Методическая разработка на тему: Интегрированное занятие «Праздник птиц»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Интегрированное занятие "Праздник птиц" разработано с учетом задач "Примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой (раздел "Ознакомление с миром природы", "Развитие речи"). На занятии дети учатся различать и называть виды птиц; выделять их характерные особенности; у детей формируются первые связные представления о весне. В конспект включены двигательно-речевые игры, упражнения, сюрпризные и игровые моменты, художественное слово. Занятие повышает у детей познавательную активность, зрительную память и воображение. Занятие по познавательной деятельности проведено в нетрадиционной форме с использованием ИКТ, что является инновационной работой в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.razrabotka_integrirovannoe_zanyatie.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Интегрированное занятие «Праздник птиц»
Цель занятия:
- Продолжать закреплять знания детей о природе.
- Обобщить знания детей о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.
- Воспитывать чувство любви к родной природе; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
- Развивать речь детей, интерес к фольклору (закличкам), обогащать словарь; учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Материал к занятию: видеоролик "В мире птиц", аудиозапись «Голоса природы», маски с изображением птиц для подвижной игры, оборудование для аппликации, иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц.
Ход:
Воспитатель: светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? …(весна)
После холодной зимы пришла к нам весна. А теперь, ребята, представьте, что мы с вами попали в весенний лес. Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Давайте послушаем звуки и голоса весеннего леса, и посмотрим фильм о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», просматривают видеоролик "В мире птиц" потом рассказывают, что они услышали, и увидели.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите – кто там появился на лесной полянке. Это Мудрая Сова, которая живет в лесу (иллюстрация). Ответьте на вопросы совы, а потом мы с ней поиграем.
- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- что в небе легкое, белое, пушистое? (облако)
- весной бегут, журчат, поют? ( ручьи)
- с крыши свисают, капают, тают? (сосульки)
- весной он тает, оседает, плачет? (снеговик)
- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- весной она капает, звенит, поет? (капель)
- что весной греет, светит, припекает? ( солнышко)
Подвижная игра «Совушка»
Воспитатель: действительно, весной солнышко уже не только светит, но и греет. А вы рады весеннему солнышку?
Солнышко, ребята, давайте позовем,
Пусть согреет нас оно своим теплом.
Разучиваем закличку «Солнышко».
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Там детки сидят, на тебя глядят.
Им в поле бежать, им весну встречать.
Воспитатель: вот и выглянуло наше солнышко. Стало теплее, стало светлее и веселее.
А вы знаете, что когда вода разольется, когда лес зазеленится, когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Посмотрите, а кто это прилетел? (иллюстрация с изображение грача)
Вот я – грач,
Проворный, черный,
Кричу: «Крак! Крак!»
Всем червякам враг!
Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю
Вы знаете есть даже такая примета: «Если грач на горе, то весна на дворе», а еще говорят: «Увидел грача – весну встречай».
Грач – «вестник весны», эти птицы первыми прилетают к нам весной. Прилет грачей начинается в конце марта.
Голос грача напоминает вороний, но более высокий. Гнездо строят и самка и самец. В основание закладывают толстые ветки, затем землю, по краям выкладывают тонкие веточки. Выстилают гнездо сухими стеблями, соломой, ватой, бумагой, тряпками. Одно и то же гнездо используется много лет, каждую весну птицы его ремонтируют и достраивают так, что старые гнезда выглядят как многоярусная постройка. Самка в середине апреля откладывает 3-6 яиц, высиживает около 3-х недель, самец ее кормит. Птенцы появляются в начале мая, в середине июня вылетают из гнезда и около 3-х недель подкармливаются родителями.
Питаются крупными насекомыми, мышевидными грызунами, пищевыми отбросами, из растительной пищи – семена различных растений, овощи, плоды и ягоды.
Проводится игра «Грачи летят».
Воспитатель: я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: лететь нужно только с теми, кто на самом деле летать может. Кто ошибется, тот выбывает их игры.
Грачи летят, на всю Русь трубят:
«Чу-чу-чу- мы несем весну!»
«Гу-гу-гу – не догнать никому!»
«Летят, летят!» - отвечают дети и машут руками.
Пчелы летят, гудят, бурчат:
«Жу-жу-жу – медову несем сыту»
«Летят, летят!» - отвечают дети и машут руками.
Поросята летят, полосаты визжат:
«Хрю-хрю-хрю – надоело нам в хлеву!
Синицы летят, на всю Русь кричат:
«Дзю-дзю-дзю – не поймать никому!»
«Летят, летят!» - отвечают дети и машут руками.
Комары летят, кричат, пищат:
«Ду-ду-ду – не уйти никому!»
«Летят, летят!» - отвечают дети и машут руками.
Медведи летят, толстопяты рычат:
«Ру-ру-ру – надоело нам в лесу!»
Выставляется следующая иллюстрация с изображением ласточки.
Воспитатель: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей:
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Ласточка – одна из самых симпатичных перелетных птиц.У нее длинный раздвоенный хвост с глубоким вырезом, тонкие крылья. В воздухе она совершает головокружительные акробатические трюки. У нее яркое оперение – на спине блестящие перья, а брюшко - белое.
Ласточка питается летающими насекомыми: мухи, комары и бабочки. Во время холодной или дождливой погоды деревенские ласточки находят мало корма, поэтому, чтобы насытиться, и требуется больше времени. Известно явление, когда при плохой погоде ласточки летают низко над водой – это вызвано тем, что они в это время ловят насекомых, которые живут у поверхности воды.
В случае недостатка корма ласточка может съесть гусениц и пауков. Кормящая птенцов ласточка в гнездо приносит множество насекомых.
Из Африки в апреле к вам лечу,
Под крышами из глины домик мастерю.
Лечу как самолетик – изящна и легка.
С выемкою хвостик, собой не велика.
А вы знаете, что весну на своих крыльях несут не все птички, а только перелетные.
Вот мы сейчас проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц.
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Дети надевают маски птиц: перелетных и зимующих. В группе прикреплены на расстоянии изображения солнышка и снежинки. Птицы бегают врассыпную под музыку со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички – невелички.
После этих слов музыка заканчивается и «перелетные птицы» должны собраться у солнышка, а «зимующие» - у снежинки.
Воспитатель: (иллюстрацияя с изображением скворца) А это кто?
(читает стихотворение)
А у нас в саду жилец –
Бойкий маленький скворец.
Тихий сад повеселел
Оттого что он запел.
С солнцем скворушка встает,
Ест жуков, росинки пьет.
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день.
С юга скворушки летят,
В новом доме жить хотят.
Все ли здесь для нас готово?
Где бы нам сейчас присесть?
Где попить и где поесть?
Воспитатель: ребята, а как называется домик скворца?
Издавна скворцы считались символом наступления весны и талисманом садоводов, урожай которых скворцы защищали от нашествия насекомых. Недаром название самого распространенного рукотворного домика для птиц – скворечник. Рядом с жильем человека скворцы предпочитают устраивать гнезда именно в них, а если искусственных квартир не хватает, то поселяются в дуплах деревьев. Первыми с зимовок появляются самцы скворцов. Выбрав подходящие скворечники, они целыми днями вдохновенно поют возле них. Вскоре к самцам присоединяются самки, и образовавшиеся пары начинают обустраивать гнезда. С появлением птенцов родители все светлое время собирают корм. Скворцы ловят жуков, клопов, мух, пауков, дождевых червей.
Давайте поможем скворцам и сделаем для них скворечники.
Коллективная аппликация «Скворечники» их спичечных коробков.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте
Мы поставим новый дом,
С круглой дверцей и крыльцом.
Воспитатель: а еще весной к нам прилетают жаворонки (иллюстрация).
Даже в далекие времена отмечали такой праздник «Сороки» или по – другому «Птичий праздник». В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) – жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям «птиц» давали, приговаривали: «Жаворонки, прилетите – весну принесите». (Раздает птичек – оригами детям). Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить:
Что птиц, ребята, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать.
Воспитатель: А, теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки. Ну, вот мы снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? Молодцы, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сценария к празднику в младших группах «Мы мамин праздник отмечаем!»
В сценарии праздника для младшего возраста "Мы мамин праздник отмечаем!" раскрыты две темы: тема Весны и День 8 Марта.Действующие лица:Весна - воспитатель;Ручеек - ребенок;Солнышко - ребенок;Лис...
Методическая разработка физкультурно-математического праздника на тему «По следам Деда Мороза» (старшая группа)
Сценарий физкультурно-математического праздника....
Методическая разработка. Конспект сценария праздника в старшей группе на тему: «Осенние приключения»
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....
Методическая разработка. Гравюра "Перо Жар - птицы"
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...
Методическая разработка. Педагогический проект "Почему птицы зимой не улетают в тёплые края"
Целью проекта является обогащение и углубление представлений у детей старшего возраста о зимующих (осёдлых) птицах и бережном отношении к ним....
Методическая разработка Тема: «Поможем птицам в зимнюю стужу».
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц....
Наименование материала: Методическая разработка. Тема: Сценарий казачьего праздника "Покрова Пресвятой Богородицы"
Сценарий данного мероприятия разработан в рамках тематического направления воспитательной деятельности "Патриотическое воспитание дошкольников". Изучение истории родной земли, истории нашего...