Экологическая прогулка "В гости к Весне"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экологическая прогулка по лесопарку «В гости к Весне».
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о лесопарке как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, травы) и животные (насекомые, птицы, звери) на примере Юнтоловского лесопарка.
2. Наблюдать за весенними изменениями в природе в середине весны: прибавлением светового дня, количеством солнечных дней, цветом неба, повышением температуры воздуха, пением птиц, появлением насекомых, цветением раннецветущих растений, набуханием почек на деревьях и появлением на них клейких листочков.
3. Установить связь между изменениями в неживой природе и жизнью растений и животных.
4. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
5. Активизировать словарь и речевую активность детей путем введения новых слов и словосочетаний: «гнездование», «набухание почек», «прогревание земли».
6. Воспитывать желание радоваться, любоваться красотой весенней природы и бережно к ней относиться.
Материал:
Предметные картинки с изображениями раннецветущих растений, игрушка Лунтик, карта, чистые листы бумаги, дневнички наблюдений, карандаши, лупы, модели правил поведения в природе.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в лесопарке. Для наблюдения сделать «подзорные трубы» из листов бумаги. Чтение художественной литературы о природе. Рассматривание картин известных русских художников-пейзажистов. Работа в дневничках наблюдений. Повторение правил дорожного движения. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в лесопарк?»
Ход прогулки:
1. В детском саду.
Педагог: Ребята! Посмотрите в окно. Скажите, какая сегодня погода? (Дети отвечают, что погода хорошая). Я предлагаю вам отправиться в гости к Весне. Мы пойдем на прогулку в Юнтоловский лесопарк: в благоустроенный лес, где есть пешеходные дорожки, специально оборудованные места для отдыха, и возьмем с собой нашего друга Лунтика. Думаю, ему эта экскурсия тоже будет интересна. Перед тем, как отправиться, нам надо взять карту и определить маршрут нашего путешествия. Итак, давайте найдем на карте, где находится Юнтоловский лесопарк. (Дети вместе с педагогом находят на карте лесопарк и определяют его местоположение: Приморский район, западнее пересечения улицы Планерной и Шуваловского проспекта между рекой Каменка, западным скоростным диаметром, рекой Глухарка и озером Лахтинский Разлив.) Теперь мы можем отправляться.
2. В лесопарке.
Игра «Угадай правило»
Педагог: В лес мы поедем на поезде, но, чтобы получить билет на него, надо правильно ответить на вопросы, чего нельзя делать в лесу. (Дети отвечают.) Займите свои места. Поехали.
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем.
Вот мы и приехали. Я предлагаю вам осмотреться вокруг, насладиться красотой весеннего парка, прислушаться к звукам. Что вы слышите? Откуда эти звуки? (Принимаются любые ответы детей, если аргументированы. Педагог делает вывод о том, насколько многоголосным может быть весенний лесопарк.)
Послушайте загадки, пословицы о весне:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Апрель с водою, май – с травою.
Вода с гор потекла – весну привела.
Игра «Когда это бывает?»
Педагог: Ребята! Сколько месяцев длится весна? (Дети отвечают.) Послушайте стихи и скажите, о каком весеннем месяце каждое из этих стихотворений:
1. Замер лес в прозрачной дымке, На деревьях тают льдинки. С веток падает капель, И слышна синицы трель. (Март)
2. Снег сошел. Запахло прелью. Прокатился в небе гром. Муравьи под старой елью Всем семейством строят дом. (Апрель)
3. Дружно лопаются почки, Распускаются листочки, На траве роса дрожит, Лось за радугой бежит. (Май)
(Дети отвечают.)
Педагог: Молодцы!
Педагог: «Какие деревья вы знаете? Назовите их. Про какие деревья эта загадка?
Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы)
(Ответы детей)
Педагог: Выберите дерево, о котором можете рассказать. ( Подбежав к дереву, предлагается рассмотреть его и рассказать, какие изменения произошли с деревом после зимы). В лесопарке много сосен и берез. Реже встречается ольха.
(Ответы детей)
Педагог: Давайте достанем лупы и рассмотрим кору дерева через лупу. Как затейлив узор коры! (Дети замечают, что у каждого дерева кора разная.)
(Дети рассматривают и сравнивают кору деревьев с помощью лупы. Они замечают, что у каждого дерева кора разная.)
Педагог: Посмотрите, поляна покрыта травой и цветами. Назовите, какие цветы вы узнали. ( Ответы детей.)
Педагог: Подойдем к ним поближе, рассмотрим их повнимательней. Рассматривая цветок мать и мачехи воспитатель спрашивает, почему его так назвали. (Дети отвечают, воспитатель дополняет).
Педагог: Найдите лист одуванчика. Сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу. Можем ли мы собрать эти цветы в букет? (Ответы детей).
Воспитатель показывает модели правил поведения человека в лесу «Цветы не рвать!» Подчеркивает, что, срывая цветы раннецветущих растений, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых. Педагог: Давайте посмотрим в «подзорную трубу». Что необычного вы увидели в весеннем лесу?
Дети: Муравья, бабочку, разных птиц, сережки березы, первые цветы…
Педагог: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов. Послушаем их… Что вы услышали?
(Ответы детей.) Педагог: Я загадаю вам загадки, узнайте, о ком они.
Балерина пляшет, Вся искрится блестками,
Над цветками машет Лепестками пестрыми. (Бабочка)
Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт. (Жук)
(Дети отгадывают загадки.)
Педагог: Каких бабочек и жуков вы знаете? Что у них общего и чем различаются? (Ответы и рассказы детей.)
Педагог: О каком насекомом можно сказать жесткокрылое? (Жук)
Давайте понаблюдаем за полетом бабочки, жука: куда летит, на что садится? (Ответы детей.)
Педагог: Как насекомые помогают растениям?
Дети: Они переносят пыльцу, обеспечивают рождение новых растений.
Педагог: А как птицы помогают лесу?
Дети: Они выполняют функцию «докторов» леса: лечат деревья.
Педагог: В Юнтоловском лесопарке и заказнике гнездится (то есть выводят птенцов) более ста видов птиц. Здесь встречаются лисы, зайцы, бобры и даже косули.
А сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к тому, что шепчет травка. Она жалуется на то, что ее вытоптали. А ведь когда травка зеленеет, воздух чище и пыли нет. Нет травы и цветов. Значит, не будет и насекомых. А не будет насекомых, птичкам есть будет нечего, и они погибнут.
Педагог: Лес – это целый мир! Люди должны помогать ему и беречь. Подумайте и расскажите, чем каждый из вас может помочь лесу? (Дети рассказывают.)
Педагог: Ребята наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Сегодня у нас было увлекательное путешествие: мы слушали пение птиц, видели разные цветы и деревья. Вы полны впечатлений и, когда мы вернемся в группу, я предлагаю вам нарисовать картинку про нашу замечательную экскурсию в Юнтоловский лесопарк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "В гости к весне"
В данном проекте представлен план работы по формированию знаний детей младшего дошкольного возрастапо признакам ранней весны, а также диагностика сформированнсти знаний детей о признаках ранней весны,...
Сценарий экологического развлечения "В гости к Весне"
Развлечение дл детей средней группы (зкологическое)...
Конспект тематической прогулки "В гости к Весне"
Цель прогулки: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной поисковой деятельности. Развивать в...
Экологическая прогулка "В гости в зимний лес"
Представлен конспект прогулки во 2 младшей группе в зимний период....
Экологическая прогулка "В гости в зимний лес"
Представлен конспект прогулки во 2 младшей группе в зимний период....
Экологическая игра "В гостях у весны"
Экологическая игра: Место проведения игры :Парк Сергиевка, особо охраняемый природный заповедник.Участники : Воспитатели, воспитанники старшей группы «Колокольчики » и их родители.Цель:...
Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"
Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"...