Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР) посредством экологического проекта»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ефремова Марина Владимировна

в методической разработке представлен материал по развитию познавательного интереса у дошкольников через экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие познавательного интереса у  детей подготовительной группы компенсирующей направленности (с ТНР)

 посредством экологического проекта»

Воспитатель: Ефремова М.В.

ГБДОУ д/с № 36

Пушкинского района

Санкт - Петербурга

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

ГЛАВА I Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического проекта.

1.1 Проблема развития познавательного интереса в контексте истории.

5

1.2 Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

6

1.3 Роль  экологического воспитания в развитии познавательного интереса дошкольников. Метод проектов.

10

ГЛАВА II Практическая деятельность.

2.1 Развитие познавательного интереса через экологический проект «Водный мир».

13

Заключение.

17

Список литературы.

18

 

Познавательный интерес  можно сравнить со спиралью, которая должна расширяться и углубляться.

А. В. Запорожец

Введение.

      Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня. Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

      Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

      В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. [ 9

      А. Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом.                                                                                 Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

      Задачи познавательного развития занимают центральное место в целостном развитии личности дошкольника. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, какой он есть.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса в экологическом воспитании дошкольников.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса старшего дошкольника средствами экологического проекта

Цель: определить значение  экологического проекта на развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

1. Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развитие познавательного интереса старшего дошкольника средствами экологического проекта.

2. Разработать  экологический проект для  повышения уровня познавательного интереса старших дошкольников.

3. Выявить эффективность влияния экологического проекта на развитие познавательного интереса  в  экологическом образовании старших дошкольников.

ГЛАВА I Теоретические аспекты развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экологического проекта.

1.1 Проблема развития познавательного интереса в контексте истории.

      Проблема развития познавательного интереса в истории русской педагогической мысли появилась постепенно под влиянием требований жизни. К перестройке просвещения в России и иных путей усвоения знаний были привлечены образованные  для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики - И.И.Бецкой и Ф.И. Янкович. Идеи И.И. Бецкова,  создать сословные учебные заведения и вырастить в них "новую породу людей" выражали новое отношение к природе ребенка. Линия связи познавательного интереса с нравственным воспитанием прослеживается во взглядах Н.И. Новикова, который видел в просвещении средств изменения сознания и нравственности людей, средство которое позволяет правильно мыслить и познавать истину и добро, отличать добро от зла. Во второй половине ХVIII века  над проблемой  познавательного развития работали А.Н. Радищев, Н.И. Пирогов. Обстоятельно,  в контексте своей педагогической теории проблему познавательного интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. Обостренная критика обучения и воспитания в период общественно-педагогического подъема привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребенка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой.     Начиная с середины Х/Х века, проблемой познавательного интереса занимались:  В.Г. Белинский, А.И. Герцен,  Н.Г. Чернышевский  который  утверждал, что любознательность вырастает из внимания, на основе его упорядочиваются представления и понятия, возбуждаются потребности разумной деятельности, вызывающая радость учения. Проблемой познавательного интереса в начале   ХХ века занимались А.И. Анастасиев, П.Ф. Каптеев и другие.     Теоретические идеи Н.К. Крупской по проблеме развития познавательного интереса  нашли практическое применение в передовом опыте, который накапливался советской школой в 20-30 годы и в опыте главным образом выдающихся педагогов С.Т. Шацкого  и                         А.С. Макаренко.  

        В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики познавательного воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами В. В. Давыдовым,     Д. Б. Элькониным и др. провозглашалась необходимость:  усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;  построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

      Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались                      А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

1.2 Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной сферы является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Правильное руководство развитием  познавательного интереса ребенка требует от взрослых (педагогов и родителей) отчетливого представления о том, что такое познание, каковы особенности дошкольника, к какому результату мы стремимся, воздействуя на познавательную сферу детей. Эти знания помогут взрослым в лице родителей и педагогов понять свое место и роль в процессе познавательного развития ребенка, определить, выбрать те средства и методы, которые позволят наиболее успешно и эффективно осуществлять развитие познавательной сферы детей.

Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.

Познавательная сфера включает три взаимосвязанных компонента.

1. – познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.)

2. – информация, которая отражает опыт человечества на пути познания мира.

3. – отношение к миру (эмоционально-чувственный опыт).

В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к нашему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте. И если мы хотим вырастить человека-созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок понесет это отношение через всю свою жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение.

В течение жизни человека процесс познания проходит разные этапы развития. Так, любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему на первых порах адаптироваться к новым условиям жизни. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста осуществляется в пределах их познавательной активности, которая имеет свои характерные особенности в каждом возрастном интервале.

Педагогам и родителям, искренне желающим помочь детям в познании и открытии мира, необходимо знать эти особенности, которые соответствуют физиологическим и психическим возможностям детей конкретного возраста. Иными словами, прежде чем взрослый будет вмешиваться в процесс познавательного развития ребенка, руководить этим процессом, ему необходимо хорошо разобраться и понять, во ЧТО он вмешивается, ЧЕМ он собирается руководить. Поэтому, я перехожу к рассмотрению следующего важного вопроса - особенности развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте ребенок бросает свой пытливый взор на открывшуюся ранее перспективу познания большого мира. Ведь “большой мир” - это огромный пласт знаний, которые накопило человечество на пути познания мира. Дети смело “пересекают пространство и время”, им все интересно, все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-7 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: “ Хочу все знать!“

Однако имеющиеся у старшего дошкольника возможности познания мира еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети 5-7 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале старшего дошкольника имеются различные способы познания: - действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); - слово, то есть рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).

Большое значение для развития познавательного интереса  ребенка пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер).

Уровень развития мыслительных операций у ребенка 5-7 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

К старшему дошкольному возрасту у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным познавательным содержаниям, объектам или явлениям. К избирательным интересам детей необходимо относиться внимательно и бережно;  всячески поддерживать и развивать их. Именно индивидуальные интересы и потребности активизируют познавательные возможности и способности ребенка.

Итак, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается: - стремление расширить познаваемые горизонты действительности; - желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; - интерес к новым источникам информации;  - потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру; - более яркие и четкие (по сравнению с предшествующими годами) индивидуальные познавательные интересы и предпочтения.

1.3  Роль экологического воспитания в развитии   познавательного интереса дошкольников. Метод проектов.

      Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

      Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

      Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.  Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.      

     

Метод проектов

   

      «Почему?» – этот детский вопрос очень часто приходиться слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывает на формирование чувств детей повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляется в том случае, если педагог использует в своей работе такие методы обучения, которые направлены на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

      Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен.

Он способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру; к разным областям знаний  и видов деятельности; формирует навыки сотрудничества; повышает активность детей; развивает творческое мышление и творческие способности. Осуществляется такая организация образовательного процесса, при которой дошкольник приобретает опыт творческой деятельности; опыт эмоционально – ценностного отношения к действительности; знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий.

      Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

Целями проектного образования являются:

  • повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения его самореализации и рефлексии;
  • осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
  • развитие исследовательских умений.

Предпосылки использования метода проектов в ДОУ:

  • совершенствование развивающей среды;
  • наличие медико–психологической и социально–педагогической служб;
  • использование комплексных, вариативных и парциальных программ, инновационных технологий;
  • интеграция базисного и дополнительного образования, создание единого образовательного пространства;
  • потребность педагогов в инновационной деятельности;
  • адекватное вовлечение семей в воспитательно–образовательный процесс;
  • многофункциональное взаимодействие с социумом.

      Метод проектной деятельности помогает развивать свободную творческую личность, которая, соответствует социальному заказу на современном этапе; делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других социальных партнеров.

ГЛАВА II Практическая деятельность.

  1. Развитие познавательного интереса через экологический проект «Водный мир».

      В своей педагогической работе процесс развития познавательного интереса в экологическом воспитании дошкольников ориентирую на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Моя работа осуществляться с опорой на зону ближайшего развития – ту область действий и задач, которую ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснениями взрослого.

Задачей своей работы считаю - организация образовательной деятельности ребенка, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей. И применяю такие формы обучения как вовлечение ребенка в разные виды деятельности, использование дидактических игр, использование методов обучения направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Все это способствует тому, что  ребенок не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, у него формируется умение управлять своей деятельностью.

       Используя разнообразные формы и методы работы, отдаю предпочтение проектной деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я  стараюсь создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

      На одном из занятий экологической направленности я  предложила детям сюжетно-игровую ситуацию, в ходе которой, ребята совместно со мной выявили проблему необходимости создания в уголке природы аквариума. Дети заинтересовались данной проблемой. Так «зародился» длительный проект информационно-практико-ориентированного типа «Водный мир», в котором принимали участие дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников. Сформулировав перед детьми доступную для их понимания проблему, я  ненавязчиво подвели их к поиску путей решения проблемных ситуаций. Так через практические опыты закладывалась основа исследовательской деятельности.

      Учитывая возрастные психологические особенности детей, я  разработала «Модель организации совместной работы в проектной деятельности»,

где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе экологического воспитания

Задачи проекта:

1. Создать предметную среду для ознакомления детей с аквариумной рыбкой

2. Активизировать познавательную активность детей в процессе знакомства с аквариумной рыбкой

3. Организация взаимодействия с родителями воспитанников по теме проекта

      Для реализации проекта были подобраны специальная и методическая  литература, аудио- и видео записи  по теме, настольно – печатные и  дидактические  игры. Для развития познавательного интереса дети посетили  живой уголок детского сада. А так же проведена работа с родителями по приобретению для создания водного мира в нашей группе - оборудования, аквариумных рыб и растений.

      По Модели организации совместной работы в проектной деятельности были проведены  занятия по познавательному развитию, по развитию речи,  по продуктивным видам деятельности.  

      Во время свободной деятельности с детьми проводились развивающие игры по ТРИЗ, дидактические, настольно- печатные  игры, а также игры на воображение, игровые упражнения и творческие игры с водой.

      Были организованы: экскурсия в зоомагазин и посещение живого уголка д\с № 16 нашего города.

      В течение реализации проекта дети познакомились с художественной  и научно – популярной литературой.

      Проводилась и такая форма работы как проведение викторины «Наш аквариум», встреча с любителем – аквариумистом, общение с детьми других групп – это выступление детей со своими рассказами об обитателях аквариума.

      Проведен цикл наблюдений и  исследовательская деятельность за аквариумными рыбками.     Была организована трудовая деятельность: «Наведи порядок в аквариуме» по мере необходимости, ежедневное кормление рыбок.

      В ходе реализации проекта был создан аквариум  в пространстве группового помещения и организована деятельность по уходу за его обитателями.

      У детей сформировались знания о среде обитания необходимой аквариумным рыбам (как создавать и поддерживать её). Дети знают  и называют  рыб, аквариумные растения из группового (изученного) аквариума. Знают, какими кормами кормить рыбок. Были разработаны предупреждающие знаки,  напоминающие о правилах поведения рядом с аквариумом. В ходе реализации проекта была изготовлены книжка – малышка «Путешествие малька» и  тематические альбомы «Наш аквариум», «Кто живет в воде?».

      Вся работа над проектом строилась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Обсудив с ними план-проект и нацелив их на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в  сборе информации; приобретении литературы, в изготовлении книжек –самоделок, макетов, природоохранных плакатов, выпуске экологической газеты «Наш аквариум», которые использовались для оформления и дизайна группы. Была организована выставка работ сотворчества детей и родителей «Наши рыбки». С их помощью приобрели оборудование, растения и рыбок. В процессе реализации экологического проекта у родителей  был вызван огромный интерес к аквариумистике. В работе с родителями я широко использовали анкетирование, консультирование.

      Презентацией проекта стало совместное мероприятие с семьями воспитанников – КВН «Водный мир», в процессе которого дети вместе с родителями показали свою эрудицию, знания по данной проблеме. Каждой семьей был представлен альбом «Моя любимая рыбка». Завершением любого проекта является конкретное дело, в группе появился «Водный мир» за которым в дальнейшем мы будем наблюдать, изучать, решать новые, интересные проблемы. И с окончания детского сада, групповой аквариум перейдет к детям младшего возраста, и новые воспитанники будут тоже изучать этот интересный, полон загадок и впечатлений Водный мир.

      Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволило добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.

Заключение.

     

      Мы знаем, что с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что старший дошкольный возраст называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. И технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. А еще особенность проекта заключается в том, что в нем принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Таким образом, актуальность проектировочной деятельности заключается в том, что она связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, осуществляя взаимодействие со специалистами и родителями.

      Метод проектов позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Из практики работы можно отметить, что знания и умения, полученные детьми в ходе проектной деятельности, являются наиболее прочными, так как они добыты самостоятельным трудом.

Методическая литература.

  1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2004г.
  2. Абраухова В. В., Овсянникова Н. П., Степовая В.С.                                                        Комплексное образование детей 5-10 лет в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования.                                                                                                         Статья  - Проект модернизации комплексной образовательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста в пространстве УДО «Я в мире и мир во мне» Ростов – на – Дону, 2007.
  3. Гризик Т.И. Ознакомление с окружающим миром                                                                         (познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста).                                            Методическое пособие к Примерной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.
  4. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. Москва: Карапуз – Дидактика, 2007г.
  5. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009 г.
  6. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т.С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей ДОУ. Москва: АРКТИ, 2005 г.
  7. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Москва: Мозаика – Синтез, 2004 г.
  8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
  9. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5- 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006 г.
  10. Горькова Л.Г., Кочергина А.В.,  Обухова Л.А. Сценарии занятий  по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). Москва: ВАКО, 2005 г.
  11. Прохорова Л.Н., Кузнецова Н. В., Скрипченко Л.С., Балакшина Т.А., Тукманова Е.В., Степанова Л.М. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. Москва: АРКТИ, 2003 г.
  12. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми в подготовительной группе детского сада. Москва: Новая школа, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. по теме проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Сравнительный анализ после проведённой работы по ранней профориентации (в течение учебного года)Октябрь 2016г./май 2017г.Цель: определить результат усвоенных знаний у детей по теме «Профессии, о...

«Развитие связной речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности»

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДОСУГА «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИеМ РЕЧИ ГБДОУ №49 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования у детей интереса к народным праздникам, познакомить с традициями русского народа во время проведения досуга....

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "В лес за грибами"

Тема. «В лес за грибами».Цель. Обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей. Формирование эмоциональной отзывчивости на окружающие явления, формир...

Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой

Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....

Методическая разработка по познавательно–исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Моя Родина – Россия»

Методическая разработкапо познавательно–исследовательской деятельности в старшейгруппе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему«Моя Родина – Россия»...