Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в старшей группе ОНР с использованием ЭОР (экология, развитие речи) Тема: «Весна идет»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которым поможет вам при подготовке к собственному занятию по теме "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_vernaya.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №40
комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
Интегрированная совместная образовательная
деятельность в старшей группе
ОНР с использованием ЭОР
(экология, развитие речи)
Тема: «Весна идет»
Составила и провела: воспитатель
Панфилец А.А.
Санкт-Петербург
2014 г.
Программное содержание:
Познавательное развитие.
- Обобщать знания детей о значении воды, света и тепла в жизни живых организмов.
- Конкретизировать представления об агрегатных состояниях воды.
- Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
- Систематизировать знания детей о признаках весны, о весенних явлениях.
- Активизировать словарь по теме «Весна идет».
- Закрепить умение понимать смысл и отгадывать загадки.
- Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Речевое развитие:
- Развивать общие речевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность).
- Закреплять употребление в речи конструкций простых и сложных предложений.
- Упражнять в подборе слов-действий.
- Развивать фонематическое восприятие на звуках живой природы.
- Совершенствовать навык составления рассказа по картинкам -символам.
Социально – коммуникативное развитие.
- Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать высказывания до конца.
- Развивать лучшее понимание себя и других, умение общению со сверстниками и взрослыми.
Физическое развитие.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Способствовать развитию координации речи с движением.
Художественно – эстетическое развитие.
Музыка:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Развивать общую музыкальность детей, формировать выразительность движений.
Используемые образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие (ритмодекламация «Веснянка», речь с движением «Золотистый лучик»)
- Игровые технологии (отгадывание загадок, Д/И «Узнай по силуэту»).
- Технологии развивающего обучения (работа с картинками символами).
- ИКТ (использование ЭОР – презентация «Весна идет» создана самостоятельно).
Материал:
- Презентация «Весна идет».
- Плоскостные изображения (солнца, сосульки, ручейка, птицы).
- Луковицы, посаженные в разных условиях.
Предварительная работа:
- Беседа о временах года, о весенних признаках.
- Рассматривание репродукций картин и иллюстраций весенних пейзажей.
- Просмотр мультфильма «Прометей»
- Чтение художественной литературы «У солнышка в гостях»
- Проведение долгосрочных опытов о влиянии света, тепла и воды на жизнь растений (посадка луковиц)
- Наблюдения в природе различных агрегатных состояний воды (сосулька, ручеек)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам пришло. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, чтобы гости узнали нас лучше, давайте назовем друг друга ласковыми именами. Будем передавать ласковые имена на ладошках.
II.Подведение к теме
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу c утра заглянуло солнышко. Ой, что же это случилось?
Слайд №2
Дети: Поднялся сильный ветер, налетело облако и проглотило солнышко.
Воспитатель: Ребята теперь всегда будет пасмурная, унылая погода, солнечные лучики не будут радовать растения, зверей в лесу, люди перестанут улыбаться и у всех на земле будет грустное и печальное настроение.
Воспитатель: Облако, отдавай, нам наше солнышко.
Облако: Я облако не простое, волшебное. Выполните мои задания верно, тогда я отдам вам ваше солнце.
Воспитатель: Ребята, будем выручать солнышко?
Дети: Да!
III.Содержание мероприятия
Воспитатель: Облако, мы с ребятами готовы выполнить твои задания.
Слайд №3
Облако: Тогда отгадайте мои загадки и найдите в группе изображение отгадки:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...(Солнце)
Слайд №4
Дети отгадали загадку, и нашли в группе картинку с изображением солнца
Воспитатель: Что делает солнышко весной?
Дети: Греет, светит, припекает, пригревает, радует людей…
Воспитатель: Ребята, Солнце является основным источником тепла. Солнечные лучи нагревают почву, растительность, воду. Нагретые солнцем все предметы и поверхности излучают тепло, оно поступает в воздух. Ребята, а чем еще важно солнце?
Дети: Солнце дает свет.
Воспитатель: Молодцы, солнце является источником света. Как вы думаете, важен ли свет и тепло в жизни растений?
Дети: Да.
(на столе стоят два растения с условными обозначениями)
Воспитатель: Тогда давайте проверим, несколько недель назад мы с вами посадили лук и лишили одно растение света, а второе тепла.
Воспитатель: Давайте сравним эти растения. Растение без света, какое оно выросло?
Дети: Не высокое, желтое.
Воспитатель: А теперь посмотрите на луковицу, которая росла без тепла. Она проросла?
Дети: Нет
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Свет и тепло необходимо для роста и цвета растений.
Воспитатель: Ребята с первым заданием мы справились. Давайте узнаем, какое следующее задание приготовило для нас облако.
Слайд №6
Облако: Послушайте и отгадайте, что это звучит?
Дети: Это журчит ручеек?
Слайд №7
Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением ручейка
Воспитатель: Откуда же он появился?
Дети: Солнце греет, снег начинает таять, и появляются ручейки.
Воспитатель: Что такое ручеек?
Дети: Это талая вода.
Воспитатель: Кому нужна вода?
Дети: Растениям, животным, людям.
Воспитатель: Тогда давайте проверим, так ли важна вода для растений.
У нас еще есть одна луковица, которую мы с вами поставили на свет, в тепло, но не налили в стаканчик воды. Она проросла?
(на столе стоят два растения с условными обозначениями)
Дети: Нет
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода необходима для жизни растений.
Воспитатель: Воду пьют все на свете. Вот такая она важная для жизни.
Воспитатель: А теперь посмотрим на это растение. Какое он выросло?
Дети: Оно самое красивое, сильное, зеленое, высокое.
Воспитатель: Какие же условия помогли ему вырасти?
Дети: Вода, тепло и свет.
Воспитатель: А еще ребята для растений очень важна почва, если высадить растение в землю, оно будет расти еще лучше.
Воспитатель: Со вторым заданием мы тоже справились, узнаем, что еще приготовило для нас облако.
Слайд №9
Облако: Послушаете и отгадайте следующую загадку.
Я живу под самой крышей
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там велись (Сосулька)
Слайд №10
Дети отгадываютзагадку, и ищут в группе картинку с изображением сосульки
Воспитатель: Ребята, когда солнышко пригревает, то сосулька начинает таять. Как называется это явление в природе?
Дети: Капель.
Воспитатель: Вставайте врассыпную, послушаем звуки капели.
Слайд №10
Ритмодекламация «Веснянка»
Солнышко пригрело, все рады и смеются, (стоят врассыпную)
И только у сосулек от горя слезы льются.
Плачут сосульки, а капли горошки, (потирают кулачками глазки)
Скачут одна за другой по дорожке. (на подскоках двигаются врассыпную)
Весело пляшут, сил не жалея. (тройные перетопы)
А за окном все теплее, теплее.
В ручеек веселый капли собрались, (перестраиваются в одну линию)
Радужно сверкая, в рощу понеслись (бегут «змейкой»)
Все деревья угостили свеженькой водицей, (выворачивают кисть
Чтоб из почек листики, смогли уж появиться вверх ладошкой)
Разбросало лучики солнышко весеннее (вытягивание прямых рук то в
И у всех хорошее стало настроение. одну, то в другую сторону, затем
хлопают в ладоши)
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули, пора нам солнышко вызволять? Ребята ответьте мне, что такое сосулька?
Дети: Это лед.
Воспитатель: А что такое лед?
Дети: Лед - это замерзшая вода.
Воспитатель: Воду в природе можно встретить в трех разных состояниях. Ребята послушайте внимательно стихотворение:
«Коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
То ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду
Будешь мокрый ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то вода.
Зачерпнем воды из речки
И поставим греть у печки,
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
И вода, и лед, и пар –
Скажет вам и млад, и стар –
Это все - таки вода,
Ты запомни навсегда.
Воспитатель: Кто догадался, что за три состояния воды?
Слайд №11
Дети: Лед, вода, пар
Воспитатель: Возьмите в руки кусочки льда. Какой лед?
Дети: Холодный, скользкий, мокрый….
Воспитатель: Что будет, если мы долго, будем держать лед в руках?
Дети: Растает
Воспитатель: Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?
Дети: Растает
Воспитатель: Если мы будем продолжать нагревать воду, что произойдет с водой?
Дети: Она испариться, и превратится в пар.
Опыт: Лед нагревается на сухом спирте; наблюдаем, как он становится водой и, затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.
Воспитатель: Давайте проверим (нагреваем на сухом спирте). Ребята этот опыт связан с открытым огнем, поэтому я вас прошу отойти на безопасное расстояние. Сейчас мы с вами будем добывать огонь, помогут нам в этом спички и волшебная таблетка. Зажигаем огонь, кладу на ложку кусочек льда и начинаю нагревать. Что происходит, во что превратился лед?
Дети: Лед начинает таять, он превратился в воду.
Слайд №12
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она кипит, испаряется и превращается в пар.
Слайд №13
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?
Дети: Лед, вода, пар.
Воспитатель: Ребята, также и в природе, солнышко ранней весной пригревает и начинается капель, сосульки превращаются в воду, потом солнце нагревает воду, вода испаряется и превращается в пар. Пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается обратно в капельки воды. Так образуются облака.
Воспитатель: Облако, мы выполнили и это задание.
Слайд №15
Облако: Слушайте мою следующую загадку
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (Грач)
Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением птицы
Воспитатель: Ребята, что делают птицы весной?
Дети: Птицы прилетают с юга, вьют гнезда, высиживают птенцов, красиво поют.
Воспитатель: Как называются птицы, которые прилетают весной?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А какая птица прилетает раньше всех?
Дети: Грач.
Слайд №16
Воспитатель: Правильно, недаром про грача говорят, что он "на крыльях весну приносит".
Воспитатель: Какие птицы прилетают весной?
Д/и «Узнай по силуэту»
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.
Слайд №18
Облако: Слушайте мою последнюю загадку.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник).
Дети отгадывают загадку, и ищут в группе картинку с изображением подснежника.
Слайд №19
Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами выложить такой же подснежник, что нам понадобиться?
Дети: Палочки.
Воспитатель: Сколько палочек нам понадобится?
Дети: 6 зеленых и 6 синих.
Дети за столами выкладывают подснежники
На экране проектора появляются все отгадки
Воспитатель: Какие вы молодцы, очень красивые цветы у вас получились. Вернемся к солнышку и узнаем, что еще оно для нас приготовило.
Слайд №20
Воспитатель: Ребята, посмотрите, с каким временем года связаны загадки.
Дети: С ранней весной.
Воспитатель: Назовите признаки ранней весны.
Слайд №21 по 25
Облако: Со всеми заданиями справились, придется и мне выполнить свое обещание и отдать вам ваше солнышко (исчезает).
Слайд №26
Воспитатель: Вставайте врассыпную, давайте солнышко поприветствуем.
Речь с движением «Золотистый лучик»
Выглянуло солнышко из-за серой тучи
Разбросало солнышко золотистый лучик
Он погладил щечки нам и погладил ушки
Засмеялись на носу рыжие веснушки
Во дворе снеговика хохотать заставил
И смеялся он тогда, а потом растаял
Хорошо когда весной, все сосульки тают
И ребята целый день с солнышком играют.
Солнышко: Ребята, спасибо вам большое, что вы меня спасли. В знак благодарности, я вам дарю частичку своего тепла, дарю вам веселое, весеннее настроение.
Солнышко: А за то, что вы проявили себя, как настоящие знатоки, я дарю вам книгу, из которой вы узнаете еще очень много, много интересного. Спасибо вам ребята, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организационно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Верные друзья здоровья"
Конспект ООД с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ на тему «Откуда хлеб пришел».
Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, синонимов; воспитывать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»
Конспект непрерывной образовательнойдеятельности в старшей группе с использованием ИКТ по развитию речи «Мы - добрые ребята»...
Конспект интегрированной организационно – образовательной деятельности в старшей группе с использованием здоровье сберегающих технологий
Формирование у детей понимания значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур,физических упражнений и режима дня....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «В гости к осени»
Закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках и приметах осени, закрепить умение использовать знания в решении задани...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (аппликация) в старшей группе по теме: «Зимушка-зима»
Обобщить знания детей об изменениях в природе зимой, о зимних явлениях, праздниках. Формировать синхронное проговаривание текста и выполнение ритмических движений. Развивать логическое мышление, общий...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности детей по познанию (целостная картина мира), коммуникации (развитие речи), художественному творчеству (рисованию) в старшей группе по теме: «Весеннее путешествие»
Закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны. Продолжать учить ориентироваться по карте, микро ориентировки на плоскости. Учить анализировать расположени...