Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром;
- Подводить детей к ответу полными предложениями;
- Формировать навыки проведения лабораторных опытов;
- Обогащать словарный запас новыми понятиями.
Развивающие:
- Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
- Прививать любовь к природе.
Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.
Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_eksperimentalnoy_deyatelnosti_na_temu_pesok_glina_zemlya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром;
- Подводить детей к ответу полными предложениями;
- Формировать навыки проведения лабораторных опытов;
- Обогащать словарный запас новыми понятиями.
Развивающие:
- Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
- Прививать любовь к природе.
Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.
Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.
Ход занятия:
Дети становятся в круг, вместе со мной проговаривают:
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Раздается стук. Незнайка вносит коробку.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я опять к Вам в гости пришел, да не с пустыми руками.
В: А что это ты нам принес?
Незнайка: А вы угадайте загадки! (загадывает)
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу (глина)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
Дождик льет – она все пьет.
Все остальное – зеленеет и растет (земля)
Ответы детей.
Незнайка: Правильно!
(Незнайка открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй)
В: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).
В: Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
В: Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
В: Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
В: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?
Ответы детей.
В: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей) Давайте попробуем!
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
В: А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).
2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)
- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)
- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)
В заключение я делаю вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
Незнайка: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поплясать «Разноцветную игру», и я с вами тоже потанцую.
Физминутка под музыку.
Незнайка: Молодцы! А теперь перейдём к другому столу (на столе стакан с водой, стакан с землёй и ложка).
3 опыт:
- Ребята, а что это? (ответы детей)
В: Дети, вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. А вы знаете, какие это жильцы?
Ответы детей (дождевые черви, кроты, жуки и др.).
В: Ребята, а чем они дышат?
Ответы детей (как и все животные, воздухом).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли в почве воздух. (показывает опыт) Опустим в банку с водой землю, и понаблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Самостоятельная работа детей.
В: А теперь вы попробуйте проделать тоже самое.
Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Незнайка: Молодцы, ребята!
Незнайка: Ой, я забыл, а сейчас какое время года? (Ответы детей). Я же купил семена лука. Вы мне не поможете посадить?
Отправляются к другому столу.
4 опыт:
На столе 3 тарелки в них: песок мокрый, глина, и земля.
(Незнайка раздаёт семена)
- Дети, а куда вы будете сеять мой лук? Где быстрее вырастет лук? (Ответы детей)
Незнайка: Какие вы молодцы! Спасибо вам, вы очень много мне сегодня рассказали. И я хочу вас наградить.
(Незнайка даёт, волшебную коробочку с сюрпризом)
Прощается.
В: До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё.
В: Дети, скажите, что вам понравилось? Чем мы сегодня занимались? Кто к нам приходил? Какой опыт особенно запомнился? Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в младшей группе «Песок, глина, земля»
Конспект ООД «Песок, глина, земля»...
Песок, глина, земля
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интере...
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...
Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...
Конспект НОД в старшей группе "Песок, глина, земля"
Конспект НОД предназначен для деей старшей группы в ходе работы по экспериментированию....
Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".
Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....
Проведение экспериментальной деятельности на тему «Песок, глина, земля»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей. Задачи:Образовательные:- Формировать умения и нав...