Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В русской каше – сила наша»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ширяева Светлана Валерьевна

Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу – каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«В русской каше – сила наша»

 Цель:

Поддержание интереса к русской культуре, национальной кухне, обычаям и традициям русского народа. Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте

Задачи: Рассказать какие каши готовили прабабушки на Руси. Познакомить детей с разновидностями русских забытых каш: ячневая, овсяная, гречневая, пшенная.

Познакомить со способами приготовления пшенной каши с тыквой и орехами. Предложить детям рассказать о их любимой семейной каше.

Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Предложить ребятам создать фотоальбом с  семейными рецептами каш.

Пополнить книгу рецептов национальной кухни.

Ход занятия: Ребята здравствуйте, я очень рада видеть сегодня ваши счастливые радостные лица! А чтобы нам с вами стать еще счастливей давайте подарим частичку нашего тепла всем кто нас окружает и начнем наш с вами сегодняшний день с традиционного приветствия:

 Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем!

Приветствуем всех, кто время нашел.

И в дружный наш садик сегодня пришел!  

Солнце уже стучится в окно,

И в группе нашей тепло и светло!

Молодцы ребята!

Ребята, с самых далеких времен народ на Руси славился своим трудолюбием. Тяжело приходилось крестьянам, ведь в ручную пахали, сажали зерно, убирали поля. Чтобы выполнять такую тяжелую работу нужны были крепкие силы и  здоровье. (Показ слайдов) А чтобы здоровье не подводило крестьян, нужно было правильно питаться.

 

Я для вас ребятки  приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашей беседы и узнает. Слушайте внимательно:

Крупу в плошку насыпают

Водой холодной заливают

Ставят в печку вариться

И что тут может получиться?   (Каша)  

Молодцы ребята – это каша.

Сегодня мы с вами будем беседовать о каше.

И если вы захотите, мы попробуем с вами приготовить очень полезную кашу. Хотите? (Ответы детей).

Ну что а сейчас мы с вами возвращаемся на много лет назад, в русскую избу

( дети подходят к макету «Русская изба»)

Давным-давно на Руси крестьяне строили себе жилища из брёвен. Как назывались такие дома?

(Ответы детей).

Такие дома называются избами.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки об избе, доме?

- «В гостях хорошо, а дома лучше».

- «Не красна изба углами, а красна изба пирогами».

- «Без хозяина дом – сирота».

- «В родном доме и каша гуще».

Как вы думаете ,что самое главное в избе было…., что? 

(Ответы детей).

Правильно: печь.

Печь в старые времена была в доме очень важна. Она обогревала избу. Она лечила людей. На ней сушили и грели одежду в холодную морозную зиму. В печи готовили еду, выпекали хлеб,пироги, сушили грибы, ягоды. Кто у бабушек видел такую печь? (Ответы детей)

Ребята,как вы думаете какие блюда можно было еще приготовить в печи?  

(ответы детей)

Правильно.Конечно же варили кашу.

( Показ слайдов)

 В печи она получалась особенно вкусной, ароматной, с запеченной корочкой. Смазывали кашу топленым маслом, а чтобы придать ей сладость добавляли мед.

 Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке. Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: Каша – матушка наша.Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

Проводится игра «Свари кашу»

(Дети делятся на три команды, каждая команда подходят к своим рабочим столам)

Сегодня я вам предлагаю самим приготовить кашу, но для начала мы с вами разберемся с чего начинается каша.Ребята, а как вы думаете, для того чтобы сварить кашу, что для этого надо?

Если дети затрудняются им может помочь педагог. Сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу.

 Давайте с вами представим, что мы в поле посадили зерно.

Проводится физкультминутка

Вырос в поле колосок (дети тянутся на носочках вверх, вытягивая руки)

Он не низок , не высок

Ветерок его качает (дети качаются вправо, влево)

Влево, вправо наклоняет.

Колоски мы все пожнем-(наклоняются к полу, касаясь пальцами носков ног)

Много хлеба напечем.

А еще наварим каши (повороты вправо, влево, руки на поясе)

И подкрепим силы наши.

Молодцы ребята.

А сейчас я приглашаю вас подойдите,  столу на  котором лежат разноцветные конверты с разрезными картинками . Каждая команда возьмите  по одному конверту и подойдите к своему столу. Соберите картинку и скажите, какое растение выросло на вашем поле? (овёс, пшеница, гречиха).

А какие злаковые растения ещё выращивают в поле? (пшено, ячмень, кукурузу, рожь).

Злаковые растения мы с вами вырастили, а теперь к вашим растениям нужно подобрать соответствующее зерно (дети сопоставляют растения с зерном).

А теперь к вашему зерну нужно подобрать крупу (дети сопоставляют зерно с крупой).

Ребята, а какую кашу можно сварить из вашей крупы? Из гречки (гречневую), из овса (овсяную или геркулесовую), из пшеницы (пшеничную, манную).

А какие каши вы ещё знаете? (перловая, кукурузная, каша дружба). 

(Показ каш на слайдах.)

Молодцы ребята! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Каша дружба».  Кстати как вы думаете, почему у этой каши такое название?

(Варианты ответов детей)

Молодцы ребята, потому что в этой каше одновременно можно варить несколько круп.

(Детям раздаются карточки с картинками продуктов для каши.)

Давайте сделаем дружный круг. Это будет горшочек. Я буду называть продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для варки каши.

(Ответы детей)молоко, соль, сахар, крупа, масло)). 

Раз, два, три,

Кашу нашу горшок вари! 

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Наливаем молоко…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем соль…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Сыпем сахар…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Насыпаем крупу…

Мы внимательными будет,

Ничего не позабудем!

Все продукты поместили.

Каша варится: «Пых – пых!»

- Для друзей и для родных.

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем ка нашу

Вместе сваренную кашу!

Её вместе поедим,

Всех – всех кашей угостим.

Ведь варилась – то: «Пых – пых!»

- Для друзей и для родных».

Вот и сварилась наша каша, попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая).

А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее и полезнее? В нее можно добавить: тыкву или яблоко, морковку или малинку, смородинку или клубнику.

Ребята, а какие пословицы о каше вы знаете?

(Ответы детей)

1. Русская каша – матушка наша.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Что за обед, коли, каши нет.

4. Щи да каша – пища наша.

5. Щи да каша – сила наша.

6. Хороша каша, да мала чаша.

7. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

 -Вот ребята и подошла к концу наша сегодняшняя с вами встреча.

Скажите пожалуйста, что вам больше всего запомнилось?

Что нового вы узнали?        

Чем полезна каша? (каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей).

А сейчас я предлагаю вам ребята запомнить небольшое четверостишие о каше и вспоминать о нем каждое утро во время приема каши

Каша – это сила, каша – это ум.

Ешь на завтрак кашу,

И расти большим.

 Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста "Сорока-ворона кашу варила!"

Данное занятие проводится с детьми младшего дошкольного  возраста. Занятие направлено на знакомство детей с окружающим миром, воспитанием любви к малым фольклорным формам. Все задачи реализуются ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Танки наши быстрые»

Конспект   занятия   для детей   старшего дошкольного возраста  с ОНР  Тема: «Танки наши быстрые»Цель:   формирование нравственных ценност...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....