Конспект НОД на тему «Лаборатория воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корнева Татьяна Михайловна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция всех пяти областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-зстетическое и физическое развитие. Опыты с воздухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты с воздухом.23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему «Лаборатория воздуха»

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель:

Формирование представлений детей о воздухе, его свойствах через организацию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогатить и уточнить знания детей о свойствах воздуха (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется) и его роли в жизни человека;
  • Активизировать словарь относительных прилагательных (запах апельсиновый, лимонный, луковый, чесночный); предикативный словарь (воздух шумит, гудит), словарь синонимов (прозрачный, невидимый, бесцветный).
  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией. 

Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение;
  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и желание находить ответ опытно-экспериментальным путём.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Физическое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие.


Материалы и оборудование: аудиозаписи, целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, стаканчики с водой, баночки, бутылочки, крышки от фломастера и из-под баночек, кусок резины и резиновый мяч, апельсин, лимон, лук, чеснок, гуашь синего, красного, желтого и зеленого цвета, альбомные листы. 

Индивидуальная работа:

Словарная работа по закреплению относительных прилагательных: апельсиновый, лимонный, чесночный, луковый.

Помощь в создании рисунка методом кляксографии.

Предварительная работа:

Презентация для детей «Какие бывают лаборатории?», беседа «Правила поведения в лаборатории».

Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) 
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. 
(Коммуникативная игра) 
Станем рядышком, по кругу, 
Скажем «Здравствуйте! » друг другу. 
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся. 
— ДОБРОЕ УТРО! 
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да) Я знаю одну очень трудную загадку, попробуйте ее отгадать. 
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.

Oн - невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух) 

Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Вы знаете сколько человек может прожить без еды? (примерно месяц) А без воды? (около 5 дней) А без воздуха? (не больше 3 минут) .


Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня беседовать? (Да, о воздухе)

А я предлагаю вам поговорить о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория) 

Воспитатель: Скажите, а как нужно вести себя в лаборатории, какие соблюдать правила? (Ответы детей) 
Правильно. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Вы хотите стать настоящими учеными – лаборантами? (Да) 
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты, но прежде немного разомнемся:

Физкультминутка – 

Раз, два, три, четыре, пять -

С вами мы идем гулять (дети шагают на месте)

Мы в окошко поглядели, (повороты головы влево - вправо)

Мы на солнце посмотрели,

Мы на солнце посмотрели

И панамочки надели (поднять руки вверх и положить кисти на голову)

Зашагали по дорожке -

Левой ножкой, правой ножкой, (дети шагают на месте)

Носом - вдох и выдох - ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом) 

Затем дети идут к столам проводить опыты… 

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте мы с вами наденем нашу рабочую одежду, в которой будем работать как настоящие ученые. Я буду вашим научным руководителем, а вы моими помощниками-лаборантами. (Дети и воспитатель надевают халаты, бейджики.) 

Воспитатель: Коллеги, можно ли увидеть воздух? (ответы детей) 
Опыт № 1 «Видим воздух»
Возьмите трубочку, опустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что вы видите? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (ответы детей). Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

Вывод: С помощью трубочки и воды можно увидеть воздух. 

Воспитатель: Коллеги, как вы думаете, можно воздух поймать? (ответы детей) 
Опыт № 2 «Можно ли поймать воздух? » 

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. 
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (прозрачный, невидимый, бесцветный, легкий) 
Хорошо! Давайте проверим. Раскрутите немного мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Вывод: воздух можно почувствовать. 

Воспитатель: А можно ли воздух услышать? Как его можно услышать? (ответы детей) 

Опыт № 3 «Слышим воздух» 

Если подуть в баночку или в бутылочку, в крышки от фломастера, можно услышать, как шумит воздух. 
В:Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. 
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки). 
Вывод: воздух можно услышать. 

Воспитатель: Коллеги, где в природе мы можем услышать, как шумит воздух? Да, когда дует ветер, он разгоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха. Послушаем? (Звучит аудиозапись со звуками ветра) 

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) Нет, воздух не пахнет, но он переносит запахи.
Опыт № 4 «Узнай по запаху».
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы и угадать, что это (апельсин, лук, чеснок). Какой это запах? ( апельсиновый, лимонный, чесночный, луковый.)Вы замечательно справились.
Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.

Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес? ».
Воспитатель: А давайте проверим. 
(На столе разложены предметы: большой полый внутри резиновый мяч, маленький неполый резиновый мячик, ёмкость с водой )
Возьмем маленький мячик и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду большой резиновый мяч. Он не тонет. 
Почему? Ведь большой мяч тяжелее маленького? Что внутри большого мяча? 
(воздух) 
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. 

Воспитатель: Коллеги, а знаете ли вы, что воздухом можно ещё и рисовать? (ответы детей)

Эта техника называется «кляксография». 
Попробуем порисовать? 
Сейчас мы с вами будем рисовать при помощи воздуха, красок и трубочки. Надо капнуть каплю краски на лист бумаги и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети рисуют)


Итак, коллеги, мы сегодня провели множество опытов. Скажите, где мы сегодня с вами были? Что мы делали? Какие опыты вам больше понравились? Что понравилось делать? Что нового мы сделали?

Я хочу вам подарить на память смайлики. Если вам понравились наши опыты, то возьмите себе веселого смайлика, если не понравились – то грустного.
Мы с вами очень хорошо сегодня поработали, все были активными. 
Молодцы, коллеги. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Свойства воздуха"

Конспект занятия по теме "Свойства воздуха"...

Конспект занятия на тему :" Изучаем воздух"

Конспект занятия на тему :" Изучаем воздух"...

Конспект экспериментального занятия. Тема: « Свойства воздуха»

Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах...

Конспект совместной деятельности Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА» (подготовительная к школе группа)

Цель: углубление  знаний детей о свойствах воздуха  (сила воздуха приводит в движение предметы).Задачи:Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери&raqu...

Конспект НОД на тему : "Лаборатория Наураша-температура"

Работа с детьми подготовительной группы в интерактивной лаборатории Наураша. Измерение температуры тела, воздуха, воды, проведение опытом и эксперементов...

конспект НОД на тему: "Свойство воздуха"

Тема: "Свойство воздуха" старшая группа...