Конспект совместной деятельности Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: углубление знаний детей о свойствах воздуха (сила воздуха приводит в движение предметы).
Задачи:
Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери», «Воздух может приводить в движение транспортные средства», «Воздух может поднимать тела» с опорой на алгоритмы.
Развивающая: Развивать познавательную активность, доказательную речь, умение делать умозаключения.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в подгруппах, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nnod_issled._vozd.docx | 56.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства
«Учитель года – 2018»
Конспект совместной деятельности
Тема: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВОЗДУХА»
(подготовительная к школе группа)
интегрирующие дисциплины:
ОО «Познавательное развитие»,
ОО «Социально-коммуникативное»,
ОО «Речевое развитие»
Конькова Елена Валентиновна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №8»
г. Верещагино, 2018
Пояснительная записка
Тема занятия: «Исследователи воздуха»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Место занятия: основной этап
Цель: углубление знаний детей о свойствах воздуха (сила воздуха приводит в движение предметы).
Задачи:
Образовательная: Обучать детей проводить опыты «Воздух может открывать двери», «Воздух может приводить в движение транспортные средства», «Воздух может поднимать тела» с опорой на алгоритмы.
Развивающая: Развивать познавательную активность, доказательную речь, умение делать умозаключения.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в подгруппах, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Предварительная работа: беседа о профессиях ученый, лаборант; проведение опытов в центре «Науки» с опорой на алгоритмы и фиксацией полученных результатов, просмотр видеороликов о природных явлениях.
Методы | Приемы |
Наглядный: Наблюдение Демонстрация видеоролика | Показ способов действий Алгоритм проведения опыта |
Словесный: Рассказ детей
| Беседа после просмотра видеоролика Объяснение Вопросы Пояснение |
Практический Проведение опытов Проблемный вопрос Игра с элементами соревнования |
Необходимое оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, 6 столов, стулья, 3 набора для экспериментирования «Воздух и вода», конструктор Полидрон Гигант, спецодежда (бахилы, медицинские шапочки на каждого участника), воздушные шары по количеству участников; бейджики 3 цветов: зелёный, синий, жёлтый; алгоритмы проведения опытов.
Оборудования для опыта «Воздух может открывать двери»: соединитель, шприц, воздушный шарик, длинный шланг, книга.
Оборудования для опыта «Воздух может приводить в движение транспортные средства»: клапан для воздушных шаров, воздушный шар, насос для воздушных шаров, тележка, вилка для клапана.
Оборудования для опыта «Воздух может поднимать тела»: клапан для воздушных шаров, воздушный шар, насос для воздушных шаров, диск на воздушной подушке.
Ход совместной деятельности:
Организационно-мотивационный этап
Дети просматривают фрагмент видеоролика из мультфильма
«Волшебник Изумрудного города».
Ведущий: О чем этот видеоролик? Какое природное явление вы узнали в этом видеоролике?
Ответы детей: Ураган, ветер.
Ведущий: Как вы думаете, какая сила движет эти предметы и сооружения?
Ответы детей: Ветер, воздух.
Ведущий: Действительно – это ветер. А что такое ветер?
Ответы детей: Воздух
Ведущий: Предположим, ветер - это колебания воздуха, то чем сильнее колебания воздуха, тем сильнее ветер. Проверять наши предположения или гипотезы, мы будем в лаборатории. Вначале нам нужно попасть в лабораторию, в ней мы будем подтверждать или опровергать выдвинутые предположения, затем подвести итог. Для дальнейшей работы нам теперь нужно объединиться в 3 подгруппы по цвету бейджиков, ваши родители будут консультантами в каждой подгруппе, затем надеть спецодежду, которую можете получить у своих консультантов. Пройти в лабораторию мы сможем с помощью наших бейджиков, которые дают разрешение для входа.
Дети и взрослые по цвету бейджиков объединяются в 3 подгруппы, надевают спецодежду, по очереди прикладывают свой бейджик к устройству, тот издаёт звуковой сигнал, все входят в лабораторию.
Основной (операциональный) этап
Ведущий: Вот мы уже и в лаборатории. Что мы будем делать?
Дети: Проводить опыты.
Ведущий: Какие предположения мы будем проверять с помощью опытов?
Дети: Что воздух имеет силу, он двигает предметы.
Ведущий: Я с вами согласна, начнем проверять наши предположения. Ваше рабочее место совпадает по цвету с вашим бейджиком.
Каждая группа подходит к столу с таким же цветовым
обозначением, как и цвет бейджика.
Ведущий: На каждом столе имеется оборудование для проведения опытов и алгоритмы, которые помогут вам правильно провести опыт. По завершению опытов каждая подгруппа расскажет о своих результатах. Время на работу в подгруппах 5 минут. Как только вы услышите звуковой сигнал, работа в подгруппах закончится.
Работа в подгруппах
Дети по алгоритму выполняют опыты, родители оказывают им посильную помощь.
Последовательность проведения опыта «Воздух может открывать двери».
- Положить пустой шарик на стол и наполовину прикрыть его книгой.
- Медленно вдавливая поршень шприца, наблюдать за тем, что происходит с книгой.
- Медленно вытаскивая поршень шприца, по–прежнему наблюдать за книгой.
- Повторить это действие несколько раз.
- В завершение ещё раз впустить воздух в шарик и положить шприц на стол, не двигая поршень.
- Описать, что происходит и сделать вывод.
Последовательность проведения опыта «Воздух может приводить в движение транспортные средства»:
- Накачать шарик; когда он достигнет в диаметре около 15 см. – закрыть клапан сильным сжатием гармошки. Затем отсоединить клапан от насоса.
- Вилку для клапана вставить в крепление тележки так, чтобы вилка была направлена под углом вниз.
- Клапан вставить в вилку таким образом, чтобы его открытый конец был обращён назад и выдавался на 2 см. При закреплении клапана в вилке следить, чтобы клапан не открывался преждевременно. Закрывать вентиль и прикреплять шар к вилке должен родитель, а открывать вентиль будет ребенок.
- Поставить тележку с шариком на стол или гладкий пол. Разомкнуть гармошку на клапане и сразу отпустить тележку. Наблюдать поведением тележки.
- Описать, что происходит и сделать вывод.
Последовательность проведения опыта «Воздух может поднимать тела»:
- Накачать шарик так, чтобы он достигал в диаметре около 15 см., закрыть клапан, плотно сжав гармошку. Затем отсоединить клапан от насоса.
- Положить диск на ровную и гладкую поверхность (стол), насадка в середине платформы должна быть направлена вверх.
- Осторожно вставить клапан вертикально в отверстие диска. При этом следить, чтобы клапан не открылся преждевременно.
- Разомкнуть гармошку на клапане и сразу отпустить клапан. Наблюдать за поведением диска.
- Слегка подтолкнуть диск и наблюдать за его поведением.
- Описать, что происходит и сделать вывод.
Ведущий: Пожалуйста, расскажите, какой опыт вы проводили и что у вас получилось. Какая группа уже готова нам рассказать? Остальные присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети рассказывают о проведенных опытах с опорой на алгоритм, и подтверждают либо опровергают ранее высказанное предположение о силе воздуха.
Ведущий: Проведя опыты, мы убедились в том, что чем сильнее колебание воздуха, тем сильнее сила ветра. Предлагаю ещё раз подтвердить наше предположение во время игры с воздушными шарами «Чей шарик дольше продержится в воздухе». Пожалуйста, возьмите по одному шарику и встаньте в шеренгу. По сигналу «Раз, два, три - шарик надувать начни», мы все одновременно начнем надувать шарики. Как только вы услышите слова «Раз, два, три - шарик отпусти», вам предстоит отпустить шарик из рук. Победит тот, у кого шарик дольше продержится в воздухе и не упадёт на пол, а следить за нашими шариками будут гости.
Игра с воздушными шарами. Дети надувают воздушные шары и отпускают их из рук.
И убеждаются в том, что чем больше надут шарик, тем быстрее он полетит и дольше не упадёт на пол.
Ведущий: Пришло время вернуться обратно в детский сад.
Дети и взрослые снимают спецодежду, складывают её в мусорку и присаживаются на стулья для рефлексии.
Рефлексивно-оценочный этап
Ведущий:
- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы занимались в лаборатории?
- Как вы считаете, удалось ли нам подтвердить выдвинутые предположения? Обоснуйте свой ответ.
- С какими трудностями вы столкнулись во время проведения опытов?
- Что для вас было новым, необычным?
Дети и взрослые высказывают свое мнение и оценивают свою деятельность.
Ведущий: Мне было приятно с вами работать в лаборатории. Думаю, что сегодня вам удалось понять, как колебания воздуха приводят в движения предметы и сооружения. Надеюсь, что вернувшись к своим товарищам, вы сможете рассказать им о проведённых опытах и полученных знаниях. Спасибо вам за работу.
Список литературы:
- Логинова В. И., Бабаева Т. И., Гогоберидзе А.Г. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», Санкт – Петербург, 2014
- Пособие с инструкциями «Аня и Леня проводят опыты с водой и воздухом», Москва, 2012
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Правила дорожного движения"
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группыПравила дорожного движения...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"
Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...
Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".
Цель совместной деятельности - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»
Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза....
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»
В занимательной форме дети закрепляют теоретический и практический материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"...