Тема: «Деревья смотрят в озеро»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Шихрагимова Пчестан Аликсеевна

 

Цель: использование нетрадиционной техники рисования –монотипия.

 

Задачи:

  • Знакомство с техникой рисования двойных изображений – монотипия.
  • Обобщение знаний детей о характерных особенностях осени.

Развивающие:

  •  Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой  осени, подбирать нужные цвета.
  • Совершенствовать технику рисования акварельными красками.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Материал:

Репродукции картин: на которых изображена золотая и поздняя осень; деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры.

       Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, художественных открыток ,репродукций картин, знакомящих с осенними пейзажами известных художников. Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде. Наблюдение за деревьями на прогулке. Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство с зеркальной симметрией. Беседа о наблюдениях на прогулке за отражением в лужах.

Материалы, инструменты, оборудование. Зеркало, ветка дерева с желтыми листьями, белые листы бумаги разного формата и размера, акварельные краски, , кисточки разных размеров, баночки с водой; губки, ватные тампоны, тряпочки.

Содержание занятия.

1. Рассматривание картин.  (Дети стоят возле воспитателя)

 - Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

-По каким признакам вы это определили?

- Давайте вспомним названия осенних месяцев.

- А сейчас обратите внимание на картины, которые есть в нашей галерее. Как вы думаете, какое время года изобразили художники? (Рассматривают под  тихую музыку).

-Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзажи).

 Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают  природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. Смотря на эти картины, что вам хочется сделать?  И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками… Я вам предлагаю потрогать, понюхать , рассмотреть осенние листочки..  Какие они?

 

 2. Чтение  стихотворения.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Осень»:

Стало вдруг светлее вдвое,                                        Утром мы во двор идем.-

Двор как в солнечных лучах -                                    Листья сыплются дождем,

Это платье золотое                                                      Под ногами шелестят

У березы на плечах .                                                     И летят, летят, летят…

Пролетают паутинки.                                                    Все летит. Должно быть,

С паучками в серединке,                                             Пролетает наше лето.

И высоко от земли пролетают журавли.

   А вы знаете стихи об осени? Кто может рассказать?   

-Молодцы. О чем  были ваши стихи?

 - А теперь определите, на какой картине изображена  осень? Почему вы так думаете?

-Ребята, а кто рисует картины? (художник)   

Сами хотите побывать в роли художника? (да)

 

Но прежде, дети, давайте с вами немного отдохнем и разомнемся.

   Физкультминутка.

 

Мы дороги подметаем (имитация движения)

Листья в кучу собираем (наклониться и имитировать движения)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души (подскоки на месте)

Ох, устали (обтереть пот со лба)

Отдохнем (присесть)

Рисовать теперь начнем (шаги на месте)

3. Объяснение приемов выполнения работы.

-Как вы думаете, что мы будем рисовать ?

Воспитатель предлагает детям нарисовать пейзажи, на которых деревья будто бы «смотрят в воду». Спрашивает детей, как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде. Дети высказывают свои соображения. Воспитатель показывает отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагает освоить новый способ.

- Берём листы белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой (по выбору детей: губкой, тряпочкой, ватным тампоном, кистью или ладошками). Листы располагаем так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии земля и небо, а ниже вода - озеро, речка или просто лужа.

Подбираем кисточки двух размеров и быстро рисуем дерево в верхней части мокрого листа: ствол - потолще - рисуем одной кисточкой (покажите - какой); ветки – по тоньше - рисуем другой кисточкой (покажите - какой). Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы небо с деревом «окунулось» в воду; раскрываем лист и... видим два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в воду.  

-А  "основное" дерево подрисовать нужно, чтобы оно выглядело более четким и ярким, чем отражение.

Ребята, эта техника рисования, которая была сейчас вам показана, называется «монотипия» .

 3.Самостоятельная деятельность детей.

-А сейчас возьмите бумагу, положите ее вертикально  (показываю как) и начинайте рисовать. (В процессе работы помогаю тем, кто испытывает затруднения). После пояснения и показа педагог советует размещать лист по вертикали, т.к. выйдет высокий рисунок. Дети выбирают материалы, кисточки разных размеров и начинают рисовать. Педагог советует смачивать лист и рисовать дерево быстро, но аккуратно, т.к. отражение (отпечаток) не получится, если бумага будет сухой.

4. Подведение итогов

В конце занятия рассматривают рисунки и обмениваются впечатлением.

-Кто помнит, как называется техника рисования, с которой мы сегодня познакомились? (ответы детей: монотипия).

-Молодцы, дети! Вы правильно запомнили

или новое для вас название.

-Ребята, посмотрите, какие замечательные осенние рисунки у нас с вами получились! Мы с вами нарисовали осенний лес, который отражается в озере.

-А как назывались такие картины с изображением природы? (пейзаж)

Думаю, вашим родителям тоже очень понравятся ваши рисунки.

                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanitie_pro_kanareyku.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

            Примерная основная общеобразовательная программа:

        «От рождения до школы»                                                                              

           под ред. Н.Е. Вераксы

Тема НОД: «Птичка певчая - канарейка»

                             Возрастная группа: средняя

                    Тема НОД: «Птичка певчая - канарейка»

Ведущая образовательная область: «Формирование целостной картины мира»

Цель: создание условий для формирования представлений о птицах – канарейках.

Задачи:  познакомить детей с птицей - канарейкой, ее происхождением, внешнем видом, повадками.

Развивать память, логическое мышление. Совершенствовать умения вслушиваться в речь педагога и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения собственных ответов. Учить отвечать на вопросы полной фразой. Развивать поисковую деятельность.

Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Воспитывать интерес, любовь к птицам.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

 

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.

Оборудование: клетка с канарейками, иллюстрации о канарейках, лист бумаги на ребенка, конверты с картинками разных птиц.

Место проведения: зооуголок в зимнем саду МДОУ.

Предварительная работа: чтение рассказов о канарейке, просмотр мультфильма «Канарейка» из цикла «Уроки Тетушки Совы» серия «Домашние питомцы», рассматривание открыток и картинок, прослушивание аудиозаписи голoсов птиц

                                   ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть

Педагог предлагает отправиться в зооуголок..

-Ребята, мы здесь собрались не случайно! Сегодня мы поговорим, а о ком ..вы узнаете если отгадаете загадку.

Жёлтая птица, как будто лимон.

Песнь запоёт, растревожит ваш сон.

Названье её говори, поскорей-ка,

Конечно же, это она....

Дети отгадывают (канарейка)

II. Основная часть

- Правильно, вы отгадали загадку. Ребята, а в зооуголке нашего  сада  нет канареек, но есть

Канарейки – очень маленькие птички, обычно желтого цвета, их привезли в нашу страну из другой очень теплой  страны, которая называется Канарские острова, за это птичку так и назвали – канарейка.

- Дикие канарейки летают между деревьями и кустарниками где и встречаются со своими сородичами. Маленькими стайками летают канарейки на поиски корма.

Природа дала диким канарейкам серо-зелёную окраску с тёмными полосками, что является прекрасной маскировкой, именно поэтому дикую канарейку сложно разглядеть между деревьями и листьями.

-В современное время люди, увлеченные разведением канареек, вывели из диких канареек всевозможные породы. У них разные окраски и форма тела

-Ребята, у птиц есть две лапы, клюв, два крыла, а самое главное - птицы умеют летать! В полете птицы раскрывают крылья, как веер (демонстрирует раскрытие веера) и воздух помогает птицам удерживаться и планировать на лету.

Показываю детям фотографии канарейки, видеофрагмент «Красивая песня канарейки» (канарейка поет песни).

Пока мы слушали пение птиц, пришел к нам волк и принес нам задание.. А вот и задание..

Провожу дидактическую игру «Чей это дом?» (из разложенных на столе картинок дети выбирают жилье для собаки, рыбки, хомячка и для канарейки)

Воспитатель: Вы правы, канарейка живет в клетке. Как вы думаете, ребята, что нужно для того, чтобы птица жила в саду или дома? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, для того, чтобы птица жила в помещении, за ней нужно правильно ухаживать. А вы знаете, как нужно правильно ухаживать за канарейкой?

Дети: Нет.

Воспитатель: В помещении птиц содержат в клетке. Клетка должна стоять так, чтобы на нее хорошо попадало солнышко, чтобы там не дул ветер (не было сквозняка). А почему, нельзя чтобы птичка жила на сквозняке?

Дети: Она может заболеть.

Воспитатель: Вы правы, птицы, как и люди, тоже болеют.

Показываю детям клетку для канарейки, жердочки в ней

Воспитатель: Ребята, а для чего птичкам в клетке нужны жердочки?

Дети: Чтобы на них сидеть.

Дети:  А чем нужно канарейку кормить?

Воспитатель: Канарейки очень любят семена. - Ребята, отгадайте еще одну загадку.

Живут у нас все птички дружно,

Мы кормим их лишь так, как нужно.

По правилам и нормам

Их угощаем...(кормом).

-Как вы думаете, чем можно кормить канареек?(кормом)

-Правильно, канарейки — зерноядные птицы. Они с большим удовольствием питаются зёрнами проса, конопли, канареечного семени, подсолнечника. Но, кроме того, им необходимы питательные вещества (особенно, когда птички линяют или выводят птенцов). Они содержатся в варёном яйце, твороге, тёртой моркови, яблоках, других фруктах и зелени. А какие вы знаете фрукты?

Дети: Апельсины, мандарины, яблоки, бананы, киви, груши и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Канарейки любят яблоки, груши, бананы. А из овощей они едят свежие огурцы, морковь, свеклу.

Воспитатель: Корм насыпают в кормушку (показываю настоящую кормушку для клетки), а воду наливают в поилку (показываю детям поилку).

Воспитатель: Если вы хотите завести у себя канарейку, то вы должны знать, что канарейка боится громких звуков, шума, особенно когда привыкает к новому месту.

Физминутка

Птицы высоко летали

(дети бегают)

Птицы крыльями махали(дети машут руками)

А теперь они спустились(приседают)

У них крылышки сложились  

(прячут руки за спину).

|||. Заключение

Воспитатель:Где в доме вы поселите канарейку?

Дети: В клетке.

Воспитатель: Как вы будете за ней ухаживать?

Дети: Будем прибираться в клетке, кормить ее.

Воспитатель: Хорошо. А сейчас мы поиграем в игру «Накорми канарейку» и я посмотрю, запомнили ли вы, чем нужно птичку кормить. (Из карточек на столе дети выбирают только те продукты, которыми можно и нужно кормить птицу).

Воспитатель: Вы молодцы! А что еще очень важное нужно знать о них?

Дети:  Нельзя громко шуметь!

Воспитатель: Ребята, молодцы! Теперь вы на самом деле многое знаете о канарейках, если даже решите завести у себя дома. -Ребята, нашим канарейкам надо отдохнуть, а вас я приглашаю в нашу художественную мастерскую.. Там у нас лежать листы с нарисованными канарейками.. Они белые и скучные.  Давайте постараемся их оживить с помощью красок.(Во время работы включаю пение птиц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Деревья смотрят в озеро"

конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе...

конспект занятия в подготовительной группе по рисованию "Деревья смотрят в озеро"

В данном конспекте представлен материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с техникой рисования двойных (зеркально - симметричных изображений) - монотипией....

Занятие по ИЗО в старшей группе. Тема: "Деревья смотрят в озеро"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Задачи:Образовательные. Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных)...

РИСОВАНИЕ "ДЕРЕВЬЯ СМОТРЯТ В ОЗЕРО"

РИСОВАНИЕ  (В ТЕХНИКЕ МОНОТИПИЯ, ОТПЕЧАТКИ)НА ТЕМУ "ДЕРЕВЬЯ СМОТРЯТ В ОЗЕРО" В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность на тему "Деревья смотрят в озеро" в подготовительной группе

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) в подготовительной группе с использованием техники рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений....

Деревья смотрят в озеро в технике монотипия

Рисование в нетрадиционной технике (монотипии)...

Конспект НОД по ИЗО Тема: «Деревья смотрят в озеро»

Познакомить   с новой техникой двойных (зеркально-симметричных) изображений-монотипией....