Краткосрочный познавательный проект "Космос" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краткосрочный познавательный проект "Космос" для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ «СВИБЛОВО»

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«КОСМОС»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

разработали

воспитатели

 РАДЗИЕВСКАЯ А.В.

ВОЙТИК М.В.

МОСКВА

2016

1. Введение

«Человечество не останется вечно на Земле…

Планета есть колыбель разума,

но нельзя же вечно жить в колыбели»

«Невозможное сегодня станет возможным завтра»

К.Э.Циолковский

Наименование проекта: «Космос»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

По количеству участников: групповой

Участники: дети старшего возраста,

воспитатели Радзиевская А.В., Войтик М.В., родители.

В работе над проектом

осуществлялось взаимодействие с воспитателем по физкультуре

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя – 11.04.16-15.04.16

2. Актуальность создания проекта:

В истории России много позитивных, героических событий, которыми можно и нужно гордиться. Дети дошкольного возраста способны воспринимать  эти события, обязаны знать своих героев. Очень важно вовремя привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиция. В этом смысле День космонавтики – один из лучших поводов для такого нравственного урока. Герои космоса, прежде всего – Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов – вот те люди, о которых должны знать маленькие россияне, кем должны гордиться и кому подражать.

4. Аннотация проекта

Проект носит интегрированный характер, включает в себя исследовательскую, практическую, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду патриотизма. Нацелен на решение ряда педагогических задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей старшей группы дошкольного возраста.

Участвуя в выполнении этого проекта, ребенок получит новые, а также уточнит, дополнит уже имеющиеся знания о космосе, небесных телах и об истории освоения космоса человеком. Одна из главных задач  - задача патриотического воспитания– познакомить детей с российской космонавтикой и той славной ролью, которую наши соотечественники внесли в дело освоения космоса.

Проект приурочен к 55-й годовщине первого полета человека в Космос.

3. Цели и задачи

Цель: привить интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через все доступные средства, формирующие основы нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике. Создание условий для совместной познавательной деятельности родителей и детей, педагогов по развитию естественнонаучных представлений об окружающем мире (о космосе)
  • Обогатить  и расширить знания детей о космосе
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, чувство гордости за родную  страну, героев прославивших ее в освоении космоса.
  • Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
  • Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал.
  • Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.  

4. Ожидаемые результаты проекта

К окончанию проекта дети должны: иметь общее представление о космосе и небесных телах – планетах, звездах, кометах, метеоритах, спутнике Земли, Солнечной системе; о роли соотечественников  в освоении космического пространства, об этапах освоения космоса,  иметь представления о средствах и способах исследования космического пространства, а также иметь представление о хрупкости нашей планеты и необходимости бережного отношения к Земле как к среде нашего обитания.


6. Продукты проекта

Коллективная совместная работа родителей с детьми -  Книга Знаний о Космосе, стенгазета о Московском музее космонавтики, коллективная поделка «Луна», выставка творческих  работ детей из бросового материала «Наш космос», книжная выставка познавательной и художественной литературы по теме,

7. Предварительная работа

Подбор и систематизация имеющейся литературы, наглядных дидактических пособий по теме проекта.

Информирование родителей о предстоящей деятельности для получения положительного отклика, интереса и для понимания целей и задач как данного проекта, так и проектной деятельности в целом.

5. Этапы реализации проекта программы

Этап планирования. Воспитатели осуществляют подбор дидактического материала, литературы, игр, форм и содержания предстоящих мероприятий, организует совместное со специалистами обсуждение предстоящей деятельности. Продумывает содержание экспериментальной и практической, продуктивной деятельности.  В соответствии с возможностями и с учетом индивидуальных особенностей воспитанников воспитатели делят детей на подгруппы (географы, энциклопедисты, разработчики, астрономы, собиратели легенд, репортеры, конструкторы) для поиска и изучения материала по отдельным областям проекта.

Подготовительный этап: воспитатель раскрывает перед воспитанниками проблему, инициирует совместное обсуждение , используя модель трех вопросов. Что мы знаем о космосе и его освоении? Что мы хотим узнать о нем? Как мы сможем это узнать? Осуществляется совместное «вживание» в ситуацию, вхождение в проект.

Основной: дети совместно с родителями подготавливают части Книги Знаний о Космосе, потом рассказывают остальным, что нового и интересного они знают о космосе, участвуют в беседах, обсуждениях, викторине, просмотре компьютерной презентации, заучивают стихи, участвуют в продуктивной, музыкально-художественной, экспериментальной, двигательной  деятельности.

Заключительный: проводится игровая викторина «Знатоки». Награждаются активные участники проекта. Организуется выставка поделок, презентуется созданная энциклопедия.

Педагог проводит рефлексию на основе оценивания успешности проекта.

6. План мероприятий

  • Продуктивная (интегрируемые области –художественно-эстетическая,  социально-коммуникативная, речевая) – Создание коллективной Капсулы памяти для  жителей других планет. Задачи: активизировать речевое общение детей,  побуждать их рассказывать о любимых вещах и событиях, запечатлевать их в рисунке, развивать изобразительные навыки, мелкую моторику.
  • Речевая (интегрируемые области – социально-коммуникативная, речевая):  сюжетно-ролевая игра Путешествие на Луну. Задачи: активизировать речевое общение детей, учить дружелюбному, бережному отношению к окружающим, учить сопереживать.
  • Познавательно-исследовательская (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): создание и презентация интерактивной папки Первый полет в космос. Задачи: дать представления о первом полете человека в космос, вызвать чувство гордости за соотечественников и страну.
  • Познавательно-исследовательская (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): презентация главы Нашей книги о космосе группой географов. Рассказ о памятниках и др объектах, названиях улиц нашего города, связанных с космосом, воспитывать чувство гордости за достижения своей страны.
  • Познавательно-исследовательская(интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): презентация главы Нашей книги о космосе группой конструкторов,  беседа и просмотр презентации «Полет на Красную планету»  (о зонде Curiosity) Задачи: дать представление, расширить знания о летательных аппаратах и современных способах исследования других планет.
  • Познавательно-исследовательская(интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): НОД по ФЭМП «Моделируем Солнечную Систему». Задачи: дать детям представление о строении Солнечной системы путем наглядного плоскостного моделирования, закрепить навык прямого и обратного счета в пределах десяти, упражнять в сравнении обънектов по величине с помощью меры.
  • Познавательно-исследовательская (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): презентация главы Нашей книги о космосе группой астрономов. Задачи: формировать потребность в познавательной деятельности, побуждать детей рассказывать о том, что они узнали, расширять знания о космосе, побуждать детей к доброжелательному общению.
  • Продуктивная (интегрируемые области –художественно-эстетическая,  социально-коммуникативная, речевая) – Создание коллективной работы «Луна – спутник земли». Задачи: активизировать речевое общение детей,  учить работать в команде, координировать свои действия, учить создавать объект по образцу, вычленяя значимые, характерные детали, развивать изобразительные навыки, мелкую моторику.
  • Познавательно-исследовательская (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): презентация главы Нашей книги о космосе группой журналистов. Задачи: формировать потребность в познавательной деятельности, побуждать детей рассказывать о том, что они узнали о родном городе, расширять знания о космосе, побуждать детей к доброжелательному общению.
  • Продуктивная  (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): конкурс Лего-конструирования «Марсоход». Задачи: побужать создавать модели с характерными для исследовательской техники деталями, развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику.
  • Речевая (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): чтение  и обсуждение детской литературы по космической тематике  - Мумми-Троль и комета, Путешествие Альки и гномов по Млечному Пути. Задачи: обогатить и актвизировать словарь детей, побуждать участвовать в обсуждении по прочтенному.
  • Экспериментирование со светом (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): со светом Звезды светят всегда. Задачи: развивать интерес к экспериментальной деятельности, дать представления о некоторых физических явлениях.
  • Речевая (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): чтение и заучивание стихов ко Дню космонавтики. Задачи: активизировать словарь детей, развивать память и внимание.
  • Речевая (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): чтение глав из книги К. Булычева Тайна третьей планеты. Задачи: активизировать словарь детей, развивать память и внимание, побуждать к рассказыванию о прочитанном и своих впечатлениях.
  • Двигательная (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая). Спортивная эстафета «Чтобы к звездам полететь» . Задачи: развивать ловкость, выносливость, упражнять в точности движений, учить действовать по команде и в команде.
  • Продуктивная (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая) Создание индивидуальных работ на основе монотипии и кляксографии «Космические миры» . Задачи: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, учить детей выражать в рисунке свои фантазии и представления.
  • Познавательно-исследовательская (интегрируемые области – познание, социально-коммуникативная, речевая): презентация главы Нашей книги о космосе группой энциклопедистов. Рассказ о вкладе наших соотечественников в дело освоения космоса. Задачи: воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, расширять представления детей об этапах освоения космоса.

7. Ресурсное обеспечение

Дидактический наглядный материал: дидактические плакаты, карточки, дидактические альбомы по тематике проекта.

Технические средства: монитор, компьютер, аудио- и видеоматериал по теме.

Литература познавательного характера, художественная литература по тематике проекта.

Бросовый материал, бумага, пластилин, воздушные шары, газетная бумага, клей ПВА, нитки, гуашь.

Глобус

Конструктор Лего с мелкими и средними деталями

Фонарик, лампа настольная, дырокол

Коктейльные трубочки, жидкое мыло.

Темная ткань, ленты, плоскостные изображения планет

Шапочки с изображением космонавтов и инопланетян

Кадровое обеспечение проекта: воспитатели группы, физкультурный работник.

10. Рефлексия

На наш взгляд,  наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных педагогических задач было решение о разделении детской группы на микрокоманды для подготовки отдельных заданий, разработки отдельной области знаний о космосе, и для участия в определенных видах деятельности. Это дало возможность более глубокого погружения в тему проекта каждому отдельному ребенку, а также сделало более гибким учет индивидуальных особенностей всех участников. Также на успешность проекта повлияло решение о  привлечении родителей, специалистов  для широкого участия в проекте. Это,  безусловно, усилило интерес детей к выбранной теме и обогатило  их знания и умения.

11. Литература

Проектная деятельность дошкольников, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, М., Мозаика-Синтез, 2015

Альбом по развитию речи С.В. Батяева, М., Росмен, 2014

Иллюстрированный атлас Вселенная, М. Гарлик, М., Махаон, 2015

Почему Луна на землю не падает?, С.Н. Зигуненко, М., Аванта, 2015

Почему ракета летает? ,  М.В. Собе-Панек, М., Аванта, 2015

Звездное небо, атлас с наклейками для детей, М., Алтей, 2016

Расскажите детям о космонавтике. Карточки для занятий в детском саду и дома, М., Мозаика-Синтез, 2014

Расскажите детям о космосе. Карточки для занятий в детском саду и дома, М., Мозаика-Синтез, 2015

Мир и человек. Географический атлас, М., Ди Эм Би, 2013

Найди созвездия, В. Кащенко, М., Издательство «Малыш», 1078

Моя первая энциклопедия. Я открываю мир, А. Эрнэ, М., ИД «Миллион меню», 2014

Странствия Альки и гномов по Млечному пути, Е.П. Левитан, М., Дрофа, 1999

Путеводитель по звездному небу, М., Астрель, 2007

Муми-тролль и комета, Т. Янссон, М., Семья и школа, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Черепахи".

Краткосрочный проект по развитию познавательных способностей детей старшей группы ДОУ "Черепахи"....

Краткосрочный проект для детей старшей группы "От шалости до беды - один шаг"

  В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостато...

Краткосрочный проект для детей старшей группы.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна нам, взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, их непосредственность, любопыт...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Матрёшка» Проект "Белоствольная красавица"

Мотив:Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как вз...

Краткосрочный проект для детей старшей группы

1.Название проекта: Сладкая история2.Тема недели: профессии         3.Проблема: недостаточный уровень знаний о профессии кондитера, дети не знают как по- д...

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Пасха"

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58     Краткосрочный проект для детей старшей...