Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Удивительные камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Ирина Владимировна

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе «Удивительные камни».

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

-Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный — Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт — в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

— А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

-Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

-Чем они занимаются?

— Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это — камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

( Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький — другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

— Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Почему у него нет острых углов? ( Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

 

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои ладошки.

— А теперь посмотрите на них через лупу?

— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

— Что интересного вы увидели?

— Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру ” С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,

Речку — каменку найдем.

(встают парами, шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камушкам бежит.

(руки вперед, движение «волна»)

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.

(шагают на месте)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом,

(движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем.

(руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней,

(руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт!

(руки в стороны ладонями вперед).

–Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Конспект занятия по окружающему мирув подготовительной группе Беседа о поле.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Беседа о поле.– Где мы с вами оказались? (В поле.) Ранней весной здесь кажется, что идёшь по земле, усеянной изумрудами, ...