НОД: «Наши друзья – деревья»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цели: уточнить представления детей о лесе;
познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;
закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
закреплять знания правил поведения в лесу;
активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные;
развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление;
воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_nashi_druzya_-_derevya.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»
НОД: «Наши друзья – деревья»
( группа компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
для детей в возрасте от 5 до 7 лет)
Подготовила воспитатель
С.Н. Андрощук
Пгт. Высокий,2015г.
Тема: «Наши друзья – деревья»
Цели: уточнить представления детей о лесе;
познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;
закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
закреплять знания правил поведения в лесу;
активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные;
развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление;
воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Материалы: демонстрационный материал «Деревья»; письмо от лесника; подарки
от детей; экологические правила поведения в лесу.
Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о лесе,
о деревьях, рассматривание гербария листьев и семян деревьев, просмотр презентаций
по теме «Деревья».
Ход НОД.
Организационный момент. Дети входят, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята к нам пришла посылка и письмо в детский сад для нашей группы.
А прислал нам эту посылку и письмо лесник. Но посылка не простая, а в ней находятся
разные задания и конечно, наверное, будут подарки для нас с вами. Давайте сначала
прочитаем письмо.
ПИСЬМО ЛЕСНИКА.
«Дорогие мои маленькие друзья! Я приглашаю вас в гости и буду рад видеть вас в моём доме. Вы отправитесь в увлекательное путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать загадки и выполнить различные задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – в волшебном сундучке.
Желаю вам удачи! А я тем временем проверю свой лесной дом и проведаю своих друзей.
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ от лесника- загадка: «Он, как только жарко станет, шубу на плечи натягивает, а нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой».
О ком говорится в загадке? (Лес) Значит, куда нас приглашает лесник?-
Объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».
А вы знаете пословицы о лесе?
«Лес-богатство и краса, береги свои леса»
«Враг природы тот, кто леса не бережет»
«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»
А кто же тогда такой лесник? Давайте отправимся в приглашенное путешествие по лесу. Но прежде скажем наш девиз путешествия: «Мы в любое время года ходим тропами природы!»
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ от лесника» Расскажите правила поведения в природе, в лесу»
Дети по очереди говорят о правилах поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу (по картинкам, дети берут со стола картинки «правила поведения в природе и рассказывают)
«Нельзя разжигать костер, беречь лес от пожара»;
«Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;
«Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;
«Не наступать на муравейник»;
«Не трогать птенцов»;
«Гнезда не разорять»;
«Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;
«Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;
«Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо для лечения»;
«Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;
«Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».
Ну что не боитесь отправиться в лес. Но, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:
«В лес отправимся гулять, будем весело шагать. По тропинки мы пойдем друг за дружкою гуськом» Раз, два, три наклонись, раз, два, три повернись, раз, два, три покружись в лесу ты окажись. МУЗЫКУ И ЗВУКИ ЛЕСА ВСТАВИТЬ
Ребята скажите, какое время года у нас сейчас? (зима) Какие приметы зимы вы
скажите? (дует холодный ветер ит.д.)
Речевая гимнастика. Загадка: Не найти мне домик друга, замела дороги…(вьюга)
Давайте вспомним, как воет вьюга? (в) Вьюга в лесу бывает сильная и слабая. Какой звук вы слышите в слове «вьюга». Посмотрите, как я буду произносить звук «в». (Когда мы произносим звук «в», нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горлышко дрожит) произнесем сильную вьюгу ( --в --), теперь тихую (-в-) 2 раза.
ЧИСТОГОВОРКА: Ма – ма – ма наступила зима
Ой – Ой – Ой очень холодно зимой
Са – са – са в зимнем лесе чудеса
Ат – ат – ат все деревья крепко спят
Ребята: Лесник нам написал сказку, про деревья.
«Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка. Береза – Веселушка. Рябина – Краснощечка. Сосна – Стройнушка»
Они жили дружно, но однажды они стали друг перед другом хвалиться. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех»
Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево»
Рябина – Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в красивый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!»
Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так что я королева!» А что случилось далее, мы узнаем, позже.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ от лесника. В этом конверте задание, в котором надо показать рассказать, что нужно для роста и жизни наших деревьев.
Солнце – источник света и тепла.
Вода – деревья пьют воду, как и люди.
Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
ПОСАДИТЬ ДЕТЕЙ
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ от лесника «Рассказать отличия в деревьях»
Загадки о деревьях. О березе и осине.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой,
Стоит под горой. Слайд 2
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?(Осина) слайд 2
Листья этого деревца крепятся к веткам с помощью очень тонких черенков, которые легко изгибаются. А поэтому даже при самом легком дыхании ветра листья начинают шевелятся и тереться друг о друга. Отсюда и постоянный шелест, и ощущения того, что дерево дрожит. Назовите из чего состоит дерево?
Ребята, чем отличается береза от осины?Слайд 3
У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый. Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ. Слайд 4
Чем еще отличаются эти деревья?Слайд 5
Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.Слайд 6
Повторите, пожалуйста.
Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК. Слайд 7
Повторите это новое слово.
Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.Слайд 8
Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
На ветвях этих деревьев растут листочки.
ФИЗМИНУТКА:Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».
Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Раздвигают ноги шире.)
Чтоб держали дерево, (Сжатый кулак ставят над другим кулаком.)
Падать не давали,
Из глубин далёких (Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой острой (Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.)
В небо упирается (Поднимаем соединённые руки вверх.)
Наши руки – это ветви, (Раскрывают ладони в поднятых руках.)
Крону вместе образуют (Смыкают пальцы над головой.)
В кроне им совсем не страшно, (Качают головой)
Когда ветры сильно дуют (Качают поднятыми руками.)
Пальцы - веточками будут, (Шевелят пальцами обеих рук.)
Листья закрывают их (Прикрывают одну ладонь другой.)
Как придёт за летом осень, (Поднимают вверх правую, затем левую руки.)
Разлетятся листья в миг (Разводят руки в стороны).
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ.У нас остался один конверт. Интересно, что спрятано в этом конверте?Вам надо будет правильно ответить на задание, какие деревья растут еще в лесу? Загадки:Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,Зимою в платье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушкеВетви только на макушке. (сосна)слайд 9 – 10
Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.Слайд11
Что вы можете рассказать о ели?(Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные.Кора темная, шершавая.)
Как выглядит ель? ( ель высокое дерево)
Что есть у ели?(ствол, ветви, хвоя, шишки)
Какие ветви у ели?( мохнатые, большие до самой земли) В зимнем лесу ели стоят, опустив до земли густые колючие ветви, укрытые белыми снежными шалями. В ветвях, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми шишками. Ель наша новогодняя красавица. Как сберечь ель в новогодние праздники?
Как выглядит сосна?(сосна стройная и красивое дерево, прямые сосновые стволы). Зимой кроны сосен зеленеют на фоне пасмурного неба, среди заснеженных лесов. А весной у сосны распускаются почки и появляются молодые побеги.
Что есть у сосны? ( ствол, ветви, хвоя, шишки, у сосны длинные и узкие хвоинки, располагаются на ветках парами) А сосновой шишкой любят полакомится медведь, белка, дятел, клест, бурундук.
Какой ствол у сосны? (внизу сосновая кора грубая и шершавая, серо-коричневая, а наверху тонкая, золотисто-оранжевая).
Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.Слайд 12
Чем они похожи? Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? Слайд 13
По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
Какие хвоинки у сосны? Длинные, мягкие, светлые.
А у ели?Короткие, колючие, темные.
Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.
Посмотрите на подсказку (показываю на слайд)
Какие шишки у ели?
Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.
Что вы расскажете про сосновые шишки?
Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.
Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. А я вам скажу: «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
Ребята, что можно подарить деревьям, о которых мы сегодня разговаривали. Предлагаю картинки (солнышка, птички, капельку, землю, семена и т. д. дети разбирают картинки и рассказывают какую пользу принесет дереву объект)
- Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.
- Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, петь песни.
- Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.
- Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.
- Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она кормит и поит тебя.
- Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.
Слова лесника: «Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесуУважает тишину».
- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться в детский сад. Давайте вспомнить наши волшебные слова.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись.
Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.
ИТОГ: какие виды деревьев растут в лесу? Чем отличается береза от осины? Какая хвоя у ели и сосны? Чем отличаются еловая шишка от сосновой? Что вам понравилось в нашем путешествии? Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
«Наши друзья – деревья»
Цель: Уточнить представления детей о лесе;Познакомить и дать понятие о видах деревьев;Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);Закреплять знания правил пов...
Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)
Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особ...
Экологический проект «Наши друзья - деревья»
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...
Конспект ООД "Наши друзья деревья"
Конспект ООД "Наши друзья деревья"...
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...
Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)
Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)...