Конспект НОД по познавательному развитию "На чем писали люди в древности"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию направлен на обогащение представлений детей о материалах для письма, способах передачи информации, развитие творческого мышления, воспитание интереса к истории письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_chem_pisali_lyudi_v_drevnosti.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Курганская Т.Г.,
воспитатель МБДОУ№14
п.г.т. Зеленоборский
Тема «На чем писали люди в древности»
Цель: формирование целостных представлений детей о возникновении письменности.
Задачи:
- обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
- развивать творческое мышление;
- воспитывать интерес к истории письменности.
Материал: мультимедийная презентация «На чем писали люди в древности», пластилиновые таблички, береста, кора осины, рябины, папирус, чистые листы бумаги, средства изобразительной деятельности.
Словарная работа: папирус, пергамент, береста.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, вы получали когда-либо письма? От кого вы получали письма? Кому написали письмо вы? На чем пишут люди? (Ответы детей: на бумаге, электронное письмо). Слайд 2.
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли была бумага? На чем могли писать люди в древности, когда еще не было бумаги? (Предположения, затруднения детей) В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт, знания, информацию. Хотите узнать, на чем писали люди в далеком прошлом?
Слайд 3. Первая в истории человечества книга - это каменная книга наскальных изображений. На камне люди выцарапывали рисунки или знаки.
Слайд4. Однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. Посмотрите внимательно на письмо, что изображено на рисунке? (Ответы детей) Воспитатель: Древний художник выбил на камне лодку с гребцами, на ней серп - месяц и три кружочка - солнца, а пониже - пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Попробуйте расшифровать это письмо, о чем хотел рассказать древний человек? (Предположения детей).
Воспитатель: Возможно, автор этого письма хотел сказать своим товарищам: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место, богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
Слайд 5. Ребята, посмотрите внимательно на экран и назовите, материал на который нанесен рисунок? (Ответы детей: глина)
Верно, позже люди стали использовать для письма глину. Из мягкой глины делали плитки, на ее поверхности заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Глиняные плитки обжигали в печи, они становились легкими и прочными, хранили их в деревянных ящиках.
Предлагаю нарисовать послание своему другу не на глине, а на пластилине, ведь он очень похож на глину, такой же мягкий и податливый (Дети проходят к столам, на которых лежат пластилиновые таблички и заостренные палочки, с помощью которых дети рисуют на пластилине).
Слайд 6. Передавали сообщения люди и узелковым письмом. Такие послания состояли из шерстяных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков различного цвета и толщины.
Слайд 7. Ребята, вы знаете, что изображено на экране? (Предположения, затруднения детей). Желтоватые свитки для письма назывались - папирусы.
В Древнем Египте люди писали на папирусе - это растение похоже на болотное растение - камыш. Они разрезали его стебли на узенькие продольные полоски, смачивали, сушили на солнце, а потом склеивали кусок за куском в длинные широкие ленты. Ленты сворачивали в свитки и писали на них черной или красной краской - "чернилами".
Слайд 8. Наши далекие предки, жители Древней Руси, писали на бересте - березовой коре. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Действительно береста была самым дешевым и доступным материалом. Ученым удалось отыскать немало берестяных грамот.
Проводится игра «Найди кору березы» (на столе лежит кора березы, осины, рябины дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы).
Слайд 9. Хороша береста, но для книг она не годилась, поэтому книги в древности писали на дорогом пергаменте - коже телят или козлят. Писать на нем было удобно, он был прочнее папируса и бересты. Но слишком дорог был пергамент, написанная на нем книга стоила столько же, сколько большой участок земли с домом вместе.
Слайд 10. Индейцы покрывали изображениями шкуру бизона. Каждый рисунок, обозначал какое-нибудь одно слово, нарисована змея - читай: "Змея", рыба - читай: "Рыба". Но когда надо было изобразить действие, то получалось, не очень понятно. Один и тот же рисунок ноги мог означать: иду, пришел, ушел, быстро. Как хочешь, так и понимай.
Слайд 11. Попробуйте прочитать слово, записанное на шкуре, для этого назовите первый звук в каждом слове, изображенном на картинке. (Ответ детей: книга).
Слайд 12. Сейчас письма пишут на бумаге, на ней печатают книги. Кто знает, из чего делают бумагу? ( Ответы детей: из древесины, макулатуры).
Воспитатель: Давайте напишем письмо о том, что мы узнали сегодня. (Составление коллективного рисуночного письмо или групповое на разных материалах)
Слайд 13. На чем была написана самая первая книга? Какой материал использовали люди в древности для письма? (Ответы детей)
(Самостоятельная творческая деятельность детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту НОД "На чем писали люди в древности"
Презентация к конспекту НОД "На чем писали люди в древности"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...
Конспект занятия по познавательному развитию тема "Зачем людям нужна одежда"
1. Образовательные задачи • Познакомить с основными видами одежды и обуви, с обобщающими понятиями одежда, обувь • Учить находить и называть предметы зимней одежды 2. Развивающие задачи • Продолжа...
Конспект НОД познавательное развитие ФЦКМ "Дружат люди всей земли."
Конспект НОД познавательное развитие ФЦКМ "Дружат люди всей земли."...
Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"
Конспект занятия в подготовительной группе "На чем писали люди в нашей древности"...
План – конспект НОД по познавательному развитию «На чем люди ездят» по лексической теме «Транспорт» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, логоритмика, коммуникативная.Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о транспорте. Образовательные задачи:- Закрепить знания об обобщающ...
конспект занятия по познавательному развитию "Я среди людей"
На занятии дети говорили о человеке! Играли в игру "Что нужно мальчикам, а что девочкам",рассказывали о себе по мнемотаблице, сделали коллаж "Такие разные люди"!...