Организация прогулки с детьми подготовительной группы в летний период.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
для каждой прогулки сформулированы задачи и предложен набор средст по развитию познавательных, речевых и практических умений дошкольников в процессе ознакомления с природными явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_v_iyule.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
прогулка №1
наблюдение за небом.
Цели: обратить внимание детей на красоту летнего неба-на его голубизну, чистоту, на облака; объяснить детям, что небо-это воздух, который окружает нашу землю; им дышат люди, животные, растения.
Пословицы и поговорки: «Июль- макушка лета, декабрь-шапка зимы»; «Июль-краса лета, середка цвета».
Стихотворения:
Июль
Жаркий звонкий, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его-вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
Дидактическая игра «Что это такое?».
Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
Прогулка №2
Наблюдение за солнцем
Цели: дать представления о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир; формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что с каждым днем становится жарче. Наступил самый жаркий месяц. Сравнивает вместе с детьми, когда бывает особенно жарко – утром, днем или вечером. Обращает внимание, что солнце особенно сильно припекает днем. В это время затихают птицы. Им тоже жарко, и они стремятся спрятаться в листве деревьев.
Воспитатель вместе с детьми прослеживает путь солнца по небу до того места, куда оно прячется.
Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Лето в холодке сидит, зимой заплачится».
Стихотворения:
Солнышко
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес, и такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г.Бойко
Загадки:
Колобок, Колобок, золотистый бок,
За елки нырнул, там крепко заснул.
А к утру проснулся – на весь мир улыбнулся! ( солнышко )
Дидактическая игра «Природа и человек».
Русская народная игра «Большой мяч».
Прогулка №3
Наблюдение и рассматривание одуванчика
Цели: закреплять знания о строении одуванчика; воспитывать бережное отношение к этому растению; развивать речь ребенка, наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги; уточнить представления о последовательности роста и развития растений.
На открытом солнечном пространстве найти одуванчики. На полянке можно встретить все стадии роста и развития растения. На что похожи желто-оранживые головки одуванчика? (на солнце). Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Взойдет солнышко на востоке – одуванчики на восток смотрят, поднимается в зенит – одуванчики поднимают голову кверху, приближается к закату – одуванчики « не спускают с него глаз».
Утром на солнечной полянке без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня желтые огоньки уже гаснут.
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.
Пословицы и поговорки: «От доброго корня и поросль добрая»; «Не беречь поросли, не видеть и дерева».
Стихотворения:
Одуванчик
Золотое солнышко
Прямо у дорожки.
Листья – треугольнички
На зеленой ножке.
Озорной, веселый мальчик –
Это рыжий одуванчик.
И.Полянский
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра: « С кочки на кочку».
Прогулка №4
Наблюдение за мухами
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания и размножения).
Рассмотреть с детьми муху. У нее огромные глаза, почти на всю голову. Ими муха великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у нее короткие, пушистые. Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха легко втягивает пищу. Если еда оказывается очень твердой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает ее. Муха очень подвижна, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.
Мухи – очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на свои лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи являются источником многих тяжелых инфекционных болезней. Поэтому в доме всегда должна быть чистота.
Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и туту же в воздухе съедают их. Любят мух и лягушки, жабы и ящерицы.
Приметы: комаров много – дождь будет завтра; рано просыпаются мухи – к хорошей погоде; комары летают роем – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука», «Где муха не летала, а к пауку попала».
Стихотворения:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки.
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадки:
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить вашу кровь. ( Комар )
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижная игра «Пятнашки».
Прогулка №5
Рассматривание листьев на деревьях
Цель: обратить внимание на деревья, вспомнить их строение. Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Рассмотреть с детьми лист катальпы. Лист очень большой, и на нем очень хорошо видны прожилки, по которым по листу проходят питательные вещаства и вода. Лист прикреплен к ветке черенком, который мягкий, гибкий, что при ветре не дает листу отрываться от дерева.
Приметы: летом на деревьях появляются желтые листья – осень будет ранней; листья желтые на деревьях рано появились – быть ранней осени.
Поговорки и пословицы: «Сломать дерево – секунда, вырастить - года»; «Не бывать ветке толще ствола».
Загадки:
уселись на ветках весной пичужки
и что – то лопочут при встречи друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь – исчезла вся стая. ( Листья)
Дидактическая игра: «Найди листок, как на дереве».
Подвижная игра «Совушка».
Прогулка №5
Рассматривание многообразия листьев на деревьях.
Цель: продолжить наблюдение за многообразием листьев, сравнивать листовую пластилину подорожника и клена.
Можно заметить, что листья отличаются не только по размерам, но и по краям листовой пластинки. У подорожника они гладкие, тогда как у крапивы, тополя, клена они зубчатые. Еще листья бывают простые и сложные, когда на одном черенке расположено несколько листочков.
Стихотворения:
Июль
В этом месяце, что ни год,
Над землей жара плывет.
И не зря в кусты забился
Первый заячий приплод.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают. ( листья )
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. ( лист )
Дидактическая игра «Найди себе пару»
Русская народная игра «Волк».
Прогулка №6
Наблюдение за бабочкой – беляночкой
Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, питания, размножения); воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать убеждение у детей, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять , беречь.
На огороде понаблюдать за полетом бабочек над посадками. Очень распространены бабочки – белянки. У них белые крылья с пятнами разных окрасок. Самая крупная из них – капустная белянка. Кончики ее передних крыльев черные, а нижние крылья желтоватые. Белянок часто можно видеть летающими над овощными растениями – капустой, репой, редиской. Что же они ищут? Ведь цветов там нет.
Покажите детям нижнею часть листа капусты после того, как здесь летала бабочка. Дети на листе увидят яйца, которые она отложила. На других листах из яиц, отложенных несколько дней назад, уже вывелись гусеницы.
Приметы: вода чиста как никогда – к дождю.
Стихотворения:
Бабочка
Тонкие нежные крылья
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь , несомненно,
Кому посвящается наш рассказ.
Загадки:
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья. ( бабочки )
Дидактическая игра: «Кто знает, пусть продолжит».
Подвижная игра «Стоп!».
Прогулка №7
Наблюдение за полетом птиц
Цель: расширять представления о жизни птиц, об их повадках, учить распознавать птиц по полету.
Обратить внимание детей на птиц, вспомнить, какие птиц мы встречаем в нашем городе, каких птиц видели на дачах, в лесу. Чем птицы отличаются от других живых существ? Как по характеру полета можно определить птицу?
Опыт: воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист – медленно планируя?
Вывод: гладкий лист – легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного летать.
Воспитатель раздает перышки для наблюдения за свободным парением.
Дидактическая игра: «Что это за птица?».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Прогулка №8
Рассматривание подорожника
Цель: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растительному миру.
Дети сами ищут подорожник по широким, округлым листьям на длинных черешках с цветочной стрелой и колосковым соцветием. А еще есть прикорневые листья в виде розетки. Напомнить детям, почему его называют «подорожник» - растет по дороге, т.е. вдоль дороги. Подорожник очень целебен. При порезах, царапинах или ожогах его надо прикладывать к ране. Осенью из тугих колосков подорожника выпадают клейкие семена, которые с кусочками земли пристают к ногам человека, к копытам животных и таким образом разносятся.
Приметы: пала роса с вечера – к ясному дню.
Поговорки и пословицы: «От доброго корня и поросль добрая».
Стихотворения:
Лето
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если очень рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е.Трутнева
Загадки:
Каждый лист любит тропки у обочины дорог.
Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (подорожник)
Дидактическая игра: «Третий лишний» (растения)
Подвижная игра «Казаки - разбойники»
Прогулка №9
Наблюдение за росой
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать умение устанавливать причину – следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями.
Утром на траве, листьях деревьев можно увидеть капельки воды – роса. При охлаждении ночью влага из воздуха конденсируется на поверхности почвы, растений и образуеются капельки росы. Особенно обильные росы выпадают в конце июля – августа, когда ночью становится гораздо прохладнее, чем днем.
Опыт «Испарение воды».
В блюдце налить немного воды и поставить его на солнце. Перед уходом в группу посмотреть количество воды. Вода на солнце испарилась, так же как капли росы испарились с растений.
Приметы: если летом ночью не было росы, днем будет дождь; пала роса с вечера – к ясному дню.
Поговорки и пословицы: «Июль – сладкоежка: щедр на душистые ягоды»; «Июль косит и жнет, долго спать не дает».
Стихотворение Е.Трутневой «Лето».
Загадки:
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (роса).
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Подвижная игра: «Кто сделает меньше шагов».
Прогулка №10
Наблюдение за полетом насекомых
Цель: углубить и обобщить представления о насекомых и способах их передвижения.
Воспитатель обращает внимание детей на насекомых. Предлагает понаблюдать за ними. Они могут ползать, бегать, прыгать, летать. Ползают все насекомые. Очень своеобразно передвигается гусеница. Они упирается в грунт передними ножками, выгибает дугой спину и подтягивает заднюю часть тела к передней. Затем, отталкиваясь задними ножками, вытягивает тело вперед и таким образом «шагает». Хороших «бегунов» среди насекомых немного. Самые быстрые среди насекомых, пожалуй, муравьи. Среди насекомых есть отличные «прыгуны». Кузнечики отталкиваясь сильными задними ногами, совершают прыжки длиной более десяти метров. Количество крыльев у насекомых различное: у бабочек, перепончатокрылых, жуков – четыре крыла, у мух, комаров – два.
Самые искусные «пилоты» среди насекомых – стрекозы, они могут долго парить на одном месте, мгновенно поворачиваться и почти вертикально взмывать вверх. При использовании фигур «высшего пилотажа» у стрекоз передние и задние пары крыльев работают независимо одна от другой. Комары делают до 500 взмахов в секунду. Тонкий надоедливый звук, который издает комар, это не писк, как многие думают, а шум его крыльев.
Приметы: если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясная погода; рано просыпаются мухи – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Пчела мама, а и та работает».
Стихотворение В.Егорова «Гусеница».
Загадки:
Не зверь, не птица, а нос как спица,
Летит – кричит, а сядет – молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (комар)
Дидактическая игра: «Летает – не летает».
Подвижная игра «Перенеси предметы».
Прогулка №11
Наблюдение за жуком – долгоносиком.
Цель: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, место обитания, способы передвижения, питания, размножения).
В уголке леса найти жука – долгоносика. Это мелкие жучки, голова у них вытянута в головотрубку и напоминает миниатюрный хоботок..
Рассматривая жуков, отметить характерное строение их тела: на крыльях твердые выросты – надкрылья, которые закрывают перепончатые крылья, у них есть усики, шесть ног. Пусть дети понаблюдают, как питаются жуки: они уничтожают остатки растений, насекомых.
Насыпать на лист бумаги песок и пустить жука и муравья. Рассмотреть следы на песке, сравнить между собой. Потом обязательно положить насекомых на место, откуда их взяли.
Загадки:
Два рога, а не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет. ( жук )
Дидактическая игра: «Что я видел в лесу».
Подвижная игра «Жмурки».
Прогулка №12
Наблюдение за муравьями
Воспитатель подходит к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи, рассматривает с детьми насекомых.
Муравьи очень чистоплотны. Они усердно наводят чистоту внутри гнезда и вокруг муравейника. Кроме того, они часто прочесывают и прочищают щетками ножек дыхальца, особенно после путешествия за пределы муравейника. Больше всего муравьи заботятся о своих усиков, которые являются органами обаяния и осязания. На голени передних ног муравьев есть специальные гребни, между щетинками которых они проталкивают свои усики. После сухой чистки муравьи проводят еще и влажную; своим языком они вылизывают, скребут и моют поверхность тела, очищают себя от приставших частиц пыли и грязи.
Опыт.
На пути следования цепочки муравьев положить маленькое препятствие – щепочку или веточку. Муравьи с упорством будут переползать ее или огибать и возвращаться на свою тропинку.
Приметы: когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Стихотворение «Муравейник».
Загадки:
Народ рабочий целый день хлопочет. ( Муравьи )
Дидактическая игра «Что кому нравится?»
Подвижная игра «Удочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулки детей младшего дошкольного возраста в летний период.
Презентация с описанием структуры прогулки и пречнем выносного материала....
Однодневные проекты с детьми средней группы в летний период
Чем занять детей в летний период? Этот вопрос задают многие воспитатели. Предлагаю Вашему вниманию презентацию, в которой предложены лишь некоторые варианты однодневных проектов в летний оздоров...
План мероприятий с детьми средней группы на летний период 2016года
Данный план подготовила для работы в летний период времени. В план включены праздники-развлечения, викторины различного характера, опыты, спортивные эстафеты и многое другое....
Организация театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы в летний период
Сообщение из опыта работы...
Перспективный план совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы на летний период
Перспективный плансовместной деятельности воспитателяс детьми младшей группына летний период...
Организация экспериментальной деятельности в старшей группе в летний период на участке
Экспериментирование в летний период на участке...
Организация досуговой деятельности детей разновозрастной группы в летний период.
Организация досуговой деятельности детей разновозрастной группы в летний период. Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период мног...