Конспект НОД в старшей группе "Песок, глина, земля"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД предназначен для деей старшей группы в ходе работы по экспериментированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_pesok_glina_zemlya.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru
ИНН 3704002708 КПП 370401001
КОНСПЕКТ НОД
на тему»
«Песок, глина, земля»
в старшей группе.
Образовательная область:
познавательное развитие
Разработала воспитатель:
Скараева А.З.
г.Тейково
2020г.
Конспект НОД в старшей группе
«Песок, глина, земля»
Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной и землей.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром
- Подводить детей к ответу полными предложениями.
- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.
- Обогащать словарный запас новыми понятиями.
Развивающие: развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения
Воспитательные:
- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
- Прививать любовь к природе.
Предпосылки УУД: умение слушать и слышать друг друга и воспитателя, умение взаимодействовать с другими детьми и с воспитателем.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.
Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, землей на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, трубочки, салфетки, ложки, стаканы с водой, формочки.
Методы и приёмы:
Наглядный: показ воспитателя.
Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.
Практический: экспериментирование - элементарные опыты.
Игровой: сюрпризный момент, игра путешествие.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за песком и почвой.
Рассматривание песка, земли, глины.
Самостоятельная деятельность:
Дидактические игры (лото, домино)
Просмотр книг и иллюстраций кто живёт в почве.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундуком, чтобы узнать, что внутри вам надо отгадать загадки.
Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (глина)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Дождик льет – она все пьет.
Все остальное – зеленеет и растет (земля)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, землёй.
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и землю. Итак, давайте войдем в нашу лабораторию и начнем исследование (отодвигается ширма, на столе подносы на них стакан с песком, ложечка, формочка для песка, стакан с водой, трубочка, салфетки).
- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
«Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
- Как вы думаете, что это сыплется?
- Возьмите лупы, рассмотрите это.
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей).
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
- А теперь перейдём к другому столу (на столе тарелочки закрыты салфетками).
2 опыт: Поднимите салфетки! Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)
- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)
- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.) Ребята, я хочу вам также рассказать, что в Дагестане есть село Балхар, там мастера изготавливают глиняные кувшины и игрушки. (Показ кувшинов)
В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поиграть «Дождик песенку поет
», и я с вами тоже поиграю.
Пальчиковая гимнастика.
Дождик песенку поет,
Только кто ее поймет?
Не пойму ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно.
Кончится дождь!
Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.
Воспитатель: Молодцы! А теперь перейдём к другому столу (на столе стакан с водой, стакан с землёй и ложка).
3 опыт:
- Ребята, а что это? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы знаете, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов. А вы знаете, какие это жильцы?
Ответы детей (дождевые черви, кроты, жуки и др.).
- Ребята, а чем они дышат?
Ответы детей (как и все животные, воздухом).
Воспитатель: А теперь давайте проверим, есть ли в почве воздух. (показывает опыт) Опустим в банку с водой землю, и понаблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Самостоятельная работа детей.
- А теперь вы попробуйте проделать то же самое.
Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А сейчас мы с вами узнаем, как происходит загрязнение почвы; обсудим возможные последствия этого.
Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой, в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Воспитатель: Ребята рассмотрите воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? В одной чистая дождевая вода, в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю.
Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почвы после полива.
Воспитатель: Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
О чем попросили бы, если бы умели говорить?
Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть).
Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности). Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудим, что могут для этого сделать дети (каждый из них), их родители, воспитатели.
Воспитатель: Ой, я забыла, а сейчас какое время года? (Ответы детей). Я же купила семена лука. Вы мне не поможете посадить?
Отправляются к другому столу.
4 опыт:
На столе 3 тарелки в них: песок мокрый, глина, и земля.
Воспитатель раздаёт семена.
- Дети, а куда вы будете сеять мой лук? Где быстрее вырастет лук? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился?
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"
формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...
Конспект НОД в старшей группе "Богатыри земли русской"
Конспект НОД в старшей группе«Богатыри земли русской» Цели: - расширять кругозор детей, формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богат...
Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку»
Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку»...
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «По земле, по воздуху, по морю…» (техника пластилинография)
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «По земле, по воздуху, по морю…» (техника пластилинография)...
конспект ООД в старшей группе "Глина и песок-это интересно"
Знакомство детей дошкольников старшего дошкольног возраста со свойствами песка и глины путем опытно-экспериментальной деятельности...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Материал будет полезен для воспитателей, инструкторов по физической культуре и других специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста. Сценарий популяризирует физическую культуруу старших дошко...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Земля- наш общий дом".
Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком....