Квест - игра для детей подготовительной группы по экологии на тему: «Лаборатория воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коварда Светлана Владимировна

Занимательные игры и эксперименты для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_vozduh.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лаборатория воздух»

Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Материалы: набор букв, банка, фигурка водолаза, емкость с водой, банка с крышкой.

Демонстрационный: карточки-символы, картины «город» и «деревня в лесу».

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, резиновые игрушки, дудочки и свистки, кружочки красный-зеленый.

                                                         Ход занятия:

Воспитатель:

-ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. Сначала мы должны отгадать зашифрованное слово.  Я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и из букв составить слово.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные буквы:

вода – назовите первый звук – «в»

солнце - назовите 2 звук – «о»

земля – назовите 1 звук – «з»

радуга – назовите 3 звук – «д»

пруд – назовите гласный звук – «у»

мох – назовите последний звук – «х»

-какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «Воздух».

-скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздухом мы дышим)

-а где есть воздух? (везде)

-а кто дышит воздухом? (люди, птицы, звери, насекомые, растения).

-а можно жить без воздуха? (ответы детей)

-почему? (ответы детей)

- где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

-сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Опыт№1 «Воздух занимает место»

- как вы думаете, возможно ли опустить банку в воду и не намочить фигурку водолаза(ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Из какого материала сделана фигурка. (Бумага) Передо мной таз с водой. Ставлю фигурку и опускаю банку в воду. Что увидели?

Подняв банку, проверили фигурка, не намокла. Почему? Банка была заполнена воздухом.

Вывод: воздух занимает место (карточка-символ)

Опыт №2 «Невидимка»

-кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-как можно его обнаружить? (ответы)

-а я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?

Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

Давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух невидим, но его  можно почувствовать кожей(карточки-символы)

Опыт№3 «Воздух можно услышать»

-воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно?

-возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

-а теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

-возьмите дудочку или свисток дуем. Что происходит? (движение воздуха издает звуки)

-мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: воздух можно услышать, он заполняет собой другие предметы(карточки-символы)

Опыт№4 « Вес»

-ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) а где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

-убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

-что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды отсюда вывод: воздух легче воды(карточка символ)

-возьмем 2 емкости и нальем в одну просто воду, а в другую газированную воду. Опустим в1 емкость кусочек пластилина(он опустился на дно), а во 2 емкости пузырьки воздуха его подняли  наверх.

Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды , поэтому воздух легче воды. (карточка символ)

Опыт№5 «Имеет ли воздух запах».

- как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

Вывод:  собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Игра «Картинки»

-как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.

Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

-ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

-при правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

Предлагаю вам рассмотреть картинки (изображение города и деревни в лесу).

-как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

-что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

-деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

-конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (ответы детей).

Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.

Вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Викторина «Красный-зеленый»

А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять  по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны поднимите зеленый кружок, если не согласны красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра для детей подготовительных групп "К школе готов!?!"

Сценарий квест игры для дошкольников подготовительных групп "К школе готов!?!"...

Квест-игра для детей подготовительной группы

Занятие по ФКЦМ "Земля в опастности"...

Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством квест- игры» для детей подготовительной группы

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что п...

Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством квест- игры» для детей подготовительной группы

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что п...

Конспект развлечения. Квест- игра для детей подготовительной группы «Смешарики. В поисках Здоровья».

Квест-игра "Смешарики. В поисках здоровья." с использованием методов ТРИЗ....

Квест-игра для детей подготовительной группы

Квест-иградля детей подготовительной группы«Путешествие за секретами здоровья»...

Квест - игра для детей подготовительной группы по экологии на тему: « Царство воды»

Занимательные эксперименты, фокусы и наблюдения с водой с детьми 6-7 лет....