Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Володько Оксана Леонтьевна

Знакомство детей с разнообразием камней, выявлением свойств через опыты с камнями,  познакомить с информацией о пользе камня для человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе:             «Эти удивительные камни»

    Цель: расширить знания детей о свойствах камней.

    Задачи: - формировать элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;

- расширять знания о том, для чего  нужен камень,  как использует человек для своих нужд;

- развивать познавательную активность в процессе познавательно- экспериментальной деятельности;

- обогащать активный словарь прилагательными;

- воспитывать любовь к неживой природе.

     Образовательные области:  познание, худ-эстетическая, коммуникативная, здоровье.

    Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; коллекция камушков и камней, лупы, емкость с водой,   салфетки, шкатулка, деревянный брусок, гвоздики, молоток.

Организационный момент: 

Педагог: - Дорогие друзья, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, теплый ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Мы живем в одной стране

Всех я вас приветствую.  

Педагог: Сегодня у нас с вами необычная встреча, а вот что мы узнаем нового – узнаем из загадки: отгадка даст нам ответ: будьте внимательны и прослушайте до конца:

«Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.»
(камень)

«Не птица, а летает, в лоб попадет – шишку оставит»

«В сережках у мамы  огнем он горит

В пыли на дороге ненужный лежит

Меняет он форму, меняет он цвет

А в стройке годится на тысячу лет

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять»

Педагог: - Молодцы, любите вы загадки – сразу видно, отгадываете легко по признакам. Сейчас я вам предлагаю поговорить о камнях. А чтобы у нас получалось красиво рассказать мы с вами повторим  скороговорку: «Купила бабуся бусы  Марусе» (проводится игровое упражнение со скороговоркой) Возьмите по одному камушку в руку – рассмотрите, погладьте свой камушек – что вы можете сказать о своем камушке?

(ответы детей по желанию)

Педагог: А где мы можем встретить камушки?  (ответы детей)

Педагог: -    На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют вам  свой удивительный мир. И чем больше вы узнаёте о камнях, тем больше хочется узнать.

    Есть детская игрушка калейдоскоп. Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также, наверно, и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней.

     Занимается изучением камнями наука – геология -  целое семейство наук о строении, составе и эволюции земной коры и недр Земли.

     Горы-  это огромные глыбы камня, когда камень большой – мы называем – валун, а мелкие камешки называют галькой. Когда с гор падают камни, то это явление называется – камнепад. Камни есть не только в горах,  они есть  и под землей и под водой. Морские камни очень гладкие, как вы думаете – почему? (ответы детей) – Правильно, вода сглаживает волнами неровности. Под водой  камни трутся друг о друга и постепенно становятся гладкими.

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги – мощенная дорога камнем называется мостовая – у нас в Москве тоже есть выложенная камнем площадь – как она называется?  (ответы детей) . Даже памятники делают из камня. Как вы думаете почему?  (ответы детей)

Строят заборы, укладывают и оформляют клумбы, рисуют на камнях, используют в бане для пара,  камни лечат, их нагревают и прикладывают к  больному месту, камешки используют для массажа ног.

Предлагаю вам сейчас превратиться в начинающих исследователей-экспериментаторов. Согласны.? Возьмите камешки в руки и сожмите крепко-крепко – изменил он форму? Сделаем вывод – он твердый,  как вы думаете,  дерево тверже камня?  (ответы-предположения) - А давайте проверим?

Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево, что получилось? (ответы детей). А теперь я попробую вбить гвоздь в камень:: гвоздь гнется. Ну что смогла я вбить гвоздь в камень ? Какой вывод можно сделать?  А теперь возьмите свой камешек и посмотрите на сквозь него на окно? Камень пропускает свет?  (Ответы детей)

    - А теперь давайте посмотрим как будут себя вести камешки и деревяшка в воде:  перед вами емкость с водой – опустим деревянный брусок и что мы видим? (ответы детей) , а теперь опустим камушки – что мы наблюдаем?  Камень тонет, почему? Он тяжелее воды, а почему дерево плавает? Оно легче воды. А теперь обратите внимание на камни, которые я достану из воды – какие они – они темнее, он мокрый.

   Вот так с помощью опытов мы выяснили свойства камней. А теперь давайте поиграем в игру: «Правильно-неправильно»:

Правило игры:  если я говорю правильно, вы поднимаете свой камешек вверх, если неправильно вы стучите камушком по камушку (в паре с соседом) – как будто камушки возмущаются.

- камень тонет в воде

- камень прозрачный, как стекло

- гвоздь нельзя вбить в камень

- мокрый камень и сухой отличаются по цвету

- камень легкий как перышко или вата

- камень хрупкий, как стекло и его можно разбить

- камень можно растянуть как резину

- поверхность морского камушка шершавая

- камень плавает в воде, как дерево

- камень можно порвать как бумагу

Спасибо. Вам понравилась игра – молодцы.

А сейчас для нас интересную информацию о камнях приготовила Ульяна. Приглашаю.  (информацию дает ребенок – рассказ о янтаре)

Спасибо, Ульяна за познавательную историю. Давайте минутку отдохнем.

Проводится физминутка:

физминутка:

На прогулку мы пошли,

 Камни разные нашли.

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — разных  камешков нашли,

С собой в садик принесли.

Педагог: присаживайтесь на свои стульчики – скажите, дети, сегодня на нашем занятии вы узнали что-то новое, что раньше не знали ? А что больше всего вас удивило?  (ответы детей)

А теперь я вам предлагаю пройти в нашу студию и посмотреть слайды о камнях.

(просмотр слайдов)

Педагог: - Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Камнями можно было растирать зернышки – превращая их в муку, защищаться от диких животных, добывать себе пищу, камни нагревали и грелись люди, блестящими камешками человек издавна любил украшать себя. Вот какой он непростой – простой камень!

 Сейчас я вас познакомлю с народными пословицами и поговорками, в которых упоминают камень:

« Нашла коса на камень», «В камень стрелять – только стрелы терять», «Одним камнем много горшков перебьешь», «Жизнь – не камень: на одном месте не лежит,а вперед бежит»,  «Кровь не вода, сердце – не камень»,  «Капля по капле и камень точит», «Брошенный камень, обратно не возвращается», «В наш огород камушек»,  «Говорит словно лисица, а за душой камень держит», «Драгоценный камень и в пыли блестит», «Если в сердце есть стремление, то и камень просверлишь», «Под лежачий камень и вода не течет» - мы с вами значение образных выражений, поговорок и пословиц разберем на следующих наших игровых занятиях. А всё что вы узнали на нашем занятии сегодня расскажите родителям,  поделитесь с друзьями – им это тоже интересно будет.  А теперь попрощаемся с гостями – и пригласим в гости их в следующий раз.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе  «Удивительный воздух»....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный песок».

Задачи: Развивать познавательный интерес. Продолжать развивать умение обследовать объекты неживой природы, формировать представления детей о свойствах песка. Воспитывать желание проводи...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Удивительный мир муравейника»

Познакомить с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника. Развивать ...