Конспект непосредственно образовательной деятельности
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема:
«Наши друзья – пернатые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема:
«Наши друзья – пернатые»
Подготовила и провела
воспитатель:
Долотина Т.В.
р.п.Шатки
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с многообразием птиц.
2. Расширять представление о зимующих и перелетных птицах.
- Закрепить представления детей о характерных особенностях зимнего периода времени;
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, решения творческих заданий;
- Совершенствовать речевой аппарат детей, используя артикуляционную гимнастику, чтение пословиц;
- Развивать фонетический слух; отчетливо и внятно произносить слова с заданным звуком, вычленять этот звук из слова, определять его позицию в слове;
- Развитие общеречевых навыков (четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности), координация речи с движением;
- Развитие зрительного внимания и мелкой моторики;
- Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки.
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Воспитывать в детях доброжелательность, умение выслушивать других.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование:
- Магнитофон.
- Карточки с контурными изображениями.
- Цветные карандаши.
- Картинки с птицами.
- Мяч.
- Конверт с мозаикой птиц.
Методы и приёмы:
- Игровая ситуация.
- Проблемные вопросы.
- Беседа.
- Вопросы.
- Загадывание загадок.
- Игры.
- Художественное слово.
- Показ.
- Практическая деятельность детей.
- Поощрение.
- Выводы.
- Анализ.
Словарная работа:
Зимующие, перелётные, стая, ослабевшие, мозаика, приметы, правила, втихомолку, контуры.
Предварительная работа:
- Разучивание загадок, пословиц.
Цель: учить отгадывать загадки, мыслить логически.
- Разучивание упражнения «Снегири».
Цель: расширить представления детей о птицах, развивать физические навыки.
- Чтение сказки «Как сорока клеста судила».
Цель: расширить кругозор детей, развивать речь, память.
- Изучение по картинкам зимующих птиц: внешний вид, название птиц, виды подкормок.
Цель: закрепить и расширить знания детей о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к ним.
- Чтение стихотворения Н.Рубцов «Воробей»
Цель: развивать интерес к окружающему миру, обогащать знания детей о зимующих птицах, воспитывать бережное отношение к природе.
План непосредственной образовательной деятельности.
- Организационный момент.
1.)Упражнение «Цепочка доброты».
Цель: -закрепить умение различать чувства и эмоции других людей по мимике;
-повысить уверенность в себе, активность и самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности;
-воспитывать чувство единства, положительные черты характера.
2.)Упражнение с артикуляционной гимнастикой.
Цель: -совершенствовать речевой аппарат детей, используя артикуляцион- ную гимнастику.
- Основная часть.
- Игровая ситуация.
Цель: -Вызвать интерес к дальнейшему ходу занятия.
2.)Пословицы и поговорки.
Цель: -Расширить кругозор детей, развивать речь и память.
3.)Задание «Собери птичку»
Цель: -Развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из частей целостное изображение.
4.)Игра «Кого чем угостим»
Цель: - Закреплять знания детей о зимующих птицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.
5.)Физкультминутка «Снегири»
Цель: -Укрепить здоровье детей формировать привычку ЗОЖ.
6.)Дети читают стихи.
Цель: - Развитие общеречевых навыков ,четкости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности.
7.)Правила.
Цель: -Способствовать накоплению у детей конкретных правил подкормки птиц, о значении птиц в нашей жизни, воспитывать бережное отношение к птицам.
8.)Приметы.
Цель: -Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о погоде.
9.)Упражнение «Будьте внимательными».
Цель: - Развивать зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, стимуляция и упражнение зрительных функций.
10.)Игра «Прилетели птицы».
Цель: -Развивать познавательный интерес, внимание у детей.
- Заключительная часть.
1.)Беседа воспитателя с детьми.
Цель: -Уточнить и обобщить полученные детьми знания, воспитание бережного отношения к природе.
В течении занятия использовать поощрения детей.
Цель: -активизировать детей к участию в занятии.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I.Организационный момент.
(Дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: Дети, давайте возьмёмся за руки и через рукопожатие передадим наше хорошее настроение , заботу, внимание, улыбку друг другу.
(Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты»)
-Почувствовали, как сразу стало уютней и теплей от наших добрых слов?
Воспитатель: -Ребята послушайте и отгадайте загадку:
«Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед…»
Воспитатель: -В какое время года это бывает? (Так бывает зимой.)
Воспитатель предлагает детям закрепить названия зимних месяцев (допускается ответ хором)
-Какой первый месяц? (декабрь)
-Какой второй месяц? (январь)
-Какой третий месяц? (февраль)
-Сколько месяцев длится зима? (3 месяца).
-А какая погода в нашем крае зимой?
(холодная, морозная, снежная…)
Воспитатель выводит детей на ковёр.
Воспитатель: -Ребята, представим, что мы попали в зимний лес. Тихо в лесу, холодно, ветер свистит.
(Дети стоят рядом с воспитателем и выполняют упражнения с артикуляционной гимнастикой.)
-Как ветер свистит (с-с-с)
-Деревья качаются и шумят (ш-ш-ш)
-Метель завьюжила (у-у-у)
Воспитатель: -Ребята, что вы сейчас называете? (звуки)
II.Основная часть.
Воспитатель: -Но вот ветер утих, тишина стоит. И вдруг
(звучит магнитофонная запись пения птиц)
Воспитатель: -Что это за певцы послышались в лесу?
-Вот они и к нам прилетели.
(Дети узнают голоса птиц и называют их, садятся за столы.)
Воспитатель: -Давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах
Ответы детей:
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Всякая птица своим пером гордится.
- Всякая птица по-своему поёт.
- Всякая птица своим клювом сыта.
Воспитатель: -А какие бывают птицы? (Зимующие и перелётные).
-Чем они отличаются друг от друга? (Перелетные птицы улетают, а зимующие остаются.)
-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.
1. Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица ... ( Грач)
2. Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
Воспитатель:– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)
Воспитатель: -Посмотрите на доску – давайте отделим перелетных птиц от зимующих. И отгадаем загадки, которые нам подготовили Настя и Павлик.
Настя: «Кто летает тёмной ночью
И схватить мышонка хочет?» (Сова)
Воспитатель: - Что вы знаете о сове? (Ответы детей)
Павлик: «Это птица никогда для птенцов
Не вьёт гнезда» (Кукушка)
Воспитатель: -Что вы знаете о кукушке? (Ответы детей)
Воспитатель дополняет ответы детей.
Воспитатель: -Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (Холодно, голодно)
Воспитатель: -Чем мы, люди, можем помочь птицам? (Покормить, развесить кормушки)
Воспитатель: - А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
Воспитатель:– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
Воспитатель:– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: -Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
1)Работа в группах:
Задание «Собери птичку»:
Воспитатель: -У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу и назовите её. (Дети выполняют задание)
Игра «Кого чем угостим»
Воспитатель: -А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостим»
(Воспитатель выводит детей на ковёр. Дети становятся в круг. У воспитателя в руках мяч. Он бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает, чем эту птичку будем кормить.)
Воспитатель: -Овсянку – Ребёнок: -овсом
Воробья - крошками
Голубя - пшеном
Снегиря - рябиной
Синицу - салом
Сороку - кусочками хлеба
Клеста - семечками
Ворону - мясом
Дятла - яблочком
( Дети садятся за столы. )
Физкультминутка «Снегири»
Воспитатель: -Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке.
Головкой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Воспитатель: -С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь. Мы с вами читали о нелёгкой жизни воробья, вспомните, как называлось стихотворение и кто его автор? (Дети отвечают Н. Рубцов «Воробей»)
Воспитатель: -Как же люди могут помочь птицам зимой? (Ответы детей)
1 ребенок:
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
2 ребенок:
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель: -Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
ПРАВИЛА:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Воспитатель: -А сейчас я вам скажу приметы, по которым можно узнать погоду.
ПРИМЕТЫ:
·Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
·Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
-Ворона сидит утром на верхушках дерева и каркает к вьюге.
-Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
Воспитатель: -Ребята, а что такое стая? (Большая группа птиц)
- Выделите первый звук в слове стая.
Игра «Угадай где «с» ?
Воспитатель: - А сейчас проведем игру «Угадай где «с»? (Дети отвечают, где находится звук «с» вначале, в середине или в конце слова?)
Воспитатель: - Слушайте внимательно: сорока, снегирь, клёст, сова, свиристель.
Воспитатель: -Ребята, в лесной почте для нас есть письмо. Вот какое задание предлагают выполнить нам лесные жители.
Упражнение «Будь внимательным»
Воспитатель: -Контуры каких птиц у вас на карточках?
-Обведите любую птичку по контуру.
(Самостоятельная работа детей с карточками.)( 3-4 мин.)
III.Заключительная часть.
Воспитатель: -Ребята, наше занятие подошло к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
-Как называют птиц, которые не улетают на юг?
-Почему их так называют?
-Каких зимующих птиц вы запомнили?
-Какая птица вам очень понравилась? Почему?
-Как называют птиц, улетающих в тёплые края?
-Каких перелётных птиц вы запомнили?
-Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять.
Воспитатель: - Молодцы ребята вы хорошо отвечали и проявили большую активность на занятии. А сейчас мы пойдем в группу и поиграем в игру «Прилетели птицы»
Игра «Прилетели птицы»
Воспитатель: - А теперь давайте поиграем:
-Я буду называть только птиц, вы машете руками, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать .
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...