Народные промыслы
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект «Народные промыслы России»
(старшая группа)
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 01.04.16 по 29.04.2016 года
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.docx | 499.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы России»
(старшая группа)
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 01.04.16 по 29.04.2016 года
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Народные промыслы России»:
Виды совместной деятельности | Наименование мероприятий |
Непосредственно образовательная деятельность Формирование целостной картины мира | Тема: «Народные промыслы» Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве. |
Конструирование / Ручной труд | Конструирование: Тема: «Русская народная изба» Цель: Продолжить знакомить с народными промыслами России. Тема: «Доски не простые – весёлые расписные» Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре. |
Чтение художественной литературы: | Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. |
Рисование: | Тема: «Золотая хохлома» Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы": назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. |
Лепка / Аппликация: | Тема: «Козлики», «Дымковская игрушка-петушок» (из пластилина) Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. |
Развитие речи: | Ознакомление с предложением Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно читать его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. |
«Социально – коммуникативное развитие» | Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» , «Дверная скважина», «Укрась слово» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун» Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес? » |
«Речевое развитие» | Обучение рассказыванию «Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Богат Ермошка» Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) . Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома» |
«Физическое развитие» | Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 10 Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн. » «Забавные художники» (38) Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель» П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа» А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка» Д- «Прогулка в лес» (Картотека) Народная игра «Ручеёк». Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; |
Художественно – эстетическое развитие» | Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы». Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»; «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой Роспись дымковские барышни «Роспись досок. Городецкая роспись». Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка” |
«Познавательное развитие» | Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки) Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов) Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью |
Взаимодействие с родителями и социумом | Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье» Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари. |
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012
«Народные промыслы»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Ход:
Дымковская игрушка-русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
Жостовская роспись- народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.
Если в гжели вы бывали
То посуду вы видали
Что за синие просторы
И картины, и узоры.
Гжель- старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее- Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью.
Городецкая роспись-русский народный промысел зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, символизирующий богатство и образ птицы- символом счастья.
Хохлома-старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома- это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы и листья украшают эти изделия.
Конструирование «Русская изба»
Задачи: углубить представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; научить делать избу из бревен (бумажных рулончиков) ; закрепить умение вырезать из бумаги, сложенной гармошкой; развивать координацию движений руки; воспитывать любовь и интерес к старине; познакомить детей с такими понятиями, как «подзор», «наличники».
Мотивационно - побудительный Воспитатель с детьми вспоминают, в каких сказках они встречались с деревянными русскими избами.
- Наши предки жили в рубленых избах - удивительных сооружениях искусных зодчих. Дети садятся за столы
Организационно-поисковый Русская изба-замечательный памятник русской архитектуры. Строили избы большие, добротные, крепкие. Иногда в один этаж, чаще - в два, с просторным крыльцом. Стояла такая изба «лицом» к проезжей дороге, реке или озеру. Украшали избу затейливые узоры полотенец (вертикальная доска над коньком - верхним стыком двух скатов, подзоров (резная доска под скатами кровель на фронтальных поясах). Главным декоративным убранством были наличники (декоративное обрамление оконных проемов) и ставни.
Воспитатель с детьми рассматривают фотографии, иллюстрации, репродукции, на которых изображены русские избы, обращая внимание на их характерные особенности.
Предложить детям «срубить» бревенчатую избу с резными украшениями. Бревна сделать, скатав бумагу рулончиками и приклеив их. Там, где будут окна и двери, приклеивать рулончики меньших размеров. Слушают воспитателя, рассматривают иллюстрацию избы
Делают избу сворачивая бумагу
Рефлексивно – корригирующий Рассмотреть все работы. Отметить самые аккуратно выполненные работы.
Ручной труд
Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»
1. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Познакомить с разными способами составления цветочных композиций, используя пазлы. Способствовать развитию художественного вкуса, восприятию цвета.
Ход:
(Звучит русская народная мелодия)
В группу входит воспитатель с расписными досками на подносе:
- Красивые доски? Посмотрите, как на них по-разному расположены узоры. Здесь – из угла вверх веточка и вниз, а здесь украшен центр доски и верх и низ. Везде есть украшения. А вот здесь у меня еще для вас сюрприз – отдельные части узора – пазлы. Они помогут нам составить красивый узор.
- А вы знаете, какие элементы используют мастера Городецкой росписи? (Дети находят их среди пазлов и называют -листочки, розаны, бутоны).
- А вот вам и доски. Я их уже подготовил: бумагой наждачной почистил и крахмальным клеем пропитал. Хотите украсить?
- А для кого сделаем такую красоту? (в подарок маме и папе)
- Чтобы узор получился как можно красивее, я предлагаю сначала выложить узоры из пазлов на досках. Вспомните, как расположить: можно из уголка пустить веточку вверх и в сторону; можно украсить центр и верх, и низ; можно в виде пирамидки. (Дети располагают элементы узора на доске)
- А теперь нужно обвести их карандашом и можно приступать к работе.
- Напомните мне, какие цветовые сочетания наиболее удачны? (розово-коричневый, бежевый, зеленый, синий)
(Воспитатель во время работы напоминает, что сначала выполняется теневка, а затем разживка белой гуашью. Помогает детям, поощряет, напоминает о постановке руки при рисовании).
Рисование
Тема: «Золотая хохлома».
Цели:
1 Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желания их изучать, чувство патриотизма ;
2. Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;
3. Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением ;
4. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти;
5. Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломы.
Ход: Сегодня мы продолжим знакомиться с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде? Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т. е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.
- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать разные рисунки.)
-Представьте, что мы с вами в мастерской, вы мастера, приступим к работе .Заключительная часть: выставка детских работ.
Лепка филимоновской игрушки «Козлик»
Цель: познакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка). Учить лепить козлика из двух частей: из большей части делать туловище и ноги; из меньшей – голову и шею. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать в детях аккуратность, интерес к народной игрушке.
Ход занятия:
Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда гласит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. А игрушки стали делать многие жители, а сейчас в деревне организованы целые мастерские по изготовлению таких игрушек. Лепят в этих мастерских барынь, крестьянок, солдат, танцующих пар, наездников на лошадях, коров, баранов, с туго закрученными рогами, козликов, оленей. И у всех игрушек есть секрет – в них спрятаны свистки. (Предложить найти свистки.) И ещё есть одна особенность у этих игрушек: у всех у них упругие тела, короткие ноги, вытянутые шеи и маленькие головки. Все игрушки очень весёлые, а когда их много -это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и алый цвета. Можно только удивляться, как сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, мастерицы создают удивительные орнаменты.
Ребята, а давайте у себя в группе тоже организуем такую же мастерскую. Только мы ещё мастера неопытные и начнём работу в своей мастерской с изготовления игрушки попроще – с козлика.
Показ приёмов работы: разделить пластелин на две неравные части; вылепить из большей части туловище: скатать столбик, согнуть дугой, сделать надрез для ног стекой; от меньшей части глины взять небольшой кусочек для изготовления свистка; вылепить шею и голову: скатать столбик, обозначить голову, вытянув мордочку и рога; примазать шею с головой к туловищу; вылепить столбик-свисток, примазать к туловищу, обозначить стекой отверстие в свистке. Самостоятельная работа.
Лепка из соленого теста «Дымковская игрушка-петушок»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели: развивать творческое воображение; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках лепки; побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь.
Планируемые результаты: Закрепить навыки: вырезать по трафарету фигуры домашних птиц из соленого теста; лепить из соленого теста домашних птиц. Закрепить знания у детей об особенностях строения тела домашних птиц (петуха). Вызвать у детей чувство сопереживания, желание помочь Петушку. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание и творческий интерес дополнить созданную работу украшением по собственному замыслу.
Материалы и оборудование: соленое тесто одного цвета, трафареты, стеки, вода, кисточки чесночница (пресс для чеснока) ; для оформления поделки: бусинки, горошек черного перца и пр.
Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хвастун»
Народная игра «Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет. Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка. Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.
Раскрашивание
Беседа: «Что такое народное декоративно-прикладное искусство»
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества.
Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.
Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.
Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.
Беседа: «Русская народная игрушка».
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно и лаконично. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
Дымковские игрушки.
Дымковские изделия
удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.
Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста". Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Сейчас народные умельцы работают в мастерских. Чего только здесь нет: барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции "Мать с детьми" фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.
Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.
Филимоновские игрушки.
Известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.
Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.
У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется радостное настроение. Игрушки полыхают огнем, переливаются всеми цветами радуги.
Маленький ребенок прежде всего видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.
И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно.
Каргопольские игрушки.
Каргополь - древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.
Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что же касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. "Мужик поит коня", "Мужик-сеятель", "Мужик с корзиной грибов" и т.д.).
Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.
Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.
Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит тулови-ще, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи. Расписывают игрушки темперными красками.
Декоративная посуда.
Недалеко от Москвы, в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремеслами занимались здесь издавна, примерно с XIV в.
Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне
Однако синева узоров не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озер и рек. Иногда цвет росписи бывает коричневого и желтовато-зеленого цветов.
Гжельские мастера удивительно точно сочетают рисунок орнамента с формой изделия, что является еще одной традицией промысла. Пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Рисуют мастера так быстро, что не успеваешь за ними следить, а мазки ложатся ровно, и кажется, что все они одного цвета. Но после обжига окраска приобретает множество тонов и оттенков.
Кроме посуды, в Гжели делали малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей. Все скульптуры тонко расписаны и, несмотря на один цвет росписи и легкую позолоту, выглядят весело и изысканно.
Беседа: «Синь России»
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в том числе и в(или во?) Гжели. Старообрядцы там живут и до сих пор. Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским». Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами. Такое я увидела в первый раз.
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения): Трошкóво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речúцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно.. Узнала, что правильно все-таки говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».
Гжельская волость в к 18 веку в одной из ревизских сказок описывалась так: «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»
Беседа : «Золотая хохлома»
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
История золотой хохломы
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам
На территории предприятия стоит памятник легендарному Семёну-ложкарю. Скульптурное изображение - это дань уважения всему трудовому люду заволжского края, тем, кто трудился, не покладая рук, развивая свое ремесло. Нижегородской посудой торговали на великом торжище - Макарьевской ярмарке, позднее Нижегородской, в Москве и других уголках России. Начиная с 60-х годов XIX века, хохломская посуда и мебель постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках. После всемирной выставки 1889 года в Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. Искусно выточенная и рас писаная посуда появилась на рынках Западной Европы, Средней Азии, Персии, Индии.
В начале XX столетия русские хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. Ассортимент отличался большим разнообразием. Изготавливали различную посуду: ложки, блюда, тарелки, бочата, поставки и солонки, кружки, бокалы, шкатулки, трости, табакерки и даже мебель в русском стиле - столы с ножками балясинами, шкафы-теремки. Покупатели всегда ценили лёгкость и прочность хохломских изделий, красоту росписи. В XIX веке её мотивы были достаточно просты: чашки украшали поясками из геометрических фигурок, но к концу века роспись усложнилась. На крупных вещах на заказ создавали орнаменты кудрины с золотыми цветами и листьями округлых форм изделия для продажи в город расписывали узорами в духе ситцевых платков, старинных набоек или орнаментов рукописных книг. Самым распространенным и любимым было «травное» письмо. Уже в 30-е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый хохломской орнамент. Современная роспись обогатилась НОВЫМИ мотивами, стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения.
Беседа : «Веселый городец»
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народнго искусства России.
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.
Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях, барышни в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»
Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...
Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»
Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...