Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с разнообразием камней, выявлением свойств через опыты с камнями, познакомить с информацией о пользе камня для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_v_starshey_gruppe.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Эти удивительные камни»
Цель: расширить знания детей о свойствах камней.
Задачи: - формировать элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
- расширять знания о том, для чего нужен камень, как использует человек для своих нужд;
- развивать познавательную активность в процессе познавательно- экспериментальной деятельности;
- обогащать активный словарь прилагательными;
- воспитывать любовь к неживой природе.
Образовательные области: познание, худ-эстетическая, коммуникативная, здоровье.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; коллекция камушков и камней, лупы, емкость с водой, салфетки, шкатулка, деревянный брусок, гвоздики, молоток.
Организационный момент:
Педагог: - Дорогие друзья, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, теплый ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одной стране
Всех я вас приветствую.
Педагог: Сегодня у нас с вами необычная встреча, а вот что мы узнаем нового – узнаем из загадки: отгадка даст нам ответ: будьте внимательны и прослушайте до конца:
«Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.»
(камень)
«Не птица, а летает, в лоб попадет – шишку оставит»
«В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужный лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять»
Педагог: - Молодцы, любите вы загадки – сразу видно, отгадываете легко по признакам. Сейчас я вам предлагаю поговорить о камнях. А чтобы у нас получалось красиво рассказать мы с вами повторим скороговорку: «Купила бабуся бусы Марусе» (проводится игровое упражнение со скороговоркой) Возьмите по одному камушку в руку – рассмотрите, погладьте свой камушек – что вы можете сказать о своем камушке?
(ответы детей по желанию)
Педагог: А где мы можем встретить камушки? (ответы детей)
Педагог: - На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют вам свой удивительный мир. И чем больше вы узнаёте о камнях, тем больше хочется узнать.
Есть детская игрушка калейдоскоп. Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также, наверно, и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней.
Занимается изучением камнями наука – геология - целое семейство наук о строении, составе и эволюции земной коры и недр Земли.
Горы- это огромные глыбы камня, когда камень большой – мы называем – валун, а мелкие камешки называют галькой. Когда с гор падают камни, то это явление называется – камнепад. Камни есть не только в горах, они есть и под землей и под водой. Морские камни очень гладкие, как вы думаете – почему? (ответы детей) – Правильно, вода сглаживает волнами неровности. Под водой камни трутся друг о друга и постепенно становятся гладкими.
Из камня строят дома, башни, мосты и дороги – мощенная дорога камнем называется мостовая – у нас в Москве тоже есть выложенная камнем площадь – как она называется? (ответы детей) . Даже памятники делают из камня. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Строят заборы, укладывают и оформляют клумбы, рисуют на камнях, используют в бане для пара, камни лечат, их нагревают и прикладывают к больному месту, камешки используют для массажа ног.
Предлагаю вам сейчас превратиться в начинающих исследователей-экспериментаторов. Согласны.? Возьмите камешки в руки и сожмите крепко-крепко – изменил он форму? Сделаем вывод – он твердый, как вы думаете, дерево тверже камня? (ответы-предположения) - А давайте проверим?
Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево, что получилось? (ответы детей). А теперь я попробую вбить гвоздь в камень:: гвоздь гнется. Ну что смогла я вбить гвоздь в камень ? Какой вывод можно сделать? А теперь возьмите свой камешек и посмотрите на сквозь него на окно? Камень пропускает свет? (Ответы детей)
- А теперь давайте посмотрим как будут себя вести камешки и деревяшка в воде: перед вами емкость с водой – опустим деревянный брусок и что мы видим? (ответы детей) , а теперь опустим камушки – что мы наблюдаем? Камень тонет, почему? Он тяжелее воды, а почему дерево плавает? Оно легче воды. А теперь обратите внимание на камни, которые я достану из воды – какие они – они темнее, он мокрый.
Вот так с помощью опытов мы выяснили свойства камней. А теперь давайте поиграем в игру: «Правильно-неправильно»:
Правило игры: если я говорю правильно, вы поднимаете свой камешек вверх, если неправильно вы стучите камушком по камушку (в паре с соседом) – как будто камушки возмущаются.
- камень тонет в воде
- камень прозрачный, как стекло
- гвоздь нельзя вбить в камень
- мокрый камень и сухой отличаются по цвету
- камень легкий как перышко или вата
- камень хрупкий, как стекло и его можно разбить
- камень можно растянуть как резину
- поверхность морского камушка шершавая
- камень плавает в воде, как дерево
- камень можно порвать как бумагу
Спасибо. Вам понравилась игра – молодцы.
А сейчас для нас интересную информацию о камнях приготовила Ульяна. Приглашаю. (информацию дает ребенок – рассказ о янтаре)
Спасибо, Ульяна за познавательную историю. Давайте минутку отдохнем.
Проводится физминутка:
физминутка:
На прогулку мы пошли,
Камни разные нашли.
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — разных камешков нашли,
С собой в садик принесли.
Педагог: присаживайтесь на свои стульчики – скажите, дети, сегодня на нашем занятии вы узнали что-то новое, что раньше не знали ? А что больше всего вас удивило? (ответы детей)
А теперь я вам предлагаю пройти в нашу студию и посмотреть слайды о камнях.
(просмотр слайдов)
Педагог: - Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Камнями можно было растирать зернышки – превращая их в муку, защищаться от диких животных, добывать себе пищу, камни нагревали и грелись люди, блестящими камешками человек издавна любил украшать себя. Вот какой он непростой – простой камень!
Сейчас я вас познакомлю с народными пословицами и поговорками, в которых упоминают камень:
« Нашла коса на камень», «В камень стрелять – только стрелы терять», «Одним камнем много горшков перебьешь», «Жизнь – не камень: на одном месте не лежит,а вперед бежит», «Кровь не вода, сердце – не камень», «Капля по капле и камень точит», «Брошенный камень, обратно не возвращается», «В наш огород камушек», «Говорит словно лисица, а за душой камень держит», «Драгоценный камень и в пыли блестит», «Если в сердце есть стремление, то и камень просверлишь», «Под лежачий камень и вода не течет» - мы с вами значение образных выражений, поговорок и пословиц разберем на следующих наших игровых занятиях. А всё что вы узнали на нашем занятии сегодня расскажите родителям, поделитесь с друзьями – им это тоже интересно будет. А теперь попрощаемся с гостями – и пригласим в гости их в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада по теме: «Все профессии важны, все профессии нужны. Ознакомление с профессией врача»
Конспект занятия в помощь воспитателям ДОУ при планировании своей деятельности по окружающему миру....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».
Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух»....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный песок».
Задачи: Развивать познавательный интерес. Продолжать развивать умение обследовать объекты неживой природы, формировать представления детей о свойствах песка. Воспитывать желание проводи...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Удивительный мир муравейника»
Познакомить с муравьями, как представителями насекомых. Дать знания о пользе, приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника. Развивать ...