Комплексное занятие в старшей группе Тема «Знакомство с пустыней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кондратьева Татьяна Александровна

Программное содержание:

Воспитывающие:

-       Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

-       Развивать интерес к природной зоне «Пустыня».

-       Развивать познавательный интерес у детей к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.

-       Развивать  у детей мыслительные  операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.

-       Развивать  у детей мелкую моторику пальцев рук.

Образовательные:

-       Познакомить с понятием «Бархан», «Оазис».

-       Закрепить представления  детей об  особенностях пустыни, ее растительном и животном мире; показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.

-       Активизировать словарь детей: «бархан», «оазис».

-       Укрепить и стимулировать у дошкольников верхние дыхательные пути.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций о природных зонах,

• чтение рассказа «Корабль пустыни»,

• рассказывание о растениях пустыни,

• рассматривание иллюстраций растений и животных различных природных зон.

Индивидуальная работа:

• Учить Катю А., Егора К. отвечать развернутым предложением.

Оборудование:

-       Коллаж.

-       Контейнеры с песком, трубочки.

-       Фонограмма  «Шум моря», «Шум ветра», «Журчание воды».

-       Модели  с животными и растениями пустыни.

Ход:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!).

Ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы подарим друг другу улыбку. И нашим гостям отправим - наши улыбки (дети сдувают с ладошки).

-       Ребята, у меня есть бабушка, зовут ее Варвара Степановна. Ей 90 лет. И за свою долгую жизнь, где она только не побывала. А вот в пустыне не была. Но ей очень хотелось бы там побывать. Но, не забывая сколько ей лет, я опасаюсь за ее здоровье. Ведь в пустыне не самые хорошие условия для пожилого человека… Как вы думаете, какие это условия? (Очень жарко, мало воды).

-       Как быть, не отправляя бабушку в пустыню, рассказать ей об этой природной зоне? (Нарисовать рисунки).

-       Значит  нам с вами нужно будет отправляться в пустыню самим!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-       А кто знает, где она находится? Посмотрите на глобус. Самая большая пустыня - Сахара, находится в Африке. А почему вокруг Африки голубой цвет? Что это? (Вода). Значит, в Африку нам надо добираться по воде. На чем же мы можем попасть туда? (На корабле, лодке). На чем мы с вами отправимся? Что возьмем с собой в путешествие? (Воду, головные уборы, бумагу для коллажа).  Приготовьтесь к долгому плаванию, возьмите весла (или штурвал), поплыли! (Звучит фонограмма «Шум моря»).

(Дети закрывают глаза).

-       Ребята, вот мы и оказались в пустыне. (Дети открывают глаза, перед ними на мольберте  картина пустыни). Посмотрите на картину. Глядя на нее, что можно сказать о пустыне? (Куда ни глянь в пустыне – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий).

Давайте рассмотрим его. (Дети переходят к столам).

·         Какого цвета песок?

  • Песок сухой или мокрый?
  • Из чего состоит песок? (из песчинок)
  • А песчинки твёрдые или мягкие? (Ответы детей).

·         Ребята, вы уже сказали, в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы. А

вы хотите сделать бархан? (Дыхательная гимнастика с помощью трубочек). (Но при создании бархана дуть нужно продолжительное время, не поднимая трубочку высоко, чтобы песок не смог попасть вам в глаза).  Так что же такое бархан? (Гора песка, нанесенная ветром).

-       А еще, ребята, в пустыне живёт много разных насекомых и животных. Где они прячутся от жары? (Прячутся они от жары глубоко в песке и появляются с наступлением вечера, когда прячется солнце).

-       Давайте поищем, кто же спрятался в песке (Дидактическая игра «Кто это?») (Дети ищут в песке обитателей пустыни).

-       Молодцы ребята, нашли и назвали всех животных, давайте их разместим на  коллаже, чтобы потом нам легче было о них рассказывать бабушке. (Вытирают руки влажными салфетками и помещают использованные в контейнер).

-       (Звучит фонограмма «Шум ветра»).

 

-        Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке и, пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжёлые рюкзаки. Идти дальше невозможно, и мы без сил опускаемся на песок. (Слова педагога сопровождаются движениями, которые, которые выполняют дети: идут тяжело передвигая ноги и наклоняясь вперёд, закрывают лицо руками, опускают плечи под тяжестью, садятся на ковёр).

-       Тяжело нам с вами было….Хорошо, что моя бабушка не поехала в пустыню.

-       В этой трудной ситуации людям помогает одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку:

Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд).

-       Конечно, это верблюд.

- Ребята, предлагаю сейчас придумать загадку о верблюде для бабушки. Посмотрите на модели. Вам необходимо рассказать по модели об этом удивительном животном

верблюде. Выберете  по модели, расскажите о ней и приклейте на коллаж.

-       Ребята, вы устали? Пить хочется?

(Звучит фонограмма  «Журчание воды»).

-       Но вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды (включить музыку «Журчание воды»).

-       Это оазис. Участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. (Картина оазиса). Здесь мы и отдохнем.

Физминутка.

-       Вы, наверное, устали?

-       Да!

-       И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи,

И, как змеи зашипели.

Пошипели, помолчали,

Как тушканчик поскакали.

Поскакали, поскакали,

За барханом мы пропали.

-       Отдохнули, ребята. Где мы сейчас побывали? Что это такое оазис?

-       Продолжаем наше путешествие.

-       Растительность пустыни бедна. Из–за жары только немногие растут здесь. Они приспособились. А как? Я предлагаю вам сконструировать растения пустыни и рассказать, как же они приспособились. Команда «Красные кепки»  соберите, пожалуйста, верблюжью колючку, а команда «Синие кепки» - кактус. (У кактуса мягкий толстый ствол, в котором содержится вода, листьев как таковых нет, вместо них колючки, которые испаряют меньше влаги и которым нужно меньше воды для питания).

(У верблюжьей колючки очень длинный корень. С его помощью растение питает себя водой).

(Дети помещают растения  пустыни на коллаж).

 

-       Ребята, посмотрите, мы на нашем коллаже все изобразили, что нам поможет рассказать бабушке о пустыне?

-       Наш коллаж о пустыне готов, думаю, что бабушка поймет какая же она – ПУСТЫНЯ. Давайте с вами отправимся в обратный путь.

 (звучит фонограмма  «Шум моря»).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

-       Нас встречает моя бабушка. Здравствуй! Бабушка, где мы сейчас были!

-       Давайте, ребята, расскажем бабушке, где мы сейчас были и что видели.

-       Какой климат в пустыне? (В пустыне очень жарко, мало воды, много песка).

-       Бабушка, тебе было бы очень тяжело находиться в пустыне. Даже животным и

растениям  пустыни пришлось приспособиться к таким трудным условиям.

-       Как, ребята? (Верблюд имеет широкие ступни, чтобы легче было ходить по песку, длинные ресницы уберегают его глаза во время песчаных бурь, густая шерсть спасает его от жары и холода. Растения не имеют листочков, вместо них или чешуйки или колючки, которым не нужно много воды для питания, длинные или разветвленные корни, чтобы находить воду).

А что нового вы, ребята, узнали на занятии?

-       Наше занятие - путешествие подошло к концу. Спасибо за работу на занятии.

-       Дежурные, уберите, пожалуйста, со столов краски, кисти, использованные салфетки.

 -       Ребята, посмотрите, мы на нашем коллаже все изобразили, что нам поможет рассказать бабушке о пустыне?

-       Наш коллаж о пустыне готов, думаю, что бабушка поймет какая же она – ПУСТЫНЯ. Давайте с вами отправимся в обратный путь.

 (звучит фонограмма  «Шум моря»).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

-       Нас встречает моя бабушка. Здравствуй! Бабушка, где мы сейчас были!

-       Давайте, ребята, расскажем бабушке, где мы сейчас были и что видели.

-       Какой климат в пустыне? (В пустыне очень жарко, мало воды, много песка).

-       Бабушка, тебе было бы очень тяжело находиться в пустыне. Даже животным и

растениям  пустыни пришлось приспособиться к таким трудным условиям.

-       Как, ребята? (Верблюд имеет широкие ступни, чтобы легче было ходить по песку, длинные ресницы уберегают его глаза во время песчаных бурь, густая шерсть спасает его от жары и холода. Растения не имеют листочков, вместо них или чешуйки или колючки, которым не нужно много воды для питания, длинные или разветвленные корни, чтобы находить воду).

А что нового вы, ребята, узнали на занятии?

-       Наше занятие - путешествие подошло к концу. Спасибо за работу на занятии.

-       Дежурные, уберите, пожалуйста, со столов краски, кисти, использованные салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya26.pptx426.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в старшей группе.Тема «Прогулка в зимний лес».

Занятие затрагивает такие образовательные обасти как развитие речи, математику, конструирование  и ознакомление с окружающим миром....

Конспект комплексного занятия в старшей группе. Тема: « Картина весны».

Цель данного занятия: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной....

Конспект комплексного занятия в старшей группе.Тема "Семья"

Формирование представления о людях, которые живут вместе....

Комплексное занятие в старшей группе Тема: "Путешествие по дороге весны"

закрепить пройденный материал. продолжить развитие логического мышления и связной речи;-развить общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;-продолжать закреплять счет от 1до10;-располаг...

Конспект комплексного занятия в старшей группе Тема «Мы дети Кавказа»

Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кавказа. Пождать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать  уважение...

Комплексное занятие в старшей группе. Тема «Зимняя прогулка».

Цель:Развивать слуховое и речевое внимание, артикуляцию, фонематическое восприятие.Задачи: Закреплять чувство ритма и темпа, пространственную ориентацию, умение согласовывать движения с музыкой и слов...