоятельного рассматривания детьми.
- Обсуждать с детьми классификационную принадлежность объекта, изображенного на картинке. Например, стул – рукотворный мир. Человек его делает руками, для того что бы сидеть на нём. Стул это мебель. Ворона – это природный мир. Она сама растёт, кушает, летает. Ворона – птица.
- Предложить детям игру «Мир вокруг нас» - круг произвольного размера, разделённый пополам. С одной стороны объекты природного мира, а с другой рукотворного мира. Данная модель заполняется по мере ознакомления детей с классификационными группами вместе с ними.
Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска -
игра "Да - Нет". На основе нее разработаны тренинги в разных предметных областях.
Главная задача игры «Да-Нет»: поиск объектов по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд. В этой группе тренингов для поиска загаданного объекта необходимы классификационные умения.
При проведении игры «Да – Нет» с детьми есть определенные правила:
- Загаданный объект должен быть из материального мира.
- Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
- Дети должны задавать вопросы по известным им признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
- Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
- Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет» (ответы такого рода фактически указывают на подвижность признака или его значения у загаданного объекта). "Это не существенно". (Такой вариант ответа указывает на бесполезность продолжения решения задачи в данном направлении). "Об этом нет информации" (Информация по данному вопросу неизвестна ведущему, либо он хочет усложнить задачу).
Результатами игры являются:
- Найден объект за наименьшее количество вопросов;
- Проведен анализ хода игры;
- Найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.
Таблица классификации объектов окружающего мира
Объект | ||
Рукотворный мир | Природный мир | |
Принадлежность к классификационной группе | Живая природа | Неживая природа |
Функция объекта, его дело | Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). | Вещество |
Материал | Твердое | |
Форма | Жидкое | |
Цвет | Газообразное | |
Размер (по отношению к чему-либо) | Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. | |
Наличие частей | ||
Местонахождения | Грибы (ядовитые и съедобные) | |
Время создания | Растительный мир (культурные и дикорастущие) | |
Количество и др. | Микробы | |
Далее используются вопросы, связанные с выяснением признаков цвета, формы, размера и т. д. |
К представителям живой природы относятся объекты, состоящие из живых клеток, которые умеют дышать, расти, питаться, размножаться, двигаться, отдыхать, нуждаться в тепле, свете, воде; болеть, погибать, восстанавливаться, чувствовать и др.
Все объекты живой природы можно разделить на класс растений, класс животных и отдельно выделить царство грибов. В процессе выполнения заданий взрослый уточняет характеристики растений, находит общее для них (стебель, листья, цветы и плоды). Растения имеют признаки
- яруса: 1 ярус – травы, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – деревья
- место произрастания: подводные – наземные; северные – южные
- дикорастущие – культурные.
Сообщает детям, что класс животных чрезвычайно разнообразен; к нему относятся все природные объекты, у которых есть живот:
- звери (домашние и дикие)
- птицы (летающие и нелетающие, домашние и дикие)
- рыбы (морские и речные)
- черви
- насекомые (животные на 6 ножках)
- пауки (животные на 8 ножках)
- ракообразные (раки, крабы, креветки)
- земноводные (лягушки, жабы)
- пресмыкающиеся (черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы)
- моллюски (речные – морские)
- человек (у него есть возраст, пол, профессия, социальное положение и т.д.)
Царство грибов имеет признаки растений и животных:
- ядовитые – съедобные
- окультуренные – дикие
- место произрастания (подземные – наземные – древесные) и др.
К объектам неживой природы относятся вещества, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии.
В процессе работы с объектами неживой природы возможны обозначения состояния вещества:
- твердое вещество изображается схемой «Человечки с сомкнутыми руками», таким образом, моделируется камень, лед и др.;
- жидкое вещество изображается схемой «Человечки с опущенными руками», таким образом, моделируется вода, сок и др.;
- газообразное вещество изображается схемой «Бегущие человечки», которая дает обобщенное представление обо всех газообразных веществах.
Все объекты рукотворного мира созданы человеком (изобретателем) с какой – либо целью (функция объекта):
- транспорт – для перемещения человека в пространстве (перемещение может быть по воде, по земле, по воздуху и др.);
- посуда – для удержания пищи; она помогает удержать ее не только в момент употребления пищи, но и в момент приготовления;
- одежда создана человеком для сохранения тела от внешних воздействий, она удерживает тепло человека и создает комфортные условия для него;
- печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) создана человеком для сохранения и дальнейшей передачи информации.
По мере формирования классификационных навыков игра «Мир вокруг нас» проводится без наглядности. Ведущий называет объект, а ребёнок определяет к какой классификационной группе он относится.
- Далее вводится игра «Да – нет – ка» на загаданный объект или неизвестное слово, которое проводится без наглядности, либо с использованием наглядной модели «Модель мира».
- оплот – забор,
- кулан – осёл,
- хрустан – птичка, мелкий кулик.
Использованная литература:
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников
классификационных навыков, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»
Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...
План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"
План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...