Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Край дружбы народов"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_druzhby_narodov.docx | 603.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад№282 городского округа Самара
443051 Самара, ул. Елизарова,5~ds282sa@mail.ru~ Тел.996-84-32 факс9544043
Конспект занятия в старшей группе на тему:
«Край дружбы народов».
Воспитатель:
Ромодина И.П.
Самара 2016
Это занятие посвящается проблеме мирного сосуществования детей разных национальностей, воспитания в них дружелюбия, понимания, доброты и уважения друг к другу. Оно может быть полезно для воспитателей детских садов. Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Поскольку Самара – это многонациональный город, перед педагогами детских дошкольных учреждений стоит задача по привитию дошкольникам моральных и нравственных ценностей; развитие общения, взаимодействия ребенка со сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, взаимопонимания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к детям другой национальности. [Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», стр46]. В связи с этим возникает необходимость знакомства детей с обычаями и традициями разных народов, с их культурными ценностями, фольклором.
В моей группе есть дети разных национальностей: татары, мордва, чуваши, поэтому на занятии они знакомятся с Самарой, как с многонациональным городом. Разучивают пословицы и поговорки разных народов, играют в национальные подвижные игры. Это дает возможность воспитывать дружеские отношения к сверстникам другой национальности , начиная с дошкольного возраста, дабы избежать конфликтных ситуаций в будущем.
«Край дружбы народов»
(старшая группа)
Цель: формировать первичные представления о многообразии народов Поволжья. Воспитывать патриотические чувства любви и уважения к малой Родине; чувство гордости за край с многонациональными обычаями и традициями , за дружбу между народами.
Материалы и оборудование: иллюстрации костюмов народов Поволжья; атрибуты к подвижным играм.
Предварительная работа:
1.Чтение стихов о родном городе и их разучивание.
2.Рассматривание иллюстраций о народах Самарской области.
3.Разучивание пословиц и поговорок народов Поволжья.
4.Знакомство с играми народов Поволжья.
5.Беседы о Самаре.
Ход занятия:
1 ребенок: Великая Волга от края до края!
Прекрасней реки я в мире не знаю!
Течет величаво, неся свои воды,
Могучая Волга – царица природы!
2 ребенок: Я рад, что я вырос на этой земле,
Мой город Самара – на Волге – реке.
Здесь тишь берегов, родные просторы,
Леса и поля, Жигулевские горы!
3 ребенок: Средь всех берегов и бескрайних морей,
Самара на Волге лишь сердцу милей.
Люблю я свой город , красивый, родной,
Ему признаюсь: «Я, Самара, с тобой !»
Воспитатель: Дети, мы много раз говорили о нашем замечательном городе, который называют «Сердцем России»: читали стихи, слушали песни, рассматривали иллюстрации, беседовали о достопримечательностях нашего прекрасного города. А как же он называется? На берегу какой реки расположился наш город? (дети).
Сегодня о Самаре вы узнаете много нового!
4 ребенок: « Самара, рожденная в сердце Росси,
Народов Поволжья большая семья,
В веках свое гордое имя носила
Любимая наша, самарская наша,
Вовеки священная наша земля!» ( отрывок из « Гимна Самарской области», слова- Олег Бычков).
Воспитатель: В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей : русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и многие другие. Всего в Самарской области проживают представители 157 национальностей. И живут все народы в мире, дружбе, согласии и взаимопомощи.
В нашей области очень много народных коллективов различных национальностей, которые выступают с концертами по Самаре и Самарской области и выезжают с гастролями в другие города. Артисты рассказывают о своих народных традициях, выступают в народных костюмах, исполняют песни на родном языке. У каждого народа есть много пословиц и поговорок. Послушайте их.
Чувашские пословицы и поговорки:
5 ребенок: Надежный друг цены не имеет.
Мать – богиня рода.
6 ребенок: Люди радуются, и песня радуется.
Люди печалятся, и песня грустит.
Добрые слова ценнее богатства.
7 ребенок: В пути нужны отважные, на поле брани нужны богатыри.
Русские пословицы и поговорки:
8 ребенок: Не дорог подарок, дорога любовь.
Для милого дружка и сережку из ушка.
9 ребенок: Друга ищи, а найдешь – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Мордовские пословицы и поговорки:
10 ребенок: Без братьев можно жить , а без друзей нельзя.
Без веток – не дерево, без детей – не семья.
11 ребенок: В беду попадешь – хороший друг придет, а плохой отойдет.
Зло добра не делает.
Воспитатель: Проходят в Самаре и спортивные состязания с участием команд национально-культурных организаций. Так в 2011 году был праздник- турнир по мини-футболу «Дружба народов». Позже под этим названием стали проводиться соревнования по волейболу и боулингу.
Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «У медведя во бору»:
Медведь (выбранный) живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь простыл, на печи застыл!». Когда играющие произнесли последние слова, дремавший медведь начинает ворочаться и выходит из берлоги. Потом медведь бежит за играющими и старается поймать их. Пойманный – медведь.
Правила игры: медведь выходит из берлоги после слов « за нами».
А теперь проведем мордовскую игру «Круговой»:
Нужно разделиться на 2 команды: одни будут в кругу, другие за кругом. Те, кто за кругом, должны попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если ребенку в кругу удается поймать мяч, он старается попасть в того, кто за кругом. Если это ему удается, то у него в запасе одно очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей , игроки меняются местами.
Правила игры: мяч можно ловить с воздуха, от земли не считается. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в игре.
Воспитатель: У нас в Самаре даже есть «Дом Дружбы Народов», в котором работают люди разных национальностей. Они заботятся о своих земляках, чтобы всем жилось у нас уютно и свободно.
В Самарской области издаются национальные газеты, в которых пишут о своих делах, событиях, праздниках. На областном радио выходят радиопередачи на 9 языках – русском, татарском, чувашском, зрзянском, украинском, немецком, еврейском, грузинском, польском. Есть специальные телепередачи, которые посвящены истории, культуре, традициям и сегодняшней жизни народов Поволжья.
А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Лисички курочки»:
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи, а на противоположном стоит лисичка. Курочки и петухи ходят по площадке , делая вид , что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат «ку-ка-ре-ку». По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка. Которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры: если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
А теперь чувашская народная игра «Кого вам?» («Тили – рам?»):
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 метров. Первая команда говорит хором «Тили-рам, тили - рам?» («Кого вам, кого вам?»). Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры: если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
Воспитатель: Люди, живущие в Самаре, называются самарчане и неважно какой они национальности, главное, чтобы все жили и трудились в мире, взаимопонимании, любви и уважении друг к другу.
Вы – будущее нашей Самары и от вас, дорогие дети, будет зависеть ее процветание.
Татары
Чуваши
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Правила дружбы»
- чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей; - обсуждение различных ситуаций о дружбе;- прослушивание песен по теме;- просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кот...
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Дружба народов» (посвященный ко Дню города Нижневартовска)
Воспитание в детях чувства патриотизма, толерантное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей России, любовь к родному краю и городу....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дружба крепкая»
Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:закрепить у детей знание основных эмоций (радость, г...
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»
Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста. «Дружба народов мира» АктуальностьДошкольное детство &mdash...
Сценарий музыкального праздника для старшего дошкольного возраста "Дружба народов ханты и манси"
Сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМА...