Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Березовская Людмила Юрьевна

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками,  с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.

Задачи:

1.     Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.

2.     Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.

3.     Развитие творчества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №77»  г.Березники

Сценарий совместной деятельности педагога

с детьми старшего дошкольного возраста

«Традиции русского народа - Святки»

Составила:

Березовская Людмила Юрьевна

Воспитатель МАДОУ №77

г.Березники

Цель: знакомство детей фольклорными праздниками,  с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.

Задачи:

  1. Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.
  2. Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.
  3. Развитие творчества

Ход:

Ведущая.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот праздник.

Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

1-й ребенок.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а с ними прабабушки.

2-й ребенок.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

3-й ребенок.

А что такое святки?

4-й ребенок.

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

5-й ребенок

От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

Во дворах гадали в Святки.

6-й ребенок.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущая.

Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Занавес открывается. На сцене стоит стол, вокруг – стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене – маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т.д.

Хозяйка.

Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет.

Скорей бы день прибавлялся!

Хозяин.

А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.

Хозяйка.

А помнишь, как мы в прошлом году гадали? Вот веселье-то было!

Святки... Святки – это двенадцать особых дней между Рождеством и Крещением с 7 по 19 января. От Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, отмечаемое 19 января – мы можем гадать хоть каждый день!  Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания... В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном.

Хозяин.

Традиция гадать пошла издревле. На Руси всегда пытали судьбу в дни зимнего солнцестояния. До нас дошли некоторые способы гадания, но это только небольшая часть народного творчества. На самом деле, крестьянская выдумка и крестьянский юмор были гораздо богаче. Вот, к примеру, несколько древних гаданий.

Святки на Руси всегда считались самым «гадательным» сезоном — да и не только в старину, но и сейчас, в наши дни. Гадания были любимым развлечением и чуть ли не главным событием святочных вечеров и посиделок.

Хозяйка

Гадали на погоду.

В каждый из 12 дней Святок - с 25 декабря (7 января) по 6 января (18 января), которые символически являют собой месяцы года, запоминают, какой была погода. Таким образом, погода первого дня Святок будет предвещать погоду в январе и т. д.

Гадали на погоду и иначе.

Крепкую целую луковицу разрезали на 12 долек (соответствующих 12 месяцам), потом посыпали солью и оставляли в таком виде на ночь. Поутру дольки осматривали и замечали, на какой из них соль намокла, а где осталась сухой. Отсюда делался прогноз на грядущие месяцы.

Хозяин

Девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этот году или не выйдут совсем.

Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж.

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Если же носок башмака указывает на околицу (т. е. назад), то это обозначает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.

А имя суженого – имя первого попавшего на улице мужчины.

Гадали девушки и с петушком.

На полу раскладывали различные предметы: хлеб – к жизни сытой и богатой; соль – муж будет вредный и сердитый; зеркало – муж-щеголь; уголь – к долгому девичеству; вода в блюдце – муж будет выпивать; монетки – к богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится – такова и судьба.

Гадание на будущую жизнь.

В валенок кладутся предметы, представитель от группы выбирает их. Выбор предмета символизирует будущую жизнь: Монетка - богатство; конфета – сладкая жизнь; фрукты – богатый урожай на приусадебном участке; лоскуток ткани – новая одежда; билет – путешествие; витамины – здоровье; театральная программа – светская жизнь; хлеб – к достатку; ручка – к напряженной работе; рюмка – к радости, веселью.

P.S. Что бы вам не выпало в гадании, помните – хорошее сбудется, а в плохое – не верьте, главное быть уверенным в своем счастье.

Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалась!

По деревне я шла

И Ванюшу видела,

Под кустом сидел и плакал – Курица обидела!

Я маленькая девочка,

Я в школу не хожу,

Купите мне сандалики,

Я замуж выхожу.

Эй, топну ногой

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Мы всегда везде такие –

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

Раздайся, народ,

Меня пляска берет,

Пойду, попляшу,

Себя людям покажу.

На столе стоит стакан,

А в стакане – тесто;

До свиданья, папа с мамой,

Я уже невеста.

У частушки есть начало,

У частушек есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.

С детьми проводится несколько игр.

«Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»

Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.

«Я начну пословицу, а вы закончите».Хором дружно отвечайте:

Без труда… не вынешь рыбку из пруда.

Делу время…- потехе час.

Кто любит трудиться … тому без дела не сидится.

Рукам работа…- душе праздник.

Труд человека кормит…, а лень портит.

Терпенье и труд…все перетрут.

Друга ищи, а найдешь…- береги.

Других не суди,….на себя погляди.

Играть играй, да….дело знай.

Кто много говорит, тот….мало делает.

Конец - …..делу венец.

«Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот и загадку про зиму отгадывает.

  • Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)

  • Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

  • Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

  • Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

  • Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

  • Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Хозяйка с хозяином раздают «Фанты» за неправильные ответы, затем предлагает «Фантам»: проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде.

Хозяин с Хозяйкой выносят угощение и приглашают детей к чаю.

Ведущая

Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!

Хозяева

И вам спасибо, что не обошли наш дом.

Все дети взрослые.

С Новым годом!

С Новым здоровьем!

С Новым Счастьем!

Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля».

Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля»....

Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"

Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В ГОСТИ К НАМ РЕЧКА ПРИШЛА» (с использованием игровых технологий, развивающих игр и ИКТ)

Актуальность: Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогом встает задача формирования у дошкольников основ культуры рациональ...

Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».

Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Филимоновская роспись. Праздничная тарелочка»

Задачи:Продолжать знакомить с филимоновской росписью;Закреплять умение создавать узоры на круге, используя характерные элементы и колорит;Развивать эстетическое восприятие;Развивать мелкую моторику;Во...