Сценарий совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Традиции русского народа - Святки»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.
Задачи:
1. Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.
2. Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.
3. Развитие творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77» г.Березники
Сценарий совместной деятельности педагога
с детьми старшего дошкольного возраста
«Традиции русского народа - Святки»
Составила:
Березовская Людмила Юрьевна
Воспитатель МАДОУ №77
г.Березники
Цель: знакомство детей фольклорными праздниками, с традиционными обрядами, которые проводили на Руси, с бытом русского народа.
Задачи:
- Расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями.
- Воспитание чувство уважения и любви к традициям русского народа.
- Развитие творчества
Ход:
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них Святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот праздник.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
1-й ребенок.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними прабабушки.
2-й ребенок.
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
3-й ребенок.
А что такое святки?
4-й ребенок.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
5-й ребенок
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
Во дворах гадали в Святки.
6-й ребенок.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущая.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Занавес открывается. На сцене стоит стол, вокруг – стулья, на столе скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене – маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т.д.
Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет.
Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году гадали? Вот веселье-то было!
Святки... Святки – это двенадцать особых дней между Рождеством и Крещением с 7 по 19 января. От Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, по Крещение, отмечаемое 19 января – мы можем гадать хоть каждый день! Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания... В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном.
Хозяин.
Традиция гадать пошла издревле. На Руси всегда пытали судьбу в дни зимнего солнцестояния. До нас дошли некоторые способы гадания, но это только небольшая часть народного творчества. На самом деле, крестьянская выдумка и крестьянский юмор были гораздо богаче. Вот, к примеру, несколько древних гаданий.
Святки на Руси всегда считались самым «гадательным» сезоном — да и не только в старину, но и сейчас, в наши дни. Гадания были любимым развлечением и чуть ли не главным событием святочных вечеров и посиделок.
Хозяйка
Гадали на погоду.
В каждый из 12 дней Святок - с 25 декабря (7 января) по 6 января (18 января), которые символически являют собой месяцы года, запоминают, какой была погода. Таким образом, погода первого дня Святок будет предвещать погоду в январе и т. д.
Гадали на погоду и иначе.
Крепкую целую луковицу разрезали на 12 долек (соответствующих 12 месяцам), потом посыпали солью и оставляли в таком виде на ночь. Поутру дольки осматривали и замечали, на какой из них соль намокла, а где осталась сухой. Отсюда делался прогноз на грядущие месяцы.
Хозяин
Девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этот году или не выйдут совсем.
Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж.
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
Если же носок башмака указывает на околицу (т. е. назад), то это обозначает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.
А имя суженого – имя первого попавшего на улице мужчины.
Гадали девушки и с петушком.
На полу раскладывали различные предметы: хлеб – к жизни сытой и богатой; соль – муж будет вредный и сердитый; зеркало – муж-щеголь; уголь – к долгому девичеству; вода в блюдце – муж будет выпивать; монетки – к богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится – такова и судьба.
Гадание на будущую жизнь.
В валенок кладутся предметы, представитель от группы выбирает их. Выбор предмета символизирует будущую жизнь: Монетка - богатство; конфета – сладкая жизнь; фрукты – богатый урожай на приусадебном участке; лоскуток ткани – новая одежда; билет – путешествие; витамины – здоровье; театральная программа – светская жизнь; хлеб – к достатку; ручка – к напряженной работе; рюмка – к радости, веселью.
P.S. Что бы вам не выпало в гадании, помните – хорошее сбудется, а в плохое – не верьте, главное быть уверенным в своем счастье.
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла –
Я не удержалась!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал – Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эй, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие –
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет,
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане – тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушек есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
С детьми проводится несколько игр.
«Чудеса в решете»
4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток – прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
«Я начну пословицу, а вы закончите».Хором дружно отвечайте:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время…- потехе час.
Кто любит трудиться … тому без дела не сидится.
Рукам работа…- душе праздник.
Труд человека кормит…, а лень портит.
Терпенье и труд…все перетрут.
Друга ищи, а найдешь…- береги.
Других не суди,….на себя погляди.
Играть играй, да….дело знай.
Кто много говорит, тот….мало делает.
Конец - …..делу венец.
«Ведьмина метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот и загадку про зиму отгадывает.
- Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)
- Упрятались голышки во мохнатые мешки, Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)
- Глянули в оконце, -
Лежит белое суконце. (Снег)
- Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз)
- Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)
Хозяйка с хозяином раздают «Фанты» за неправильные ответы, затем предлагает «Фантам»: проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде.
Хозяин с Хозяйкой выносят угощение и приглашают детей к чаю.
Ведущая
Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!
Хозяева
И вам спасибо, что не обошли наш дом.
Все дети взрослые.
С Новым годом!
С Новым здоровьем!
С Новым Счастьем!
Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Как русский народ отмечает Новый год»
Под веселую музыку выбегает скоморох....
Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля».
Проект сценария совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Квест «Моя дорогая Коми земля»....
Конспект интерактивного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Традиции русского чаепития"
Конспект интерактивного занятия "Традиции русского чаепития" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Целью которого является стремление к познанию детьми традиций русского народа...
Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В ГОСТИ К НАМ РЕЧКА ПРИШЛА» (с использованием игровых технологий, развивающих игр и ИКТ)
Актуальность: Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому не случайно перед педагогом встает задача формирования у дошкольников основ культуры рациональ...
Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».
Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста/ Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди».
Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности (по мотивам русской народной сказки) «Гуси-Лебеди»....
Сценарий совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Филимоновская роспись. Праздничная тарелочка»
Задачи:Продолжать знакомить с филимоновской росписью;Закреплять умение создавать узоры на круге, используя характерные элементы и колорит;Развивать эстетическое восприятие;Развивать мелкую моторику;Во...