Конспект ООД в младшей группе «Песок, глина, земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе «Песок, глина, земля»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями.
Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения
Воспитательные:
- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать с другими детьми и с воспитателем.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.
Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, землей на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.
Методы и приёмы:
Наглядный: показ воспитателя.
Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.
Практический: экспериментирование - элементарные опыты.
Игровой: сюрпризный момент, игра путешествие.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за песком и почвой.
Рассматривание песка, земли.
Труд в уголке природы и на участке.
Самостоятельная деятельность:
Дидактические игры (лото, домино)
Просмотр книг и иллюстраций кто живёт в почве.
Ход НОД:
Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раздается стук. Незнайка вносит коробку.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я опять к Вам в гости пришел, да не с пустыми руками.
Воспитатель: А что это ты нам принес?
Незнайка: А вы угадайте загадки! (загадывает)
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу (глина)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
Дождик льет – она все пьет.
Все остальное – зеленеет и растет (земля)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
Незнайка: Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй.
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).
- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей) Давайте попробуем!
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
- А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).
2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)
- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)
- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)
В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
Незнайка: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поплясать «Разноцветную игру», и я с вами тоже потанцую.
Физминутка под музыку.
Незнайка: Молодцы! А теперь перейдём к другому столу (на столе стакан с водой, стакан с землёй и ложка).
3 опыт:
- Ребята, а что это? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. А вы знаете, какие это жильцы?
Ответы детей (дождевые черви, кроты, жуки и др.).
- Ребята, а чем они дышат?
Ответы детей (как и все животные, воздухом).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли в почве воздух. (показывает опыт) Опустим в банку с водой землю, и понаблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Самостоятельная работа детей.
- А теперь вы попробуйте проделать то же самое.
Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Незнайка: Молодцы, ребята!
Незнайка: Ой, я забыл, а сейчас какое время года? (Ответы детей). Я же купил семена лука. Вы мне не поможете посадить?
Отправляются к другому столу.
4 опыт:
На столе 3 тарелки в них: песок мокрый, глина, и земля.
Незнайка раздаёт семена.
- Дети, а куда вы будете сеять мой лук? Где быстрее вырастет лук? (Ответы детей)
Незнайка: Какие вы молодцы! Спасибо вам, вы очень много мне сегодня рассказали. И я хочу вас наградить.
Незнайка даёт, воспитателю волшебную коробочку с сюрпризом.
Прощается.
Воспитатель: До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё.
Воспитатель: Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился?
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песок, глина, земля
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интере...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект НОД в старшей группе "Песок, глина, земля"
Конспект НОД предназначен для деей старшей группы в ходе работы по экспериментированию....

Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в младшей группе «Песок и глина»
Цель: формирование у детей представлений о природных материалах: песке и глине; о свойствах песка и глины; развитие исследовательской деятельности у детей.Образовательные задачи:- ...
Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей. Задачи:Образовательные:- Формировать умения и нав...

Конспект ОД в младшей группе Сравнение глины и камня
Цель: Закрепить знания детей о свойствах глины: она мокрая, мягкая и из глины можно лепить. Познакомить детей с камнем. Камень твердый. Он не мнется. Из него нельзя лепить. Усовершенствовать уме...