«Наши друзья – деревья»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Цель:
- Уточнить представления детей о лесе;
- Познакомить и дать понятие о видах деревьев;
- Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
- Закреплять знания правил поведения в лесу;
- Познакомить детей с экологическими знаками;
- Воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-nashi_druzya_-_derevya-podg.gr_.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по экологии, в подготовительной группе.
Тема «Наши друзья – деревья».
- Уточнить представления детей о лесе;
- Познакомить и дать понятие о видах деревьев;
- Закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ствол, лист, цветы, плоды, семена);
- Закреплять знания правил поведения в лесу;
- Познакомить детей с экологическими знаками;
- Воспитывать бережное отношение к деревьям, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее;
- Развивать познавательные интересы, наблюдательность, воспитывать устойчивое внимание, воображение, мышление.
Материалы: демонстрационный материал «Деревья»; рассматривание деревьев, кустарников; письма: от деревьев, от лесника; подарки от детей; сбор семян и плодов деревьев: липы, березы, рябины; экологические знаки; лопатки; лейки с водой; грабли; ведро; сушки; баранки; конфеты
Предварительная работа: чтение стихов и художественной литературы о лесе, о деревьях, сбор гербария листьев и семян деревьев, экскурсия в парк, беседа «Для чего деревьям листья?», сочинение сказки «Моё любимое дерево».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости в лесничество и встретимся с главным начальником леса – Лесником. А вы знаете, кто такой лесник? (ответы детей)
Вот какое письмо он недавно прислал:
ПИСЬМО ЛЕСНИКА.
« Дорогие мои маленькие друзья! Я приглашаю вас в гости и буду рад видеть вас в моём доме. А дом мой – это лес: деревья, кусты, цветы, животные и т.д. Вы отправитесь в увлекательное путешествие, по волшебным тропинкам, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать загадки – задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моих тропинках особенные, волшебные! Вот я и попросил придумать для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях: липе, березе, рябине. Я думаю, что и вы для моих друзей – деревьев приготовите подарки.
Желаю вам удачи! А я тем временем проверю лесной дом и проведаю лесных друзей.
Лесник.
P.S. Ищите липу! »
Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся в путешествие по волшебным тропкам? Кто знает, где растет липа? Давайте поищем в её ветвях письмо.
Дети находят липу, где на ветвях висит письмо. Воспитатель снимает его с веток и читает. По ходу чтения дети выполняют задания липы.
ПИСЬМО ЛИПЫ.
«Я, красавица ЛИПА, очень рада вашему приходу, т.к. очень люблю гостей. Мои сестры Липы всегда радуются, когда слышат голоса детей. Давайте поздороваемся: обнимите меня и моих сестер крепко-крепко. (Дети берутся за руки, встают в круг вокруг ствола). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (Дети пытаются вытащить липу). Кто из нас сильней? Есть у меня еще силушка! Но у меня есть старший брат, он сильнее всех на свете. Кто может отгадать, как его зовут?
Я из крошки-бочки вылез, Не боюсь ни гроз, ни туч,
Корешки пустил и вырос, Я кормлю свиней и белок,
Стал высок я и могуч, Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Теперь ответьте на мои вопросы: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы детей); а для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу»).
Вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить (Дети поливают Липу). Спасибо, ребята, я теперь себя хорошо чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? (Дети выполняют все просьбы). Теперь послушайте, как шумят мои листочки, - это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения). А почему шелестят мои листочки? Как вы думаете, кто самая любимая моя подружка?
Домовитая хозяйка Похлопочет над цветком -
Полетала над лужайкой Он поделится медком (Пчела).
Почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает пчел).
На все вопросы вы ответили правильно, я дарю вам свои листочки и семена.
Ваша подружка Липа».
Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает детям. Дети собирают семена липы в контейнер для коллекции.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приготовили Липе подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя для чего нужно, их значение.
- Я дарю тебе пчелу. Она будет собирать нектар с твоих цветков, и опылять их.
- Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.
- Я дарю тебе птицу. Она будет спасать от гусениц, петь песни.
- Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листочки.
- Я дарю тебе дождевого червяка. Пусть он сделает землю плодородной, мягкой.
- Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много друзей - птиц.
- Я дарю тебе зеленые листочки. Пусть вырастит их много, я спрячусь под ними от жаркого солнца и буду слушать их песню – шелест.
- Я дарю тебе землю – почву, чтобы ты лучше росло, а она кормит и поит тебя.
- Я дарю тебе семена. Пусть их будет много - много и из них вырастят много – много твоих деток.
- Я дарю тебе цветок. Пусть он украсит тебя. Чем больше цветков будет у тебя, тем самым будет у тебя много семян – деток.
- Я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих ветвях, цветках, листьях и украшает тебя своим нарядом.
- Я дарю тебе теплый ветерок. Пусть он остудит тебя от палящего, жаркого солнца.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево – Березу.
Воспитатель: Отгадайте загадку, к какому дереву приведет волшебная тропинка.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и с Березой, она нас тоже ждала, письмо приготовила. (Дети обнимают березу. Воспитатель снимает письмо с ветки и читает. Если есть дети, которые умеют читать, то можно предложить им прочесть).
ПИСЬМО БЕРЕЗЫ.
« Дорогие ребята!
Наконец-то вы пришли ко мне! Уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои пожелания и задания.
Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с Липой похожи, чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с Липой – деревья? Может мы травинки? Докажите мне, что я дерево.
Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарника – много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Пусть дети покажут березе растущие рядом с ней кустарник или травянистое растение «травинку».
Ребята, я живу в большом доме – в лесу. А вы знаете правила поведения в лесу.
Дети по очереди говорят о правилах поведения в лесу.
- «Нельзя разжигать костер, беречь лес от пожара»;
- «Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить своё потомство, которое погибнет без материнской заботы»;
- «Не топтать, не сбивать грибы. Это пища и лекарство для животных»;
- «Не наступать на муравейник»;
- «Не трогать птенцов»;
- «Гнезда не разорять»;
- «Птиц, бабочек, жуков не ловить, крылья руками не трогать, не пугать животных»;
- «Ветки и деревья не ломать, от этого они сохнут и погибают»;
- «Живые листья и травинки зря не рвать, если только необходимо для лечения»;
- «Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут»;
- «Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки».
Выставляются запрещающие экологические знаки о правилах поведения в лесу около Березы.
Я вижу, вы знаете как себя вести в нашем доме – в лесу. Возьмите на память обо мне, мои листочки. Приходите в гости, не забывайте меня!
Волшебная тропинка приведет вас к моей сестре, но сначала отгадайте загадку:
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)
Красавица Береза».
Воспитатель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить Березу, взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали. Дети собирают семена березы в коллекцию.
Дети направляются к следующему дереву – Рябине. Они находят на ней письмо, которое зачитывает воспитатель.
ПИСЬМО РЯБИНЫ.
« Я вас приветствую!
Очень рада вашему визиту и тоже люблю, когда меня гладят. (Дети выполняют просьбу Рябины) И не люблю, когда бьют по стволу палками или царапают кору ножом. Мне ведь тоже больно и обидно, я ничего плохого не сделала, а ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору Рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы воспитателя).
Посмотрите вверх на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно! Проверьте, где теплее – под моими листьями или под листьями Липы? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды Рябины – пища для многих птиц).
Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую!
И ещё у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной? (Дети выполняют просьбу; если почва твердая, то поливают её.)
И, на конец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, – значит, они друзья).
Ребята, в наш дом – в лес, часто приходят погулять, отдохнуть и часто забывают убрать за собой мусор. Посмотрите себе под ноги, видите мусор, уберите его, пожалуйста! Что нужно сделать с мусором? (Дети предлагают: забрать его с собой и выкинуть в мусорную урну, закопать в земле).
Экологический опыт «Утилизация мусора».
Воспитатель выкапывает яму, дети выкладывают мусор: бумагу, стекло, железные пробки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, пластмассовую бутылку, ветки дерева, опавшие листья, газету и т.д..
Дети закапывают яму, ставят предупреждающий экологический знак «Мусор». Воспитатель предлагает детям, весной раскопать эту яму и посмотреть какой мусор сгнил, а какой остался в том же виде и сделать вывод.
Браво, вы молодцы! Берите подарки – листочки и я разрешаю взять гроздь плодов в вашу коллекцию. И не забывайте обо мне!
Ваша Рябинушка».
Дети дарят Рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.
Экологический тренинг.
Воспитатель: Посмотрите, куда нас завела волшебная тропинка – поляна! А какая она красивая, и волшебная! Кто на эту поляну зайдет, тот превращается в деревья, и мы с вами стали деревьями. (Дети врассыпную встают на «поляне»).
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие в лес.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес
Полный сказок и чудес!
Ребята, Лесник приготовил вам сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки с сушками? Оказывается, в этом лесу есть такое дерево. Но, Лесник позвонил по телефону и сказал, что не успевает вернуться с обхода и не сможет это дерево вам показать. Предлагает вам его найти, отгадав, где оно находится.
« ….Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей;…..» (А.С. Пушкин)
Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает пойти в группу и нарисовать Липу, Березу, Рябину или их листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие к нашим друзьям - деревьям в разное время года".
Для наблюдений за живой и неживой природой нашей группой создана экологическая тропа. Она включает в себя несколько объектов, посещая которые дети изучают закономерности природных явлений, ухаживают з...
Путешествие по экологической тропинке по теме: «Наши друзья - деревья» Целевая программа (старшая группа)
Закрепить умение у детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке д/с. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели, систематизировать знания о некоторых особ...
НОД: «Наши друзья – деревья»
Цели: уточнить представления детей о лесе;познакомить и дать понятие о видах деревьев, с видами лесов учить сравнивать деревья и находить отличия;закреплять знания детей о частях деревьев (корень, ств...
Экологический проект «Наши друзья - деревья»
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...
Конспект ООД "Наши друзья деревья"
Конспект ООД "Наши друзья деревья"...
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...
Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)
Презентация «Наши друзья – деревья» (старший возраст)...