Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру
статья (младшая группа)
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 49.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Исупова Елена Михайловна
воспитатель первой квалификационной категории
Жизненное кредо «Уча других, учусь сама, И детство проживаю многократно»
Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование и игру
«Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»
К.Е. Тимирязев
«ИГРА – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют собственные знания и умения. Игровая деятельность является основной в развитии ребёнка.»
В.А. Сухомлинский.
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский. При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие
По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сенситивным периодом для формирования познавательной активности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.А. Коссовская, А.Н. Леонтьев). Познавательная активность 3−5-летних детей, проявляемая ими в процессе усвоения речи, выражается в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.
И. Г. Песталоцци, 1800—1805 гг.: «...созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» (1974, с.
159).
М.М. Манасеина, 1880 г.: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»
(1990, с. 409).
Методические условия:
Метод экспериментирования в дошкольном младшем возрасте рассматривали и рассматривают советские и российские ученые.
Метод детского экспериментирования – это важное средство, которое необходимо для развития познавательной деятельности младших дошкольников. В 90-ые годы прошлого века Н. Н. Поддьяков в процессе своих исследований, сделал вывод о том, что метод экспериментирования является основной деятельностью младших дошкольников, так как у них очень выраженная реакция на все окружающее и неизведанное. Младшим дошкольникам свойственно достаточно специфическое мышление. Дети хотят исследовать мир, знакомиться с предметами, которые окружают их, а обретенный опыт отправляют в свой банк памяти [2, с. 17].
Н. Н. Поддьяков провел ряд исследований для определения видов экспериментирования. Трудно не согласиться с психологом, который в своих трудах отметил, что много лет ученые исследовали занятия детей в поисках таких, которые будут интенсивно развиваться и использоваться на протяжении всего младшего дошкольного возраста, в том числе и без помощи взрослых.
И такими занятиями оказалась экспериментальная деятельность, которая была направлена на получение информации о физических свойствах явлений и объектов. Под руководством академика Н.Н.Поддъякова творческий коллектив разработал и обосновал теоретические основы детского метода экспериментирования.
На основе исследований можно разработать такие основные положения: метод детской экспериментальной деятельности – это форма исследовательской деятельности, четко выраженная через процесс формирования целей, процесс развития личностной мотивации, которая является основой саморазвития и самореализации младших дошкольников; детские эксперименты являются основой всех процессов детского творчества; эксперименты детей различают взаимодействием психологических процессов [3, с. 36].
Как отмечает Н. Н. Поддъяков: «Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование способностей, в том числе и такой фундаментальной, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности».
Н.Н. Поддъяков сформировал гипотезу о том, что в дошкольном возрасте на ведущую роль деятельности может претендовать детское экспериментирование [39].
Как подчеркивает О.В. Дыбина, важность применения метода эксперимента в мероприятиях при работе с младшими дошкольниками можно структурировать так: младшие дошкольники приобретают реальное знание изучаемого объекта, его отношения к другим предметам и окружающей среде
М. И. Лисина считала, что детские эксперименты – это эффективный способ ознакомления младших дошкольников с окружающим миром, и хороший способ развития интеллектуальных процессов.
Благодаря экспериментам, которые проводят дети, можно объединить такие виды деятельности детей, как исследования, игры, общение и различные аспекты образования. Стремление к позитивным эмоциям, при организации и проведении экспериментальных мероприятий разделяют воспитатели и младшие дошкольники, но необходимо проводить эксперименты с соблюдением правил безопасности для окружающих.
Всю последовательность действий младшего дошкольника, незнакомых ранее можно расписать в следующем порядке:
сначала действие изображает воспитатель;
затем может повторить ребенок, и дается возможность повторения для детей, у которых не получилось;
воспитатель может попробовать совершить ошибку, которую могут совершить дети, и они должны обратить внимание на это и попробовать исправить;
дети, не допустившие ошибку, должны повторить новое действие.
Исследования В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой, Т.С. Комаровой и др. показали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобразительной деятельности. Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием формирования познавательной активности дошкольника.
Организационно-педагогические условия:
Принимала участие в методических объединениях и педсоветах по вопросам ознакомления детей с окружающим миром;
24 апреля 2018 года районное методическое объединение воспитателей. Тема: Витрина педагогического опыта
11декабря 2019 года районное методическое объединение воспитателей. Тема: Организация образовательной деятельности в образовательной деятельности «Познавательное развитие»
Прошла курсы повышения квалификации; с 09 ноября по о2 декабря 2020г. по программе «Дошкольного образования в условиях актуализации ФГОС ДО» ГБОУ ДПО НИРО
Тема по самообразованию: «Познаём окружающий мир через игру и эксперименты для детей младшего возраста»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н. Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга [9, с.91].
Осуществляя деятельность по развитию познавательной активности посредством экспериментирования, руководствуюсь: - методическими рекомендациями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
Проанализировав программу, по которой работает наш детский сад, пришла к выводу, что в ней нет системы работы по ознакомлению детей с окружающим миром через эксперементы. Поэтому, на основании О.В. Дыбиной, разработала свою систему в форме перспективного планирования по ознакомлению детей с окружающий мир через игру и эксперименты.
Как подчеркивает О.В. Дыбина, важность применения метода эксперимента в мероприятиях при работе с младшими дошкольниками можно структурировать так: младшие дошкольники приобретают реальное знание изучаемого объекта, его отношения к другим предметам и окружающей среде; ребенок обогащает себя памятью, активизирует классификацию таких психических процессов, как анализ, синтез, получение знаний; идет процесс развития речи младшего дошкольника, потому что ребенок делает выводы, основываясь на том, что он видит и делает; формируются умственные способности (технические и оперативные) развивается самостоятельность младшего дошкольника, развивается умение ставить перед собой несложные цели, умение изменять предметы для достижения желаемого результата; развивается эмоциональное поле младших дошкольников, развивается творческая деятельность, увеличивается двигательная активность [4, с. 48].
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Создание условий для развития экспериментальной активности детей, требующих применение современных технологий развития познавательно- экспериментальной деятельности детей и использование потерявших актуальность методов и приемов. Значимость участия семей воспитанников в организации экспериментальной деятельности детей в детском саду и дома
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Принципы организации детского экспериментировния
1. Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип позволяет установить гармоничное соотношение между процессами развития, детерминированного взрослым, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка. Слишком энергичное влияние взрослого может снизить активность детей, что в конечном итоге скажется в целом на познавательном развитии детей отрицательно. Если же влияние взрослого оказывается малоэффективным, дети теряют контакт со взрослым, что так же негативно сказывается на результате.
2. Принцип противоречивости в содержании знаний. Творческая активность базируется на особой структуре знаний и действий, которые взаимодействуют со знаниями и действиями, уже имеющимися в прошлом ребенка. Усвоение детьми знаний, отражающих тот или иной объект в различных, нередко противоречивых аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность мышления.
3. Принцип «развивающейся интриги». Интенсивное накопление и развитие знаний создает мощную скрытую (потенциальную) энергию. Она проявляется на определенном этапе в виде лавинообразных собственных открытиях ребенка. То есть работу строить необходимо так, чтобы дети, удовлетворенные получением новых знаний на сегодняшнем занятии с нетерпением жаждали узнать, что же будет на следующем?
4. Принцип прогнозирования, видения предметов и явлений окружающего мира в движении, изменении и развитии. В основе данного принципа лежат представления детей о прошлом, настоящем и будущем объектов познания, а так же умения рассматривать их во взаимосвязях и взаимозависимостях.
5. Принцип стимулирования творческого применения детьми познавательного опыта. Необходимо создавать для детей такие условия, в которых они могут решать различные творческие задания, преобразуя полученные знания и вариативно применяя сформированные умения.
6. Принцип стимулирования самостоятельности детей в применении опыта познавательно-исследовательской деятельности. Создание в группе предметно-пространственной среды как «поискового поля» - различные материалы и оборудование, стимулирующие поисковую активность детей.
Задачи:
-расширять представления детей об окружающем мире;
-формировать умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;
-повышать уровень развития познавательных процессов;
-обогащать словарный запас детей различными терминами;
-развивать исследовательские умения и навыки детей;
-сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Задачи профессионально компетенции:
-привести в систему научно-методическую базу/дидактических материалов, методических пособий/;
-создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
-вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
-обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОУ по экспериментальной деятельности.
Педагогическая идея
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Педагогическая идея: приобщение детей к исследовательской деятельности
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие
образования
I Подготовительный этап ( Сентябрь)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Поэтому я остановилась на экспериментирование. Составила план самообразования ««Познаём окружающий мир через игру и эксперименты для детей младшего возраста»
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства, и общекультурного уровня по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.
Задачи: - Проявить свой творческий потенциал
. - Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по теме.
- Пополнить и обогатить предметно-развивающую среду в группе.
- Разработать перспективный план работы с детьми на тему: «Ознакомление детей с объектами и явлениями живой и неживой природы»
- провести с детьми мониторинг
- провести с родителями анкетирование «Детское экспериментирование в семье»
II Основной этап (октябрь-апрель)
Что же такое экспериментирование? Экспериментирование – это деятельность, позволяющая ребенку моделировать в сознании картину мира, которая основана на собственных ответах, наблюдениях, закономерностях.
Процесс экспериментов проходит на протяжении всей детской деятельности: игра, приём пищи, прогулка, занятие, умывание, сон.
Эксперементы можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте
По месту проведения опытов
По количеству детей (форма организации)
По причине их проведения
По характеру включения в педагогический процесс
По продолжительности
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
По месту в цикле:
По характеру мыслительных операций:
По характеру познавательной деятельности детей:
По способу применения в аудитории
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
Организованная образовательная деятельность (занятие);
Совместная деятельность взрослого с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы: образовательная деятельность – экспериментирование.
Игры – эксперименты.
- Прогулки
-Работа в уголке эксперементирования
- Взаимодействие с родителями.
Методы и приемы: - Беседы познавательного характера.
- Наблюдения.
- Сравнения.
- Просмотр опытов.
- Показ. Объяснение.
- Дидактические игры.
- Создание проблемных ситуаций
Образовательная деятельность – экспериментирование.
Знакомство детей с цветом.
Вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения красок
Свет.
Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Воздух.
Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Вода.
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества и изменять цвет, имеет вес, замерзает.
Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Вес.
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Звук.
Научить определять по издаваемому звуку предмет, происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Человек.
Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами.
Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.
Свойства материалов.
Формировать умение узнавать вещи, сделанные из бумаги, дерева, ткани. Формировать представление детей об основных свойствах и назначении бумаги, дерева, ткани. Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, развивать мелкую моторику рук.
.В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления, объекты природы (цвет, форма, величина; мнется – ломается, мягкий – твердый, теплый – холодный и прочее).
Игры – эксперименты являются наиболее любимым детьми видом познавательной деятельности, так как отношения педагога с детьми в игре строятся на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе игры - экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою исследовательскую активность.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаю следующие задачи: - Обязательно сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупыванием, восприятием на слух, (использую дидактическую игру «Чудесный мешочек»)
- Формировать у детей умение сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается? Почему полетела ракета). Игры со снеголепом, с вертушкой
Прогулки позволяют расширить и разнообразить опытно- экспериментальную деятельность детей, так как ребенок оказывается непосредственно в природном окружении, которое предлагает разнообразный материал для исследований и наблюдений. Экспериментальную деятельность во время прогулок провожу с учетом сезонных изменений. Детей четвертого года жизни продолжаю учить наблюдать, анализировать, и делать элементарные выводы об окружающем мире. В летнее время проводятся опыты с водой, песком и глиной, камнями, веточками деревьев, осенними листочками. Продолжаю учить детей лепить и делать фигуры из песка. В процессе игр с песком и водой закрепляю знания детей об их свойствах.
В зимний период в процессе изготовления различных построек, продолжаю знакомить детей со свойствами снега. Снег рыхлый, легкий не лепится, разлетается. Снег липкий, мягкий, лепится. Дети охотно играют со снегом как с песком. Разнообразно использую снег в сочетании с другими материалами для более содержательных наблюдений за его свойствами. Например, снег и лед, снег и вода. Так же провожу эксперименты и наблюдения со льдом. Наливаю цветную воду в различные формочки, и оставляем на улице. Замерзшие льдинки вынимаю, подогрев формочки в теплой воде. Использую цветной лед для творческих игр. Экспериментируем со льдом. Лед от тепла тает, превращается в воду. Тонкий лед прозрачный, хрупкий ломается.
Развлечение
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Восторг детей вызвал просмотр видеоролика на канале «Игрушкин ТВ»
Ребенок любит яркие эксперименты? Показывала детям опыты (фокусы) «Заговор воды» окрашивание воды,
«Извержение вулкана»
«Шоу мыльных пузырей»
«Праздник воздушных шаров»
Сотрудничество с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности.
Цель реализую посредством ряда задач:
Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в ДОУ в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение активных форм взаимодействия.
Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.
Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс я использовала различные формы работы:
В сентябре мы провели анкетирование родителей. Целью данных анкет было выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей.
Родителей всегда интересует, чем занимаются их дети в детском саду, поэтому в группе отправила фото отчет «Волшебная кисточка», «Что в пакете» В группе мы экспериментировали с красками, с воздухом. Родители на фотографиях видели эмоции детей и сделали вывод, что малышам очень интересно заниматься экспериментированием.
Далее я провела консультацию "Почему детям интересно заниматься экспериментированием". Раздала памятки "Как провести экспериментирование дома" "Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей»
Положительные результаты даёт использование наглядного метода
Оформила наглядный материал
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
«При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдать определенные правила»
«Структура детского экспериментирования»
Создала папку-передвижку "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома". Содержание материалов папки заинтересовало родителей, многие брали материал домой для изучения и практики. Оформила в группе стенд со статьями авторитетных ученых, педагогов по вопросу детского экспериментирования и его влияния на развитие ребёнка. Оформила мини-библиотечку, где представила книги, методички, которыми родители также могут пользоваться дома при организации взаимодействия с детьми.
Многие родители организовали экспериментальную деятельность с детьми в домашних условиях. В итоге была организована фотовыставка «Экспериментируем дома»
Именно в самостоятельных исследованиях проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверять свои предположения и сделать выводы. Для таких исследований я приготовила в центре экспериментирования самое простое оборудование и материалы, расположили их в доступном для детей месте. Для самостоятельных исследований были разработаны различные схемы проведения опытов и рисунки – символы (ладошка, глаз, рот, ухо, нос), подсказывающий с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
Материалы в центре разделила на типы по способу применения:
Оборудование: защитные фартучки, нарукавники, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, баночки, пипетки, лупы, ватные палочки и т.п.;
Объекты эксперимента: песок, семена растений, пищевые красители, бумага белая и цветная, вата, металлические предметы, пластилин, краски, пластиковые шприцы без игл, магниты, баночки с почвой;
Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, интересные фотографии; книгами познавательной тематики с иллюстрациями, например, «откуда берутся облака»), красочно и в доступной для детей форме оформленные алгоритмы и схемы для уголка экспериментирования.
При оборудовании центра экспериментирования в группе необходимо соблюдать требования безопасности для жизни, а также здоровья детей, равно как и принципы достаточности и доступности изложения.
Материальная база опытно-экспериментального центра:
природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
другие материалы: образцы тканей, бумаги,дерева;
игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
сосуды: стаканы, миски, баночки;
медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
фартуки, косынки, нарукавники.
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Во время экспериментирования с ними, демонстрирую допустимые варианты исследования, озвучиваю правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
В группе создала центр песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому в группе на подоконнике «посадили огород».
Дети получают представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают;
Дети получают представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия;
На площадке создана «Метеостанция» - показания температуры воздуха, наличие осадков, состояние неба и солнца.
Диапазон личного вклада
Авторская работа «Формирование у детей младшей группы основ культур питания как одной из составляющих здорового образа жизни» получила диплом «Общественное признание» 2020г
Конспект образовательной деятельности по (Окружающему миру через игру и эксперименты) на тему « Бумага, ее качества и свойства » для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной деятельности по (Окружающему миру через игру и эксперименты) на тему «Игры с воздушным шариком» для детей младшего дошкольного возраста.
Конспект образовательной деятельности по (Окружающему миру через игру и эксперименты) на тему, «Узнаем какая вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста « Я- человек»
Картотека занимательных игр – экспериментов (ранний возраст) Игры с водой, светом, звуком.
Картотека "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей дома»
Дидактическая игра «Свет, вода», «Последовательности», «Человек»
Лепбук «Огород»
Мониторинг
В начале учебного года, мною была замечена недостаточная познавательная активность детей и неспособность многих из них к самостоятельным исследовательским действиям.
В результате целенаправленной и планомерной работы по развитию окружающего мира через игру и эксперименты, я сделала для себя вывод: выбранные мною методы и приемы, формы работы по развитию окружающего мира через игру и эксперименты оказались эффективными, что доказывают результаты диагностики. Так положительный результат проводимой работы показала диагностика исследовательской деятельности детей 3-4 лет
(Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.)
Диагностика проводилась в начале деятельности и диагностический срез в марте месяце. В начале года у 65% детей не было умений осуществлять поисковые действия практического характера, приводящие к выявлению отдельных качеств (свойств) и связей объектов. А в марте это умение появилось у 20%. Дети могли взять в руки предмет, посмотрев и потрогав его рассказать, что это за предмет.
В начале года5% детей умели устанавливать наличие простейших связей (соотнесение части и целого, признаков материала и признаков предмета). В марте у 15% появилось умение устанавливать наличие простейших причинно-следственных связей.
В начале года 15% детей умели охарактеризовать результат познавательно-исследовательской деятельности, устанавливать соответствие результата и поискового действия, характеризовать эту связь (разорвал – непрочный, разбил – хрупкий). В марте 20% детей
В начале года умения действовать в соответствии с целью познавательно-исследовательской деятельности и заданной взрослым последовательностью поисковых действий (алгоритмом из 3-4 действий), отвечать на вопросы о достигнутых результатах было у 20% детей. А в марте 4 50%. Дети принимали цель познавательно-исследовательской деятельности, и выполнять задаваемую взрослым последовательность поисковых действий (3-4), отвечать на вопросы о достигнутых результатах.
дителями провели анкетирование в начале года и срез в январе.
На вопрос повторяет ли ребенок дома эксперименты, проведённые в детском саду? Родители 100% ответили, нет, а в январе уже 50% ответили, что дети рассказывают, повторяют эксперименты, проводимые в детском саду
Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
80% родителей ответили, что нужна консультация, а в январе 15% нуждались в консультации, остальные родители уже самостоятельно организовывали детское экспериментирование дома.
На вопрос « Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?» 50% ответили, да и 50% ответили, нет. В январе 90% ответили да. Тема заинтересовала детей и родителей
Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность
Начало года 0% родители не проводили с детьми дома эксперименты. Срез в январе показал, 45% включаются в деятельность детей.
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
На начало года 15% родителей проявляли интерес к экспериментированию, 85% нет. В январе уже 50% заинтересовались экспериментальной деятельностью стали задавать детям вопросы.
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
85% родителей считали, что экспериментальная деятельность детей не развивает детей, т.е. она бесполезна. В январе свое мнение изменили многие родители, 5% родителей считают, что эта деятельность бесполезна.
Срез мониторинга показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.
Таким образом мной были достигнуты промежуточные результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:
У Воспитанников: повысился уровень любознательности; формируются исследовательские умения и навыки развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки; повысился уровень развития познавательных процессов; обогатился словарный запас; воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т.д.); расширились знаний детей о неживой природе. Мной Профессионально:
изучена научно-педагогической литература; разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме; создание современная предметно-развивающей среды в группе; проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности; принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;
В результате проведенной работы родители: - научились организовывать элементарные эксперименты; - оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях; - повысили уровень педагогических знаний
Заключение.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на познавательную активность воспитанников, эмоциональную сферу каждого ребёнка и развитие творческих способностей, на укрепление здоровья.
Экспериментирование явилось наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающим миром. В процессе экспериментирования мои воспитанники получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Таким образом, на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что
усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы. Очень важно научить, ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всѐ это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребѐнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов. Эксперимент показал, что дети младшего дошкольного возраста пособны достаточно успешно применять экспериментирование с целью познания нового.
Я уверена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Свою работу по развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности, я намерена продолжить с детьми среднего и старшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Выступление на тему «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;Формировать умение делать открытия и выводы;Обучать плавному направленному выходу на предмет.Развивающие задачи:Развивать экспериментальную деятел...
ОПЫТ РАБОТЫ на 3 года(младшая и средняя и старшая возрастные группы). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Целью моей работы является развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс эксперементирования. В моём опыте работы представила перспективный план на вторую младшую, среднюю и старшую...