конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Николаева Екатерина Валерьевна

конспект НОД по познавательному развитию дошкольников "В гостях у тетушки МАтрены"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tetushki_nod.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №53

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности на тему:

«В гостях у тетушки Матрены»

Подготовила

воспитатель

1 – ой квалификационной категории

Николаева Е.В.

Арзамас, 2016

Задачи:

  • Систематизировать и углублять знания детей о зимующих птицах (ворона, воробей, синица,  снегирь, клест), уметь находить их по внешнему виду;
  • Развивать любознательность, желание знакомиться с русским народным фольклором (пословицы, поговорки, загадки);
  • Формировать умение рисовать птиц, передавать их характерные особенности внешнего вида, закреплять технические умения и навыки;
  • Совершенствовать умения выбирать бумагу нужного оттенка и изобразительные материалы;
  • Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание им помогать.

 Средства:

  • Иллюстрации птиц на березе;
  • Варежковый театр по сказке «Чиж и клест»;
  • Шапки – маски птиц
  • Акварель, кисточки, тряпочки, ½ альбомного  листа

Способы взаимодействия:

  • Беседа
  • ИОС
  • физ.минутка,
  • п/г.
  • Художественное слово
  • Продуктивная деятельность

Мотивация

  • В гости к тетушке Матрене

Ход НОД

В гости к детям приходит тетушка Матрена

(в русском народном костюме).

Матрена:  - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Добро пожаловать, в нашем доме гость всегда в пору. Много у меня гостей, значит много новостей. Садитесь рядком, поговорим ладком.

Дети рассаживаются вокруг Матрены

Матрена:                                Запорошила дорожки,

                                                 Заморозила окошки

      Радость детям подарила

    И на санках прокатила

      На ветках бела бахрома

   Трещит мороз, идет…

Дети: Зима!

Матрена: Хочу спросить вас вот о чем: какие зимние месяцы вы знаете?

Ответы детей

М-а: А теперь объявляется конкурс знатоков русских пословиц, поговорок, примет. Кто сумеет переговорить соседа, тот добудет себе победу.

Дети: Много снега – много хлеба.

           Дым столбом – к морозу.

           В большой мороз береги уши да нос.

           Воробей забился под крышу – к морозу и метели.

           Вороны летают с карканьем – к оттепели. И т.д.        

М-а: Молодцы, много пословиц знаете! Не хлебосольна зима: не дает она ничего. Каждый по своему переживает суровую зиму: кто- то уснул, кто – то на юг улетел. А есть такие, которые на милость зимы рассчитывают.

(звучит запись с голосами птиц)

М-а: Догадались, кто это? Конечно, это наши пернатые друзья, птички – невелички. А знаете ли вы о них загадки?

Матрена загадывает загадки о птицах

1.Спинкою зеленовата, животиком желтовата

Серенькая шапочка и полоска шарфика (синица).

2.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябинке

Он появится опять (снегирь)

3. Чик – чирик, к зернышкам прыг!

Клюй, не робей. Кто это? (воробей)

4.Черный жилет, красный берет

Нос как топор, хвост как упор (дятел).

М-а: Да, ловко вы загадки можете отгадывать. А сейчас я вам прочитаю сказку В.Бианки «Клест и чиж».

Чтение сказки В.Бианки «Клест и чиж»

М-а:  А теперь ответьте мне на вопросы по сказке:

           Так почему клест распевал среди зимы?

            Чем кормят клесты своих птенцов?

            Как птенцов оберегают от морозов?

Ай да молодцы! На все вопросы ответили! Вот ведь какие чудеса происходят в зимнем лесу! Ой, посмотрите-ка, ребятушки, и на нашу березу сколько птиц прилетело! А что вы про них знаете?

Рассказы детей о птицах (одевают маски)

Дети: Воробьи – очень полезные птицы: они дружны, помогают друг другу отыскивать зернышки, еду. Птахи не боятся человека. Летом с утра до вечера охотятся за вредными насекомыми. О приближении холодов можно узнать по поведению воробьев: перед морозами они утепляют свои жилища пухом. А если чирикают – жди тепла.

           Вороны живут парами по двести лет. Ворона серая, а ворон – черный. Зимой вороны прилетают к человеческому жилью, а ворон – никогда. Ворона  может разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, даже вскрыть клювом консервную банку. Они всегда спешат на помощь соседям, криком предупреждая об опасности.

М-а: Молодцы, ребята, много знаете о птахах. Пришло время поиграть с вами.

Проводится физ.минутка «Вороны»

М-а:  Хорошо играете, весело да ладно! А знаете ли вы, мои голубчики, что наших пернатых друзей становится все меньше? Почему?

Дети: Птиц становится меньше, потому что вырубаются леса, кустарники. Загрязняются реки, моря и воздух, поэтому они гибнут.

М-а: Вы правы, ребятушки, много птиц гибнет и поэтому их заносят в «Красную Книгу». Но птицы должны жить не в книге, а в природе. А что вы делаете, чтобы помочь им?

Дети: Мы собираем семена берез, репейника, ягоды рябины. Делаем зимой кормушки. Развешиваем по кустам кусочки не соленого сала. Тетушка Матрена, мы для тебя приготовили стихотворение  о птицах. Хочешь послушать?

Морозы жестокие в этом году

Тревожно за яблоньку в этом саду

Но больше всего беспокойно за птиц:

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им…

Поможем ли мы, беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода!

М-а: Порадовали вы меня сегодня, ребята! Молодцы! Теперь я знаю, что и вы можете быть защитниками братьев наших меньших. Но мне хочется, что бы осталось у меня что – нибудь на память о нашей встрече. Есть вот у меня в волшебном сундучке краски, бумага да кисточки.  Может порадуйте тетушку, да нарисуете самых красивых птиц?

Дети рисуют птиц, самостоятельно выбирая  цвет красок

М-а: Ай – да, молодцы! Ай – да красоту нарисовали! Спасибо вам! Приходите ко мне еще, будем готовиться к весеннему прилету птиц: песни петь да скворечники мастерить. До свидания, ребятушки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....