Доклад по дошкольному воспитанию на тему "Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности".
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Воробьева Юлия Олеговна

Графический язык - это важное средство коммуникации: прежде чем усвоить символ, человек разными способами развивал эту способность, начиная с раннего детства и заканчивая школьным периодом. Несформированность графических навыков вызывает много трудностепй в школе. Привлечь внимание к этой сфере помогает педагогическая культура, опыт, наблюдения, реализация этого опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему : « Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности».

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33»

Воробьева Ю.О.

План:

  1. Тема.
  2. Актуальность вопроса.
  3. Пути решения вопроса.
  4. Практическое решение.
  5. Выводы.
  6. Список использованных источников.

«Формирование графических умений

у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности».

Графическую информацию можно рассматривать как язык, существующей по законам языка и по законам зрительного восприятия. Особой формой графического языка является письмо. В основе формирования навыка письма лежит овладение рядом графических умений, которые начинают развиваться в процессе изобразительной деятельности. Под графическим навыком письма понимается определенное положение и движение пишущей руки, позволяющее изображать письменные знаки и их соединения.

 Актуально, что современные программы уже на первом году обучения детей в школе предусматривают большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детей письменными навыками. Несформированность навыков графической деятельности в дошкольном возрасте вызывает много трудностей ( например: небрежный, неразборчивый почерк, описки, пропуски букв, зеркальное написание букв, быстрой утомляемости руки, сильному или слабому нажиму при письме, негативно-напряженному, тревожному состоянию в школе; проблемам с другими предметами, как математика, чтение и т.д.). Зависит это от развития мелкой моторики, зрительного и пространственного  восприятия, перцептивных действий, координированности движений, эмоционально-волевой сферы, таких психических процессов, как память, внимание, мышление.

На основании полученных результатов учеными( Л.А Венгера, А.Б Запорожца, Ананьева Б.Г.  и т.д.) можно сделать вывод, что возрастное развитие  ребенка само по себе не формирует зрительный анализ на достаточном для усвоения графической деятельности уровне. Это обстоятельство обуславливает целесообразность применения специальных методик обучения графической деятельности.

Формирование графических навыков письма начинается еще в преддошкольном возрасте ( дети рисуют каракули, чертят линии) и в дошкольном возрасте. Проблема обсуждалась и обсуждается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической  литературе. Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности являлась предметом исследований Т. Т. С.Комаровой. Она создала классификацию навыков и умений, составляющих технику рисования

( формообразующих движений, обобщенные способы изображения, сенсорные особенности рисования), разработала методы их формирования и на их основе построила программу овладения «рисовальными движениями».  М.М Безруких на основе анализа различных нарушений письма у младших школьников и причин их возникновения, разработала программу подготовки к письму детей дошкольного возраста. В ней уделяется внимание  развитию зрительного восприятия. А. О. Глебова разработала программу для детей старшего дошкольного возраста для развития  графических навыков. И многие другие ученые создали программы, как практическое решение данного вопроса.

 В нашем саду реализуется «Программа от рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. Используются и другие вариативные компоненты программ. Развитие графической деятельности детей присутствует в следующих разделах:

. художественно-эстетическое развитие

.  физическое развитие

. познавательное развитие

. речевое развитие

.социально-коммуникативное развитие

В своей работе я также использую различные виды деятельности для получения результата.

Практические действия:

Цель:

Развитие графических умений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие зрительной и пространственной ориентировки (анализ изображения объекта, структуры рисунка, анализ расположения фигур в пространстве( над, под, слева, справа), преобразование фигуры путем перестановки ее элементов).
  2. Развитие графической деятельности:

- графомоторные навыки

- копирование ( клетки, точки, без основы)

- развитие творческой изобразительной деятельности

3. Создание благоприятной психологической среды в общении детей со сверстниками и взрослыми.

Формы работы:

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми
  2. Индивидуальная работа с детьми
  3. Свободная деятельность детей

Практическая часть:

Это занятия художественным творчеством -  рисование, лепка, конструирование, аппликация, которые развивают руку, пальцы, глаза ребенка. Эти интересные занятия подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма. Развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Физические упражнения, подвижные игры снимают мышечное, общее психическое напряжение, скованность. Графические игры и задания: «Штрихи в рисунке», «Нарисуй по клеточкам», «Обведи по  точкам», «Тропинка», «Бабушкин клубочек», «Дорисуй вторую половинку» и т.д. Пальчиковые игры, рукоделие, оригами. Задания для развития памяти, внимания, воображения и связной речи и т.д. Провожу диагностику ( мониторинг) для выявления особенностей развития в этой сфере. Консультирую  родителей на эту тему.

Анализируя выше сказанное я пришла к выводу:

Воспитание и обучение с использованием развивающих методик и программ достаточно эффективно обеспечивает формирование графических умений у детей дошкольного возраста.

Список источников информации:

1.Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего возраста./ Мозырь: ООО ИД « Белый Ветер», 2005. – 24стр.

2.Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к письму. Методическое пособие./ Детство-Пресс, 1999.-94стр.

3.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе. /М.: Рольф, 1999. -208стр.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду./ Мозаика – Синтез, 2014. 128с.

5. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой. Старшая группа./ Учитель,2012.-364 стр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педсовета на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в ...

Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста по теме "Школьная готовность"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть  готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Система работы по формированию графических навыков детей дошкольного возраста"

Наиболее, важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму....

Рабочая тетрадь для развития графических навыков детей дошкольного возраста

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка. У дош...

Развитие графических умений детей дошкольного возраста.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений....