Комплексное занятие в старшей группе Тема «Знакомство с пустыней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание:
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать интерес к природной зоне «Пустыня».
- Развивать познавательный интерес у детей к наглядным моделям, с их помощью познавать явления окружающего мира.
- Развивать у детей мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Образовательные:
- Познакомить с понятием «Бархан», «Оазис».
- Закрепить представления детей об особенностях пустыни, ее растительном и животном мире; показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.
- Активизировать словарь детей: «бархан», «оазис».
- Укрепить и стимулировать у дошкольников верхние дыхательные пути.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций о природных зонах,
• чтение рассказа «Корабль пустыни»,
• рассказывание о растениях пустыни,
• рассматривание иллюстраций растений и животных различных природных зон.
Индивидуальная работа:
• Учить Катю А., Егора К. отвечать развернутым предложением.
Оборудование:
- Коллаж.
- Контейнеры с песком, трубочки.
- Фонограмма «Шум моря», «Шум ветра», «Журчание воды».
- Модели с животными и растениями пустыни.
Ход:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!).
Ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы подарим друг другу улыбку. И нашим гостям отправим - наши улыбки (дети сдувают с ладошки).
- Ребята, у меня есть бабушка, зовут ее Варвара Степановна. Ей 90 лет. И за свою долгую жизнь, где она только не побывала. А вот в пустыне не была. Но ей очень хотелось бы там побывать. Но, не забывая сколько ей лет, я опасаюсь за ее здоровье. Ведь в пустыне не самые хорошие условия для пожилого человека… Как вы думаете, какие это условия? (Очень жарко, мало воды).
- Как быть, не отправляя бабушку в пустыню, рассказать ей об этой природной зоне? (Нарисовать рисунки).
- Значит нам с вами нужно будет отправляться в пустыню самим!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- А кто знает, где она находится? Посмотрите на глобус. Самая большая пустыня - Сахара, находится в Африке. А почему вокруг Африки голубой цвет? Что это? (Вода). Значит, в Африку нам надо добираться по воде. На чем же мы можем попасть туда? (На корабле, лодке). На чем мы с вами отправимся? Что возьмем с собой в путешествие? (Воду, головные уборы, бумагу для коллажа). Приготовьтесь к долгому плаванию, возьмите весла (или штурвал), поплыли! (Звучит фонограмма «Шум моря»).
(Дети закрывают глаза).
- Ребята, вот мы и оказались в пустыне. (Дети открывают глаза, перед ними на мольберте картина пустыни). Посмотрите на картину. Глядя на нее, что можно сказать о пустыне? (Куда ни глянь в пустыне – песок, безоблачное небо и жаркое, палящее солнце, а дожди идут редко, поэтому песок очень сухой и сыпучий).
Давайте рассмотрим его. (Дети переходят к столам).
· Какого цвета песок?
- Песок сухой или мокрый?
- Из чего состоит песок? (из песчинок)
- А песчинки твёрдые или мягкие? (Ответы детей).
· Ребята, вы уже сказали, в пустыне редко бывают дожди, и песок легко переносится ветром, и образуются песчаные холмы, которые называются – барханы. А
вы хотите сделать бархан? (Дыхательная гимнастика с помощью трубочек). (Но при создании бархана дуть нужно продолжительное время, не поднимая трубочку высоко, чтобы песок не смог попасть вам в глаза). Так что же такое бархан? (Гора песка, нанесенная ветром).
- А еще, ребята, в пустыне живёт много разных насекомых и животных. Где они прячутся от жары? (Прячутся они от жары глубоко в песке и появляются с наступлением вечера, когда прячется солнце).
- Давайте поищем, кто же спрятался в песке (Дидактическая игра «Кто это?») (Дети ищут в песке обитателей пустыни).
- Молодцы ребята, нашли и назвали всех животных, давайте их разместим на коллаже, чтобы потом нам легче было о них рассказывать бабушке. (Вытирают руки влажными салфетками и помещают использованные в контейнер).
- (Звучит фонограмма «Шум ветра»).
- Путешествовать по пустыне очень непросто. Ноги утопают в песке и, пройдя несколько метров, мы понимаем, что далеко не уйдем. Дует горячий ветер, мы закрываем лицо руками. А за плечами у нас тяжёлые рюкзаки. Идти дальше невозможно, и мы без сил опускаемся на песок. (Слова педагога сопровождаются движениями, которые, которые выполняют дети: идут тяжело передвигая ноги и наклоняясь вперёд, закрывают лицо руками, опускают плечи под тяжестью, садятся на ковёр).
- Тяжело нам с вами было….Хорошо, что моя бабушка не поехала в пустыню.
- В этой трудной ситуации людям помогает одно животное, какое вы узнаете, отгадав загадку:
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд).
- Конечно, это верблюд.
- Ребята, предлагаю сейчас придумать загадку о верблюде для бабушки. Посмотрите на модели. Вам необходимо рассказать по модели об этом удивительном животном
верблюде. Выберете по модели, расскажите о ней и приклейте на коллаж.
- Ребята, вы устали? Пить хочется?
(Звучит фонограмма «Журчание воды»).
- Но вот на нашем пути показался самый настоящий рай в пустыне. Богатая растительность, богатый животный мир. Даже слышно журчание воды (включить музыку «Журчание воды»).
- Это оазис. Участок в пустыне, расположенный вблизи водоема. (Картина оазиса). Здесь мы и отдохнем.
Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
- Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.
- Отдохнули, ребята. Где мы сейчас побывали? Что это такое оазис?
- Продолжаем наше путешествие.
- Растительность пустыни бедна. Из–за жары только немногие растут здесь. Они приспособились. А как? Я предлагаю вам сконструировать растения пустыни и рассказать, как же они приспособились. Команда «Красные кепки» соберите, пожалуйста, верблюжью колючку, а команда «Синие кепки» - кактус. (У кактуса мягкий толстый ствол, в котором содержится вода, листьев как таковых нет, вместо них колючки, которые испаряют меньше влаги и которым нужно меньше воды для питания).
(У верблюжьей колючки очень длинный корень. С его помощью растение питает себя водой).
(Дети помещают растения пустыни на коллаж).
- Ребята, посмотрите, мы на нашем коллаже все изобразили, что нам поможет рассказать бабушке о пустыне?
- Наш коллаж о пустыне готов, думаю, что бабушка поймет какая же она – ПУСТЫНЯ. Давайте с вами отправимся в обратный путь.
(звучит фонограмма «Шум моря»).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
- Нас встречает моя бабушка. Здравствуй! Бабушка, где мы сейчас были!
- Давайте, ребята, расскажем бабушке, где мы сейчас были и что видели.
- Какой климат в пустыне? (В пустыне очень жарко, мало воды, много песка).
- Бабушка, тебе было бы очень тяжело находиться в пустыне. Даже животным и
растениям пустыни пришлось приспособиться к таким трудным условиям.
- Как, ребята? (Верблюд имеет широкие ступни, чтобы легче было ходить по песку, длинные ресницы уберегают его глаза во время песчаных бурь, густая шерсть спасает его от жары и холода. Растения не имеют листочков, вместо них или чешуйки или колючки, которым не нужно много воды для питания, длинные или разветвленные корни, чтобы находить воду).
А что нового вы, ребята, узнали на занятии?
- Наше занятие - путешествие подошло к концу. Спасибо за работу на занятии.
- Дежурные, уберите, пожалуйста, со столов краски, кисти, использованные салфетки.
- Ребята, посмотрите, мы на нашем коллаже все изобразили, что нам поможет рассказать бабушке о пустыне?
- Наш коллаж о пустыне готов, думаю, что бабушка поймет какая же она – ПУСТЫНЯ. Давайте с вами отправимся в обратный путь.
(звучит фонограмма «Шум моря»).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
- Нас встречает моя бабушка. Здравствуй! Бабушка, где мы сейчас были!
- Давайте, ребята, расскажем бабушке, где мы сейчас были и что видели.
- Какой климат в пустыне? (В пустыне очень жарко, мало воды, много песка).
- Бабушка, тебе было бы очень тяжело находиться в пустыне. Даже животным и
растениям пустыни пришлось приспособиться к таким трудным условиям.
- Как, ребята? (Верблюд имеет широкие ступни, чтобы легче было ходить по песку, длинные ресницы уберегают его глаза во время песчаных бурь, густая шерсть спасает его от жары и холода. Растения не имеют листочков, вместо них или чешуйки или колючки, которым не нужно много воды для питания, длинные или разветвленные корни, чтобы находить воду).
А что нового вы, ребята, узнали на занятии?
- Наше занятие - путешествие подошло к концу. Спасибо за работу на занятии.
- Дежурные, уберите, пожалуйста, со столов краски, кисти, использованные салфетки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya26.pptx | 426.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в старшей группе.Тема «Прогулка в зимний лес».
Занятие затрагивает такие образовательные обасти как развитие речи, математику, конструирование и ознакомление с окружающим миром....
Конспект комплексного занятия в старшей группе. Тема: « Картина весны».
Цель данного занятия: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной....
Конспект комплексного занятия в старшей группе.Тема "Семья"
Формирование представления о людях, которые живут вместе....
Комплексное занятие в старшей группе. Тема: «Путешествие в прошлое книги»
Путешествие в прошлое книги...
Комплексное занятие в старшей группе Тема: "Путешествие по дороге весны"
закрепить пройденный материал. продолжить развитие логического мышления и связной речи;-развить общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;-продолжать закреплять счет от 1до10;-располаг...
Конспект комплексного занятия в старшей группе Тема «Мы дети Кавказа»
Программные задачи: познакомить детей культурой народов Северного Кавказа, закрепить знания о культуре народов Кавказа. Пождать, сравнивать и находить сходство двух культур, воспитывать уважение...
Комплексное занятие в старшей группе. Тема «Зимняя прогулка».
Цель:Развивать слуховое и речевое внимание, артикуляцию, фонематическое восприятие.Задачи: Закреплять чувство ритма и темпа, пространственную ориентацию, умение согласовывать движения с музыкой и слов...