Конспект непосредственно образовательной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Долотина Татьяна Валерьевна

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема:

«Наши друзья – пернатые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема:

«Наши друзья – пернатые»

Подготовила и провела

                                                                    воспитатель:

                                                                      Долотина Т.В.

р.п.Шатки

Программное содержание:

  1.   Продолжать знакомить с многообразием птиц.

        2.   Расширять представление о зимующих и перелетных птицах.

  1. Закрепить представления детей о характерных особенностях зимнего периода времени;
  2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, решения творческих заданий;
  3. Совершенствовать речевой аппарат детей, используя артикуляционную гимнастику, чтение пословиц;
  4. Развивать фонетический слух; отчетливо и внятно произносить слова с заданным звуком, вычленять этот звук из слова, определять его позицию в слове;
  5. Развитие  общеречевых навыков (четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности), координация речи с движением;
  6. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики;
  7.  Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки.
  8.  Воспитание бережного отношения к природе;
  9.  Воспитывать в детях доброжелательность, умение выслушивать других.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование:

  1. Магнитофон.
  2. Карточки с контурными изображениями.
  3. Цветные карандаши.
  4. Картинки с птицами.
  5.  Мяч.
  6. Конверт с мозаикой птиц.

Методы и приёмы:

  1. Игровая ситуация.
  2. Проблемные вопросы.
  3. Беседа.
  4. Вопросы.
  5. Загадывание загадок.
  6. Игры.
  7. Художественное слово.
  8. Показ.
  9. Практическая деятельность детей.
  10. Поощрение.
  11. Выводы.
  12. Анализ.

Словарная работа:

Зимующие, перелётные, стая, ослабевшие, мозаика, приметы, правила, втихомолку, контуры.

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, пословиц.

Цель: учить отгадывать загадки, мыслить логически.

  • Разучивание упражнения «Снегири».

Цель: расширить представления детей о птицах, развивать физические навыки.

  • Чтение сказки «Как сорока клеста судила».

Цель: расширить кругозор детей, развивать речь, память.

  • Изучение по картинкам зимующих птиц: внешний вид, название птиц, виды подкормок.

Цель: закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к ним.

  • Чтение стихотворения Н.Рубцов «Воробей»

Цель: развивать интерес к окружающему миру, обогащать знания детей о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к природе.

План непосредственной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

1.)Упражнение «Цепочка доброты».

Цель: -закрепить умение различать чувства и эмоции других людей по мимике;

-повысить уверенность в себе, активность и самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности;

-воспитывать чувство единства, положительные черты характера.

         2.)Упражнение с артикуляционной гимнастикой.

         Цель: -совершенствовать речевой аппарат детей, используя артикуляцион-       ную гимнастику.

  1. Основная часть.
  1. Игровая ситуация.

Цель: -Вызвать интерес к дальнейшему ходу занятия.

2.)Пословицы и поговорки.

Цель: -Расширить кругозор детей, развивать речь и память.  

3.)Задание «Собери птичку»

Цель: -Развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из частей целостное изображение.

4.)Игра «Кого чем угостим»

Цель: - Закреплять знания детей о зимующих птицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.

5.)Физкультминутка «Снегири»

Цель: -Укрепить здоровье детей формировать привычку ЗОЖ.

6.)Дети читают стихи.

Цель: - Развитие  общеречевых навыков ,четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности.

7.)Правила.

Цель: -Способствовать накоплению у детей конкретных правил подкормки птиц, о значении птиц в нашей жизни, воспитывать бережное отношение к птицам.

8.)Приметы.

Цель: -Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о погоде.

9.)Упражнение «Будьте внимательными».

Цель: - Развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, стимуляция и упражнение зрительных функций.

10.)Игра «Прилетели птицы».

Цель: -Развивать познавательный интерес, внимание у детей.

  1. Заключительная часть.

1.)Беседа воспитателя с детьми.

Цель: -Уточнить и обобщить полученные детьми знания, воспитание бережного отношения к природе.

В течении занятия использовать поощрения детей.

 Цель: -активизировать детей к участию в занятии.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I.Организационный момент.

(Дети подходят к воспитателю)

Воспитатель: Дети, давайте возьмёмся за руки и через рукопожатие передадим наше хорошее настроение , заботу, внимание, улыбку друг другу.

(Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты»)

-Почувствовали,  как сразу стало уютней и теплей от наших добрых слов?

Воспитатель: -Ребята послушайте и отгадайте загадку:

«Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед…»

   

Воспитатель: -В какое время года это бывает?  (Так бывает зимой.)

Воспитатель предлагает детям закрепить названия зимних месяцев (допускается ответ хором)

                        -Какой первый месяц? (декабрь)

-Какой второй месяц? (январь)

-Какой третий месяц? (февраль)

-Сколько месяцев длится зима? (3 месяца).

       -А какая погода в нашем крае зимой?

(холодная, морозная, снежная…)

Воспитатель выводит детей на ковёр.

Воспитатель: -Ребята, представим, что мы попали в зимний лес. Тихо в лесу, холодно, ветер свистит.

(Дети стоят рядом с воспитателем и выполняют упражнения с артикуляционной  гимнастикой.)

                        -Как ветер свистит (с-с-с)

-Деревья качаются и шумят (ш-ш-ш)

      -Метель завьюжила (у-у-у)

Воспитатель: -Ребята, что вы сейчас называете? (звуки)

II.Основная часть.

Воспитатель: -Но вот ветер утих, тишина стоит. И вдруг

      (звучит магнитофонная запись пения птиц)

Воспитатель: -Что это за певцы послышались в лесу?

                          -Вот они и к нам прилетели.

           (Дети узнают голоса птиц и называют их, садятся за столы.)

Воспитатель: -Давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах

           Ответы детей:

  1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  2. Всякая птица своим пером гордится.
  3. Всякая птица по-своему поёт.
  4. Всякая птица своим клювом сыта.

Воспитатель:  -А какие бывают птицы? (Зимующие и перелётные).

     -Чем они отличаются друг от друга? (Перелетные птицы улетают, а зимующие остаются.)

-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.

1. Всех прилётных птиц черней,
   Чистит пашню от червей.
   Взад-вперёд по пашне вскачь.
   А зовётся птица ...
( Грач)

                                                        2. Чернокрылый,
                                                            Красногрудый
                                                            И зимой найдет приют:
                                                            Не боится он простуды-
                                                            С первым снегом
                                                            Тут как тут!          
(Снегирь)

3. Спинкою зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика.  (Синица) 

                                                        4. Кто в беретке ярко красной

                                                            В чёрной курточке атласной

                                                            На меня он не глядит  

                                                            Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Угадайте, что за птица-

    Темненькая невеличка.

    Беленькая с живота,

    Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)

                                                         6.  Я весь день ловлю жуков,

                                                             Ем букашек, червячков.

                                                             Зимовать не улетаю,

                                                             Под карнизом обитаю.  (Ворона)

7. На шесте весёлый дом

    С круглым маленьким окном.

    Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер.

    На крыльце поёт отец,

    Он и летчик, и певец.  (Скворец)

Воспитатель:– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)

Воспитатель: -Посмотрите на доску – давайте отделим перелетных птиц от зимующих. И  отгадаем  загадки, которые нам подготовили Настя и Павлик.

Настя:              «Кто летает тёмной ночью

 И схватить мышонка хочет?» (Сова)

                       

Воспитатель: - Что вы знаете о сове? (Ответы детей)

Павлик:            «Это птица никогда для птенцов

  Не вьёт гнезда» (Кукушка)

Воспитатель: -Что вы знаете о кукушке? (Ответы детей)

                        Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель:  -Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (Холодно, голодно)

Воспитатель: -Чем мы, люди, можем помочь птицам? (Покормить, развесить кормушки)

Воспитатель: - А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)

Воспитатель:– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)

Воспитатель:– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Воспитатель: -Каких птиц называют зимующими?

 (Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)

1)Работа в группах:

Задание  «Собери птичку»: 

Воспитатель: -У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу  и  назовите  её. (Дети выполняют задание)

Игра «Кого чем угостим»

Воспитатель: -А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостим»

(Воспитатель выводит детей на ковёр. Дети становятся в круг. У воспитателя в руках мяч. Он бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает, чем эту птичку будем кормить.)

Воспитатель: -Овсянку – Ребёнок: -овсом

Воробья - крошками

Голубя - пшеном

Снегиря - рябиной

Синицу - салом

Сороку - кусочками хлеба

Клеста - семечками

Ворону - мясом

Дятла - яблочком                              

( Дети садятся за столы. )

Физкультминутка «Снегири»

Воспитатель: -Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

 Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головкой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

 Воспитатель: -С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Воспитатель: -В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу,  голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Мы с вами читали о нелёгкой жизни воробья, вспомните, как называлось стихотворение и кто его автор? (Дети отвечают Н. Рубцов «Воробей»)

Воспитатель: -Как же люди могут помочь птицам зимой?  (Ответы детей)

1 ребенок:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

2 ребенок:

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель: -Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.

ПРАВИЛА:

- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

Воспитатель: -А сейчас я вам скажу приметы, по которым можно узнать погоду.  

                                                         ПРИМЕТЫ:

·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.

-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.

Воспитатель: -Ребята, а что такое стая? (Большая группа птиц)

                       - Выделите первый звук в слове стая.

Игра «Угадай где «с» ?

Воспитатель: - А сейчас проведем игру «Угадай где «с»? (Дети отвечают, где находится звук «с»  вначале, в середине или в конце слова?)

 Воспитатель: - Слушайте внимательно: сорока, снегирь, клёст, сова, свиристель.

Воспитатель: -Ребята, в лесной почте для нас есть письмо. Вот какое задание предлагают  выполнить нам лесные жители.

Упражнение «Будь внимательным»

Воспитатель: -Контуры каких птиц у вас на карточках?

                        -Обведите любую птичку по контуру.

                 (Самостоятельная работа детей с карточками.)( 3-4 мин.)

III.Заключительная часть.

Воспитатель: -Ребята, наше занятие  подошло к концу. Сегодня мы  узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Какая птица вам очень понравилась? Почему?

 -Как называют  птиц, улетающих в тёплые края?

-Каких перелётных птиц вы запомнили?

 -Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы  как старшие должны беречь и охранять.

Воспитатель:   - Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую активность на занятии. А сейчас мы пойдем в группу и поиграем в игру «Прилетели птицы»

Игра «Прилетели птицы»

 Воспитатель: - А теперь давайте поиграем:

-Я буду называть только птиц, вы машете руками, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать .

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...